Картотека "Пальчиковые игры"
картотека (младшая группа)

Пономарева Оксана Фаритовна

Картотека "Пальчиковые игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 41

Картотека

«Пальчиковые игры »

Выполнила: Пономарева О.Ф

СНЕЖНЫЙ КОМ

Взяли дети белый ком,                                                          ( Изображаем ком)

 Будем строить снежный дом                                   ( Движения, изображающие лепку снежков)

Мы польем его водой,                                                     ( Имитируем движения "поливаем водой")

Домик будет ледяной                                                (Соединяем пальцы рук над головой, делаем крышу)

Ком за комом мы кладем,                                                    ( Ставим кулачок на кулачок)

Вот и вылепили дом                                                 (Рисуем в воздухе ладонями домик)

ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ СИДИТ

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит                                     (показываем  ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть                               (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать                                (прыгаем).
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

КАК НА ГОРКЕ СНЕГ

Как на горке снег, снег,            ( руки вверх)
И под горкой снег, снег.           
(руки вниз)
А под снегом спит медведь, 
   (Руки сделать как будто спит)
Тише, тише, не шуметь         
  (пальчиком грозим)

РАЗМИНКА

Поиграем-ка немножко          (Дети хлопают в ладоши). 
Да похлопаем в ладошки. 
Пальчики мы согреваем,        (
Сжимают пальцы в кулак и разжимают).
Их сжимаем, разжимаем.

МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять        (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.     («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,              («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,     (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,    (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись.           (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли.     (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.         (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка,           (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!            (сжимаем и разжимаем кулачок)

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ

Наши девочки и мальчики                      (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики                      (прыгают)
Головой слегка качают                            (качают головой)
И красиво приседают                              (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так          (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так            (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так          (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так    (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем                           (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим.                      (Шевелят пальчиками)

КАПУСТА

Мы капусту рубим-рубим,                 Движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы морковку трем-трем.                  Потереть ладонь об ладонь

Мы капусту солим-солим.               Собрать пальцы в щепотку

Мы капусту жмём-жмём.                сжимать и разжимать кулачки

ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ

 

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку

НА ЛЕСНОЙ ЛУЖАЙКЕ

 

«На лесной лужайке                          показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,                              хлопки

Ножками топали,                               топают ногами

Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                              руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками

Ля-ля-ля!

Ах, какие мы веселые зайки!»

ДОМ

Я хочу построить дом,                 (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,           (
Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,            (
Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.            (
Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,                   (
Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,      (
Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!        (
Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

АПЕЛЬСИН

Мы делили апельсин       (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа      
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа 
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!    
(встряхиваем обе кисти)

СНЕЖОК

Раз,два,три,четыре,                            (загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили             (
лепить,меняя положение ладоней
Круглый,крепкий,очень гладкий.  
(показывают круг,гладят ладони друг о друга) 
Раз – подбросим,                              
("подбросить",посмотреть вверх) 
Два – поймаем.                                  (" ловят", приседают) 
Три – уроним                                    (встают, "роняют") 
И … сломаем!                                   (топают)

СОЛНЫШКО


Утром солнышко встаёт выше, выше,                           (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.                          
(руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,                           (делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся                (хлопаем в ладоши)

 

СЧЕТ


Один, два, три, четыре, пять -           (разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять
-           (зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

ТЕСТО

Тесто мы месили                                (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили                              
(ладошки лепят)
Шлёп, шлёп, 
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог!            
(разводим руки)

КЛЕН

Ветер тихо клён качает,                    (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет:                
(качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон,       
(наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён.                  
(пошевелить пальчиками)

КОРАБЛИК

По реке плывёт кораблик, 
Он плывёт издалека,               
(сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.         
(показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке,     
(поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты,       
(приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты.         
(обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

ЗВЕРЯТА

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.       (на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)

ЗЕРНЫШКО

Посадили зернышко,                 (кладем пальчиками в ладошку зернышко)

Выглянуло солнышко.              (сжимаем и разжимаем кулачки)

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти —  расти!

