Сценарий родительского собрания "Игра ребенка в семье"
материал (младшая группа)

Арсентьева Елена Александровна

Просвещение родителей о детской игре и ее возможностях для детского развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание61.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания в детском саду

во второй младшей группе

 «Игра  ребенка  в  семье»

Цель: привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

Задачи: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; познакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях, с разными видами игр.

Участники: воспитатели, родители, музыкальный руководитель, дети.

Место проведения: музыкальный зал.

План проведения собрания

1. Вступительный этап.

2. Основная часть:

-  анализ результатов мини-исследования;

-  практические задания.

3. Подведение итогов собрания:

-  рефлексия.

I. Подготовительный этап

1. Оформление красочных приглашений для каждого родителя.

2. Проведение мини-исследований.

«Любимая игрушка»

Детям предлагают несколько различных игрушек на выбор: куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, заводная машина, развивающая игра, музыкальная игрушка и т. п.

Вариант 1. Детей просят назвать свои любимые игрушки и игры. Воспитатель записывает, что выбрал каждый ребенок или фотографирует ребенка вместе с игрушкой.

Вариант 2. Детей просят расположить игрушки на лесенке так, чтобы самая любимая была на верхней ступеньке, а самая нелюбимая — на нижней.

Анкетирование родителей

- Любит ли ваш ребенок играть?

- В какие игры вы играет с ним дома?

- Чему могут научить ребенка эти игры?

«Незаконченное предложение»

(Родителям предлагается закончить следующие предложения.

• Любимая игра моего ребенка — это...

• Дома наш ребенок любит играть в...

• Папа любит с ним играть в...

• Мама любит с ним играть в...

Члены родительского комитета группы анализируют результаты мини-исследования и готовят сообщение об итогах.)

3. Подготовка материалов для совместной Игротеки.

II. Организационный этап

1. Оформление выставок: «Для вас, родители!», «Игрушки для малышей».

2. Подготовка «конверта дружеских вопросов».

3. Подготовка необходимых материалов (фишек, карточек, плакатов, бумаги, карандашей, игр, игрушек).

III. Вступительный этап

Ход мероприятия

(Родители делятся на три группы с помощью цветных фишек (или трех видов карточек с изображением игрушек — кукл, мишек, машинок), которые они получили при входе в зал.)

Уважаемые родители, здравствуйте. Сегодня мы хотим поговорить об играх с детьми дома. Тема собрания: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи».

Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша — это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.

IV. Основная часть

Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

— Объясните, как вы понимаете слова Макаренко.

(Рассуждения родителей.)

Нередко говорят, что игра для детей — дело серьезное.

(Воспитатель обращает внимание родителей на плакат.)

https://kladraz.ru/images/24(20).jpg

Это ключевые понятия игровой деятельности. Основной деятельностью ребенок является игра, поэтому все интересы детей направлены или связаны с игрой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.

— Выполните следующее задание. Изобразите на бумаге возможности игры. Чему она может научить ребенка? Какие процессы развивает?

(Родители работают в группах. Результаты озвучиваются и помещаются на мольберт или доску.)

Возможности игры огромны, они:

-  развивают познавательные процессы личности - внимание, память, восприятие, мышление, воображение;

- тренируют наблюдательность и ум;

- развивают творческие способности детей;

-  формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;

- способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;

- учат самодисциплине, настойчивости, выдержке — всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.

Анализ результатов мини-исследования

Наши дети любят играть. Об этом вы говорите в своих анкетах. Эту особенность учитывает воспитатель при подготовке и проведении занятий с малышами. Игры и игровые ситуации на занятиях — это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. И очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами.

— Давайте посмотрим на себя со стороны - какие мы? Любим ли играть с детьми? Находим ли для этого время? Что мы знаем об играх своего ребенка и его предпочтениях?

Выступление родителей. Анализ анкет родителей и мини - исследования «Незаконченное предложение».

Практические задания

Задание 1

— Как вы думаете, на какие группы можно разделить все игры?

