Картотека игр, направленных на развитие памяти детей.
консультация (средняя группа)

Марущак Оксана Васильевна

Память – один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_razvitiya_pamyati_detey.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр,

направленных на развитие памяти

детей.

Память – один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Память является не только из важнейших познавательных процессов, но и одним из параметров одаренности. Еще в Древней Греции считали, что особенно легко и быстро запоминают новый материал и долго сохраняют полученную информацию одаренные дети. И современная психология, несмотря на то, что ученые пока не выработали единого мнения о структуре и природе одаренности, практически признаёт, что одна из ее характеристик – высокий уровень развития памяти. Педагоги и родители в основном начинают обращать внимание на недостаточное развитие памяти ребёнка только тогда, когда у него уже возникают проблемы в школе. Он не может запомнить простой рассказ или стихотворение, не может решить задачу, потому что ему трудно представить её решение. Именно поэтому обучение образному запоминанию должно происходить гораздо раньше, чем возникнут, какие-либо трудности. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на создание образов, то такой способ запоминания станет для малыша привычным, образы будут возникать без напряжения. Стоит только поддержать то, что дано ребёнку природой, можно получить отличные результаты. Важно помнить о том, что если мы чем-то не пользуемся, мы это утрачиваем, эти способности атрофируются.

В возрасте 3-4-х лет память ребенка является центральной функцией, которая определяет остальные психические процессы. Мыслить для ребенка в этом возрасте — значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Чем больше внимания педагоги и родители уделяют развитию различных видов памяти, тем выше интеллектуальный потенциал ребенка. Именно поэтому необходимо организовывать систематическую и целенаправленную работу по развитию памяти ребенка. Развитию памяти детей способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию.

Игра в слова.

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности. Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

ВНИМАНИЕ! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

ПОВТОРИ!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

 Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

Осенние листья.

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание. «Посмотри на этот лист. Запомни его».

 Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.

Гуляем по зоопарку.

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут.

Потом  картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.

Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала». Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…

Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.

Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

Гуляем по лесу.

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Инструкция: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла». Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.

Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.

Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

Вкус и запах.

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание 1. Представь лимон.

- Каков он на вкус?

 - Вспомни, как пахнет лимон.

Расскажи об этом.

- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 2. Нарисуй лимон.

 Задание 3. Представь апельсин.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

- Какого цвета апельсин?

- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 4. Нарисуй апельсин.

Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

Разрезанная картинка.

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.

Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.

Задание 1. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:

- Что изображено на картинке?

- Какой формы твой рисунок?

- Какого цвета твой рисунок?

При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка.

Игра в стихи.

 Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень

понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

(на самом деле автором является А.Барто).

 Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Спой еще так, как пел Пятачок.

Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни.

Винни Пух был очень доволен своим исполнением. Однажды он решил спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как Заяц пел эту песенку?

Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как эту песенку могла спеть Ежиха Матрена.

Задание. Спой еще раз песню про мяч так, как ее пели Пятачок, Винни Пух, Заяц и Ежиха. Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки.

Для того, чтобы задание было легче выполнить, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев.

Игры со стихами.

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!»

БОБР

                                   Посмотри-ка на бобра:

                                  Без пилы, без топора

                                 Валит он в лесу осину –

                                 Строит в заводи плотину!

                               Зубы крепкие бобра

                              Поострее топора.

                                                           Н. Костарев

Задание 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает? Что помогает бобру строить плотину?

После вопросов-ответов можно начать учить стихотворение. Это окажется довольно простым делом, так как ребенок уже почувствовал информацию. Нужно повторять стихотворение, пока ребенок не выучит его наизусть.

Вариант 2. Все то же самое проделать с другими стихотворениями. БЕЛКА

                       Белка сушит сыроежки

                      Лапкой с ветки рвет орешки,

                      Все запасы в кладовой

                      Пригодятся ей зимой.

                                            З. Александрова

Опиши картинку.

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении  определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

Я положил в мешок

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет чтонибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).

Запомни движения.

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим (сначала ведущим может быть взрослый, а потом и ребенок). Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери».

 Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

Ведущий кидает игроку мяч со словом, например: «Сокол». Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица» (т.е. ребенок должен определить к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т.д.

Повтори за мной.

Цель: Развитие слуховой, произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если

неправильные.

Определи на ощупь.

Цель: Развитие тактильной, произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».

Запомни порядок.

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет.

Что и к чему относится?

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

Материалом для игры являются картинки различных групп. Стопка предварительно перемешанных карточек находится у ведущего. Он открывает их по одной, и дети по очереди называют один предмет и группу, к которой он относится. Ребенок, ответивший правильно, получает карточку. В том случае, если ребенок не может назвать группу, карточка кладется вниз стопки. Игра заканчивается, когда все карточки разобраны. Вначале эту игру можно проводить в облегченном варианте. Сначала, показывая карточку одну за другой, ведущий спрашивает у детей «Что это?». Затем он поясняет детям правила игры: «Здесь есть и ягоды, и овощи, и фрукты. Теперь вы будете отгадывать, что к чему относится. Если я покажу яблоко, вы скажете: яблоко – к фруктам». Далее игра проводится так, как описано выше

Художник.

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ребенок играет художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет. И как другой вариант игры – можно рассматривать картинку, а потом описать, что на ней нарисовано.

Разведчики.

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.

Что лишнее.