Появляются листочки,              (пальцы по очереди соединяем с большим пальцем на двух руках одновременно)

Распускаются цветочки.            (сжимаем и разжимаем кулачки)

ПТИЧКИ

Сколько птиц  в кормушке нашей       (сжимаем и разжимаем кулачки)

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей,                            (на каждое название загибаем пальчик)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых  перышках

Всем хватило зернышек.                           (клюем пальчиком по ладошке)

КОЗЛЕНОК

Бу-бу, я рогатый                    (рожки из пальчиков)

Бу-бу, я хвостатый                (хвостик за спиной)

Бу-бу, я ушастый                  (ушки из ладошек)

Бу-бу, очень страшный,       (рожки из пальчиков, бодаем)

Бу-бу, испугаю,

Бу-бу, забодаю. 

        СОРОКА - ВОРОНА

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:
          (поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому 
(покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

ПАЛЬЧИКИ-ГРИБОЧКИ

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

ЧАСЫ

 (Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки ).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,                                    
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.                                     (Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»                            
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»                      
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

МАЛАНЬЯ

У Маланьи, у старушки,                 (Хлопки в ладоши: то правая, то левая сверху)

Жили в маленькой избушке,          (Сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей,                                 (Показать семь пальцев)

Все без бровей,                               (Очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами,                     (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам)

Вот с такими носами,                     (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом)

Вот с такой головой,                     (Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой!                    (Показать руками большую бороду)

Они не пили и не ели,                  (Отрицательное покачивание указательного пальца в одну сторону, затем в другую)

Всё на Маланью глядели             (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

ДВЕ СОРОКОНОЖКИ

Две сороконожки бежали по дорожке,       (Ладони повёрнуты друг к другу и беспорядочное, энергичное движение пальцами)

Друг друга повстречали,                             (Движение пальцами остановлены)

Друг друга обнимали.                                 (Сцепляем пальцы рук)

Друг друга целовали.                                 (Пальцы касаются друг друга подушечками).

ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ ТИХО КРУЖАТСЯ

Листья осенние тихо кружатся, ( плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся           ( плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,                 ( трем ладошки друг о друга)

Будто опять   закружиться хотят.    (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)      

КОТЯТА

У кошечки нашей есть десять котят,       (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)

Сейчас все котята по парам стоят:          (Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)

Два толстых, два ловких,                         (Постукиваем большими , а потом указательными пальцами друг о друга)

Два длинных, два хитрых,                      (Постукиваем средними , а потом безымянными пальцами друг о друга)

Два маленьких самых

И самых красивых.                                  (Постукиваем мизинцами друг о друга)

ЭТО  Я

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

КОМПОТ

Будем мы варить компот,            Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,              Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.            Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.              Развести руки в стороны.

ПЕТУШОК

Наш красивый петушок                              Обе руки сжаты в кулачки.

Кверху поднял гребешок.                           Разжать ладони.

Крылышками машет.                                  Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.                           Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.                            Кистями рук сделать манящие движения.

ПАРОХОДИК

Пароходик в море был.                                  Ладони соединить в форме чаши.

Вот он к пристани приплыл.                        Сделать волнообразные движения в воздухе.

Загудел в свою трубу: «У – у – у !»             Одновременно пошевелить большими пальцами.

ДОЖДИК

Капля раз, капля два,                        Дети хлопают в ладоши в медленном темпе. 

Капли медленно сперва,

Кап, кап, кап, кап,                             Хлопки ускоряются. 

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап, кап, кап, кап,                            Хлопки в быстром темпе. 

Зонтик поскорей раскроем,            Соединяют кончики пальцев обеих рук и поднимают воображаемый «зонтик» над головой.

От дождя себя укроем

МАШИНА

Би - би - би - гудит машина.    (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит.       (ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.                 (ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу - шу - шу - они шуршат.                (потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та - та - та - вперед спешат.           (делают ритмичную «вертушку» руками)

Я ПЕКУ, ПЕКУ...

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка,

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову, -

Пирожками угощу.

НАША МАША КАШУ ВАРИЛА

Кашу сварила, малышей кормила.    ( круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,                     ( загибать пальчики, начиная с большого)
А этому — не дала.                            (слегка потрясти за мизинчик)
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.

                                                 С ДОБРЫМ УТРОМ!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза 
Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши 
Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки! 
Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки 
Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки! 
Вы проснулись?

Поглаживание коленок 
Потопать ногами

С добрым утром, солнце! 
Я - проснулся! 
(проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце 
(посмотреть вверх)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...