(Обсуждение в микрогруппах.)

(Родители на заготовках в виде кругов Эйлера («Палитра») пишут свою классификацию, затем все вывешивается на видное место — мольберт или доску).

Воспитатель. Игра — многогранное понятие, поэтому существует большое разнообразие классификаций игр.

Из всего этого многообразия я приведу лишь одну классификацию.

• Игры с правилами.

• Ролевые игры.

• Творческие игры.

А сейчас я немного расскажу о некоторых играх и покажу, чему они могут научить. Ведь каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то.

• Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и мудрости.

• Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.

• Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры «Большой — маленький», «Какого цвета», «Придумай слово»; сочинить с вами сказку, сосчитать предметы на кухне, придумать задачу, посоревноваться в скороговорках и т. д

• Научитесь играть в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора.

• Прививайте детям любовь к игровым развлечениям — кроссвордам, головоломкам, шарадам, ребусам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум.

• Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными.

• Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной.

Можно говорить еще о многих играх, но за такой маленький промежуток времени всего не охватишь.

Задание 2

Ознакомьтесь с условиями развития игровой деятельности детей и выберите те, которые существуют в вашей семье.

(Родителям предлагаются карточки, на которых сформулированы условия развития игровой деятельности детей в семье (приложение 1).)

Задание 3

Продолжите фразу.

Воспитатель бросает мяч родителям, произносит начало фразы и просит продолжить ее по своему усмотрению.

- Когда мой ребенок играет один, то...

- Если ребенок просит поиграть с ним, а я чем-то занята, то...

- Ребенок любит играть с отцом, когда...

Задание 4

«Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок».

(Родителям предлагают несколько различных игрушек на выбор: куклу, настольно-печатные игры, мяч, скакалку, заводную машину, развивающую игру «Что за птица?», музыкальную игрушку и т. п. Воспитатель обращается к родителям с вопросом: «Как вы думаете, какую игрушку предпочел ваш ребенок и почему? Назовите любимые игрушки и игры своего ребенка». Предварительно детей просят выбрать из предложенного набора любимую игрушку или назвать свои любимые игрушки и игры. Ответы детей и взрослых сопоставляются. Далее проходит обсуждение с родителями знания ими игровых интересов своих детей.)

Задание 5

«Конверт дружеских вопросов».

(Обсуждение вопросов в группах, затем выступает один представитель от группы.)

— Можно ли играть с детьми в карты?

— Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?

— Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?

— Нужно ли ребенку поддаваться в игре? Когда? Почему?

Воспитатель. «Одна из важных задач родителя — научить

ребенка проигрывать. Известно, что некоторые дети не переносят проигрышей: плачут, устраивают сцены, отказываются играть. Не стоит в таких случаях жалеть ребенка, идти у него на поводу, стараться нарочно проиграть. Ведь игра — это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнование, соперничество и, конечно, возможные проигрыши.

Ваша игра с ребенком готовит его к жизни. Через игру он может понять, что, во-первых, его не всегда ждет успех; во-вторых, что для успеха надо работать, думать и много знать; в-третьих, проигрыш еще не конец света.

Если ваш ребенок особенно чувствительный, то поговорите с ним заранее. Отметьте, что каждый из нас будет время от времени проигрывать, и тогда каждый может поделиться своими огорчениями, а другой может ему посочувствовать» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Примечание. Ориентация ребенка на выигрыш появляется у него только в 4,5 года.

Задание 6

Продемонстрируйте сюжетно-ролевые игры: «У мишки день рождения», «Оденем куклу на прогулку».

(Родителям дают игрушки: куклу, мишку, набор посуды, мебель и др.)

Задание 7

Конкурс.

(Работа в группах.)

Придумайте забавную историю про игрушку, которую можно рассказать ребенку.

Победителя конкурса определяют сами родители по громкости аплодисментов.

Воспитатель. А теперь... (И.О. родителя) порекомендует литературу, которая вам поможет в выборе игр и их организации

(Выступление родителей.)