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

Ведущий предлагает вниманию детей картинки с изображениями зайца, ежа, лисы, медведя, кошки. Детям предлагает определить, какое животное в этой группе является лишним, и объяснить, почему. Далее картинки меняют и игра продолжается.

Слушай и исполняй.

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

Назови, что знаешь.

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

Ведущий называет какой-либо один предмет, а дети должны припомнить другие предметы из этой группы. Например, ведущий произносит слово Роза, дети по очереди быстро называют известные им цветы. Прежде, чем перейти к другой группе однородных предметов, ведущий обращаясь к кому-либо из детей, спрашивает: «Какая группа?» – и тот должен назвать обобщающим словом те объекты, которые перечислялись до него. Затем ведущий называет предмет из иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому ребенку. Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т.п. Игровая ситуация очень активизирует детей.

В магазине зеркал.

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.

Игровая ситуация: в магазине стояло много больших зеркал (это дети будут зеркалами). Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (роль выполняет ребенок). Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Опиши предмет.

Цель: Развитие внимания, наблюдательности, произвольной памяти, а также логического и творческого мышления.

 Можно играть вдвоем, проводя игру в форме соревнования. Выбирается хорошо знакомый предмет, затем по очереди нужно называть какие-то отличительные свойства предмета. Выигрывает тот, кто последним называет какое-либо свойство.

Марионетка.

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, двигательной памяти.

Взрослый – «кукловод» – ведет ребенка, у которого завязаны глаза, в полной тишине по несложному маршруту, затем ребенок должен повторить маршрут, самостоятельно пройдя его с открытыми глазами.

Волшебный мешочек.

Цель: Развитие тактильной памяти.

Ребенку дают "Волшебный мешочек", в котором сложены разные машинки с пупсиками, задача — определить предмет на ощупь и назвать его. Для детей постарше — усложненный вариант: ребенок зажмуривается, а вы поочередно вкладываете ему в ладонь разные предметы. Дошкольнику нужно не только понять, что это такое, но и, открыв глаза, перечислить игрушки в той же последовательности.

Робот.

Цель: Развитие двигательной памяти.

 Вы "программируете" ребенка — встаете у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т.д. Затем малыш сам старается повторить те же движения.

Чего не стало?

Цель: Развитие зрительной памяти.

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного  возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек).

"Найди сам"

Цель: Развитие зрительной памяти.

Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса.

Чудесные слова.

Цель: Развитие слуховой памяти.

Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Кто больше запомнит

Цель: Развитие зрительной памяти. Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и  запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Коробки.

Цель: развитие памяти. Материал: небольшие коробки, игрушки, платок или покрывало. В составленные попарно небольшие коробки (их количество со   временем увеличивают, к старшему дошкольному возрасту — до 12 штук) на глазах у ребенка прячут игрушку, потом закрывают коробочки платком или покрывалом, а после минутной паузы предлагают ребенку угадать, в какой же коробочке игрушка.

Найди пропавшую игрушку.

Цель: развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредотачиваться.

Материалом для игры служат 5-6 игрушек одного плана - пластмассовые фигурки, резиновые игрушки, машинки и т.д. На столе перед ребенком выстраиваются в ряд игрушки. Ребенку предлагают несколько минут посмотреть на них, а затем отвернуться. Когда ребенок отвернулся, взрослый прячет одну из игрушек, после чего ему предлагается угадать, какая игрушка спрятана. Если ответ правильный, то играющие меняются ролями.

В том случае, если ребенку трудно запомнить сразу 5-6 игрушек, то можно начинать игру с 3-4, постепенно увеличивая их число. Если ребенок легко справляется с заданием из 10-12 и более игрушек, можно усложнить задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов.

Еще один из вариантов усложнения задания: предложить ребенку запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно для ребенка две игрушки меняют местами и предлагают ему угадать, какая игрушка стоит не на своём месте.

Магазин.

Цель: развитие памяти.  

Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете послать его в "магазин" и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до

4-5 .В этой игре полезно менять роли: и вы и ребёнок по очереди можете быть и девочкой /или сыном/, и мамой или папой, и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар, да и сами магазины могут быть разными: "Булочная" ."Молоко", "Игрушки" и любые др.

День рождения куклы

Цель: развитие памяти.

Вы сообщаете ребёнку, что у куклы /или у мишки/ наступил день рождения и скоро придет гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, он узнает позже. Вы достаёте 4-5 игрушек /кукол, зайцев, медвежат к т.п./ и называете ребёнку их имена. Затем все гости усаживаются за стол и начинается чаепитие. Ребёнок должен угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается до 6-7.

Запомни свое место"

Цель: развитие моторно - слуховой памяти. В зале каждый ребенок запоминает „свое место". Например, у одного ребенка это место — угол, у другого — стул, у третьего — окно двери, у четвертого — центр зала и т. д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде ведущего „Место!" они разбегаются по своим местам. Замечание: Команду ведущего можно заменить включением какой-либо ритмичной музыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития.  Упражнения направлены на развитие всех пси...

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания.

Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражне...

Картотека игр направленных на развитие просодических компонентов речи

Эта картотека игр для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию силы, высоты голоса, темпа и интонационной выразительности речи....

Картотека игр, направленных на развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания .

Картотека игр, направленных на развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания...

Картотека игр, направленных на развитие общих моторных функций ребенка (ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ).

Уважаемые посетители, мною собраны в одну картотеку игры, направленные на развитие общих моторных функций для детей от 2 лет до 8 лет . Эти игры можно использовать: -как физкультурные минутки для...