V. Подведение итогов собрания

Рефлексия

Нам очень хотелось бы узнать мнение каждого из вас о сегодняшнем мероприятии. После того как закончится наше собрание, просим вас закончить предложение.

(Родителям раздаются листы в форме игрушек - лошадки неваляшки, пирамидки, матрешки и т. п.).

Сегодня я для себя выяснил(а)... , открыл(а)... , узнал(а)...

Заранее вас благодарим.

Кто такие наши дети?

Это дети, стоящие на головах.

Чтобы выглядеть прилично,

Ведь из такого положения видно отлично,

Что взрослые не такие большие

И растут вверх ногами,

Ходят с серьезными головами

И смотрят, что это дети делают.

«Ну-ка, ну-ка», — присматриваются взрослые,

Поворачиваются и понимают,

Что дети им мир игры открывают.

Чудесный мир игры — это просто!

Примерим этот мир на себя.

А сейчас наши воспитанники и музыкальный руководитель... (Ф.И.О.) приглашают вас принять участие в совместной игротеке «Давайте поиграем».

(Совместная игротека «Давайте поиграем» (приложение 2). Раздача памяток (приложение 3). Индивидуальные беседы с родителями. Решение текущих вопросов. Принятие решения собрания.)

Приложение 1. Условия развития игровой деятельности детей в семье

• Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.

• Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание аудиозаписей, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров, привлечение внимания детей к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.

• Выделение времени для игры с ребенком.

• Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

• Стимулирование использования в игре предметов- заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.

• Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.

• Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно- печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).

Приложение 2. Игротека детей и родителей «Давайте поиграем»

(Родители участвуют вместе с детьми во всех играх.)

(Звучит музыка, появляется Карлсон с чемоданом в руках.)

Карлсон. Всем привет! Простите, у вас можно здесь приземлиться?

Ведущий. Конечно! Ребята, кто прилетел к нам в гости?

Дети. Карлсон!

Карлсон. Нет, я не просто Карлсон, а Карлсон, который живет на крыше! Но вы меня можете звать просто Карлсон. А чего это вы тут собрались?

Ведущий. Мы рассказываем родителям, в какие игры нам нравится играть и о том, как это полезно.

Карлсон. Да не рассказывать надо, а просто всем вместе играть! А какие игры без меня? Я ведь самый лучший в мире специалист по играм! Чемпион по шалостям и забавам. Вот у меня даже чемодан есть — в нем столько игр! Всем хватит! И команды у нас будут. Вы — «Смешинки», а вы — «Веселинки».

Ведущий. Команды готовы?

Карлсон. Итак, начинаем с разминки!

Ежики

Два притопа, два прихлопа —

Ежики, ежики.

Наковали, наковали —

Ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте —

Зайчики, зайчики.

Скажем дружно, скажем вместе —

Девочки! Мальчики!

А теперь повторим, только родители тоже будут кричать «мамочки», «папочки».

Молодцы! Команда «Смешинки» и команда «Веселинки» справились с разминкой! Открываем чемодан...Что же, что же ждет нас там?

(Достает ленточки.)

Ведущий. Ребята, догадались, в какую игру нас приглашает поиграть Карлсон?

Дети. «Ручейки и озера»!

Карлсон. А родители с игрой не знакомы, поэтому я им сейчас все объясню. Выбирается шесть ручейков: трое из команды «Веселинки», трое из команды «Смешинки». У них в руках ленточки. Остальные выстраиваются к ручейкам, держатся за руки. Ручейки бегают по залу. Услышите плеск волн, значит, надо быстро сделать «озеро» — перестроиться в кружок, а я буду смотреть, у какой команды самые красивые ручейки и озера.

(Игра «Ручейки и озера».)

Ведущий. Ну что, Карлсон, как тебе наши команды? Хорошие ручейки и озера получились?

Карлсон. Здорово! Я даже успел в чемодан из одного озера что-то спрятать! Поглядите-ка! (Достает рыбку.) Теперь с ней поиграем! Вот это у меня «озеро». Если рыбка выпрыгивает из воды, что надо сделать?

(Левая рука, согнутая в локте напротив груди, — озеро, правая рука — рыбка.)

Ведущий. Надо хлопнуть в ладоши!

Карлсон. А если просто плавает?

Ведущий. Сидеть и ждать, когда же она вынырнет.

Карлсон. Сначала поиграю с командой «Смешинки», потом с командой «Веселинки». А потом все вместе поиграем!

(Игра «Рыбка».)

Карлсон. Замечательно! Открываем чемодан... Что же, что же ждет нас там?

(Достает дудочку, играет.)

Ведущий. Наверное, Карлсон, ты приглашаешь нас поиграть в оркестр!

Карлсон. Да! Да! Да! Я скоро в гости к бабушке в деревню полечу, там у нее гуси прямо по двору гуляют — один серый, другой белый. Вот про них одна команда пусть поет, а другая на инструментах подыгрывает. Посмотрим, у кого что лучше получится.

Ведущий. Первой за инструментами отправляется команда «Смешинки». «Веселинки» подпевают.

(«Оркестр» исполняет «Жили у бабуси».)

Карлсон. Да наших музыкантов, наверное, и на улице слышно было! Так здорово наигрывали. Особенно мне понравилась команда...

А сейчас открываем чемодан... Что же, что же ждет нас там?

(Достает жирафа, слона, зебру и барашка.)

Ведущий. Ребята, догадались, что мы сейчас будем делать? Правильно, петь веселую песенку.

Карлсон. А родители повторяют за детьми все движения. А я потом скажу, у кого лучше получилось.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде — (2 раза)

На лбу, ушах, на шее и локтях, на животе и на спине, коленях и носках.

У слоненка складки, складки, складки, складочки везде — (2 раза)

На лбу, ушах, на шее и локтях, на животе и на спине, коленях и носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде — (2 раза)

На лбу, ушах, на шее и локтях, на животе и на спине, коленях и носках.

У барашка есть кудряшки, есть кудряшечки везде — (2 раза)

На лбу, ушах, на шее и локтях, на животе и на спине, коленях и носках.

Карлсон. Все старались. У команды «Веселинки» оказались самые большие уши. А у «Смешинки» самые интересные локти! А сейчас открываем чемодан... Что же, что же ждет нас там? Ха-ха!

(Достает из чемодана платок, надевает его на голову.)

Карлсон (поет). У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке...

Ведущий. Все команды выходят и встают в один большой круг. Играем вместе!

У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке

(Идут по кругу.)

Сыновья и дочки, прыгали по кочкам.

(Прыжки на двух ногах.)

Вот с такими вот носами,

(Показать нос.)

Вот с такими бородами.

(Показать длинную бороду, покружиться.)

Все они сидели, ничего не ели, а делали вот так!

(Присесть.)

(Играют три раза.)

Карлсон. Молодцы! Весело получилось! И снова открываем чемодан... Что же, что же ждет нас там?

(Достает мешочек.)

Ведущий. Мешочек! Мы с ребятами знаем такую игру — надо узнать, что же там лежит, но подглядывать нельзя!

Карлсон. Правильно! Сначала отгадывает команда... А теперь вы...

(Игра «Мешочек».)

Карлсон. Чемоданчик, чемодан, какой сюрприз готовишь нам?

(Достает дырявую шапку.)

Ведущий. Похоже, кто-то пообедал твоей шапкой...

Карлсон. Ребята, кто же это может быть?

Дети. Моль!

Моль, моль, моль — ядовитая букашка,

Моль, моль, моль — усатая таракашка,

Моль, моль, моль — съела папины штаны.

Моль, моль, моль — съела мамино пальто,

Моль, моль, моль — съела плюшевого мишку,

Моль, моль, моль — накинула пальтишко,

Моль, моль, моль — надела рукавички

И пошла гулять в кино.

Моль, моль, моль — шла направо и налево,

Моль, моль, моль — шла вдоль и поперек,

Моль, моль, моль — бежала и летела,

Моль, моль, моль — быстро спряталась в клубок!

Карлсон. Молодцы! А теперь мне уже не терпится поиграть в другую игру!

(Достает лягушку.)

Ведущий. Игра «Цапли и лягушки».

Карлсон. Давайте так — первой играет команда «Веселинки».

Ведущий. Трое родителей — цапли, они будут стоять в самом конце зала на одной ножке и, когда к ним прискачут лягушки и скажут слова: «Догони-ка нас, дружок», будут лягушек ловить. А потом поиграет команда «Смешинки».

(Подвижная игра «Цапли и лягушки».)

Лягушки.

На одной ноге стоишь,

На болото ты глядишь.

А мы весело прыг-скок,

Догони-ка нас, дружок!

Карлсон. Здорово!

(Достает из чемодана ватрушку и подушку.)

Ведущий. А это что такое?

Карлсон. Эта игра такая — «Съедобное — несъедобное» называется. Если я скажу «ватрушка», то нужно поднять руки вверх, потому что ватрушка съедобная.

Ведущий. А если ты называешь что-нибудь несъедобное, то мы руки не поднимаем!

Карлсон. Все правильно, только я вас буду запутывать!

(Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное».)

Карлсон. Кажется, в моем чемодане осталась последняя игра! Так, сюда кладем сундучок, сюда конфету, сюда сверточек, сюда баночку с вареньем.

Ведущий. Сейчас каждая команда встанет около предметов, чтобы получились четыре кружочка. Под музыку бегаем вокруг своего предмета, держась за руки, по сигналу все игроки подбегают вот сюда и выполняют движения, которые вам буду! показывать. В это время мы с Карлсоном поменяем местами все предметы, и вам надо быстро их найти и снова встать в кружки. Все понятно?

Карлсон. Тогда играем все!

(Игра «Найди свой предмет».)

Карлсон. Что? Здорово с вами повеселились? Еще бы, со мной не соскучишься! Я ведь самый лучший в мире специалист по играм!

Ведущий. Карлсон, сегодня наши мамы и папы играли вместе с нами.

Карлсон. Молодцы! И вообще, ребята, чаще с ними играйте! А это вам подарок — новая настольная игра! Получайте! Ой, мне же на крышу возвращаться пора. Еще к малышу заглянуть надо. Пока!

Приложение 3. Памятка для родителей

• Начинайте играть в самые простые игры, постепенно усложняйте игровые задания и, не спеша, переходите к более трудным.

• Не разучивайте сразу очень много игр, ведь малыш должен «наиграться», ребенок младшего дошкольного возраста любит повторять.

• Хвалите ребенка за успехи в игре. Ориентация на выигрыш появляется только в 4,5 года, поэтому поощрение оценками, баллами, очками, распределением призовых мест возможно немного позже.

• Приучайте ребенка хранить игрушки и игровые предметы аккуратно, в специально отведенном для них месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий родительского собрания на тему "Семья и семейные традиции"

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.    Семейные традиции дают ребенку чувство уверенности ...

Сценарий родительского собрания «В каждой семье свои традиции"

Очень люблю, когда все собираются.Белою скатертью стол накрывается.Бабушка с мамою,Папа и я,Мы называемся вместе – семья. (О. Высотская)...

Сценарий родительского собрания «В каждой семье свои традиции»

Сценарий родительского собрания «В каждой семье свои традиции»...

Сценарий родительской встречи "Наша дружная семья: детский сад, родители, дети"

Цель: ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Задачи: 1. расширение контактов между дошкольным учреждением и семьей посредством моделирования перспектив ...

Сценарий родительской встречи "Наша дружная семья: детский сад, родители, дети"

Цель: ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Задачи: 1. расширение контактов между дошкольным учреждением и семьей посредством моделирования перспектив ...