программа кружковой деятельности в подготовительной группе "Волшебные шашки"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_volshebnye_shashki.docx54.59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа образовательной деятельности по интеллектуальному развитию

объединения по интересам  «Волшебные шашки»

подготовительной к школе группы №2 «Семицветик» МБДОУ ДС №7 «Лесная поляна»

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Разработка данной программы вызвана несовершенством существующих, морально устаревших, шашечных программ и в связи с теми изменениями, которые произошли в жизни общества и самой школы. Наше время – время бурно развивающихся информационных технологий. Получили широкое распространение компьютеры, - специализированные шашечные и персональные, оснащенные разнообразными игровыми, учебными и информационными программами, с выходами в Интернет. В связи с чем для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

В своей деятельности мы руководствуемся методическим пособием В.К. Погрибной, В.Я.Юзик «Шашки для детей».

Программа объединения детей по интересам  « Волшебные шашки» предназначена для детей 6-7 лет.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-  Декларацией  и  Конвенции ООН о правах ребенка

-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)

  1. Цель и задачи реализации Программы

Цели программы: Ознакомить  старших дошкольников с основами теории и практики игры в шашки .

 Задачи программы:

Образовательные:

– обучение технике игры в шашки;

– ознакомление детей с теорией шашечной игры

Развивающие:

– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

– обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

            Отличительные особенности программы.

Программа поможет  педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень  их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.

Программа служит для того, чтобы воспитанники  смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.

Направленность  Программы.

Познавательно–исследовательской и интеллектуальной направленности дошкольников с традиционными  способами  игры  в  шашки . 

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

  1. Поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательной деятельности. Учреждение выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
  2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификацию) детского развития.
  3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
  4. Личностно-развивающий  и  гуманистический  характер  взаимодействия  взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.
  5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательной деятельности, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений.
  6. Сотрудничество  Учреждения с  семьей.  Сотрудничество,  кооперация  с  семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы.
  7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
  8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности.
  9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

Подходы формирования Программы:

  1. Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.
  2. Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
  3. Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников 6-7 лет

Ребенок 6-7 лет уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).

Игра  в  шашки  развивает  нагляднообразное  мышление  дошкольника, способствует  зарождению  логического  мышления,  воспитывает  усидчивость,  внимательность,  вдумчивость,  целеустремленность Ребенок,  обучающийся  этим  играм,  становится   самокритичнее,  привыкает  самостоятельно  думать,  принимать  решения,  бороться  до  конца,  не  унывать  при  неудачах.

   

1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

        По окончании обучения дети должны знать:

- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.

- правила игры – выявляется путем опроса и игры с педагогом

- стадии игры - выявляется путем опроса и игры с педагогом

- Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок должен уметь:

- ориентироваться на шашечной доске,

- правильно помещать доску между партнерами,

- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,

- применять на практике правила игры,

- следить за ходами противника, поправлять,

- решать простейшие комбинации,

- расставлять позиции с заданными условиями,

- рассчитывать соотношение сил.

Приобретение универсальных учебных действий

        Коммуникативные:

- общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с    использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику,

- выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,

- контролирование собственных эмоций,

- использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.

Познавательные:

- применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,

- решение многоходовых задач по заданному алгоритму,

- использование знаний в практической игре,

- ориентирование на плоскости,

- схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,

- анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.

Регулятивные:

- понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,

- создание плана реализации преимущества,

- предвидение развития позиций,

- предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,

- оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,

- выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание форм, способов, технологий,

методов и средств реализации Программы

Этапы реализации Программы.

В содержательном разделе представлены:

  • описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий В.К. Погрибной, В.Я.Юзик «Шашки для детей», обеспечивающих реализацию данного содержания;
  • описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

Формы и режим занятий.

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 2 раза в неделю по 30 минут .

Учебный процесс предусматривает следующие формы обучения:

Коллективную. Коллективные  игры – вводятся  в  начале  обучения  по  каждому  блоку,  они  наиболее  эффективны  в  начале  обучения  т. к. при наименьших затратах усилий и времени удается выполнить интеллектуальные  задачи. Суть  организации  заключается  в  игре  всех  против  одного (взрослого).  Такая форма работы с детьми способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания. На кружковцев возлагается большая ответственность, они должны осознавать, что от их мастерство  игры зависит результата  коллективного  результата. . Коллективные игры  приучают дошкольников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Групповую. Групповая  форма  организации  игровых  партий  также  является  эффективной  формой  детской  деятельности.  Суть  организации  заключается  в  игре  одной  группы  детей против  другой  группы  детей.  Такая форма работы с детьми также  способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания.  Такие  игры  также    приучают дошкольников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Парный. Форма  организации  работы  самая  распространенная.     Однако  не  следует  торопиться   с  введением  данной  формы.  Уместнее  ее  использовать  тогда,   когда  дети  владеют  элементарными  приемами  игры.

Турниры. Итоговая  форма  по  каждому  блоку,  которая  выявляет  степень   обученности  детей  по  каждому  блоку. 

  • Модуль 1.

                                                   -  Сентябрь

  • Тема 1.  По дороге знаний» (вертуальная экскурсия в шашечный клуб )
  • познакомить ребят с историей возникновения игры. Формировать понятие о здоровом образе жизни.
  • Тема 2  Сказка начинается «Королевство шашек».
  • Познакомить с понятием шашка, жителями страны. Просмотр видеомультфильма «Про поросенка, который умел играть в шашки»
  •  
  • Тема3. Путешествие по сказочному королевству. Шашечная доска и шашки.
  • познакомить с общими понятиями шашечная доска и шашки, расстановка шашек. Чтение и инсценировка сказки « Королевство шашек»
  • Тема 4.  Волшебные ниточки сказочного королевства «Шашечные дороги»
  • Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов расположенных вертикально» (дерево, дом, окно и т.д.) Найдите отличия от вертикали, расположенной на шашечной доске.
  •  
  • Тема 5.  Задания умной совы «Шашечные дороги» Познакомить с понятием «горизонталь»  игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».
  • Тема 6.Встреча на лесной поляне.» Зайкины шишки» Познакомить  с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная  деятельность: «Королевство  шашек» Выставка детских  работ
  • Тема 7  Путешествие в мир открытий «Шашечные поля»
  • Чтение  художественной  литературы «Русские  шашки – зайкины  шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название  Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок».  Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.
  • Октябрь
  • Тема 1   Путешествие в мир открытий «Шашечные поля»  Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название  Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок».  Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.
  • Тема 2 В  гостях  у  знатока  шашек – Зайки». Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур
  • Тема3  Там  на  невиданных  дорожках -Диагональ Познакомить с понятием диагональ
  • Тема4  Там  на  невиданных  дорожках -Диагональ Закрепить понятие диагональ
  • Тема5  «Лесная  школа  умного  зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала.  
  • Тема6  «Лесная  школа  умного  зайца Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
  • Тема7  «Лесная  школа  умного  зайца»  - Центр Познакомить с шашечным понятием центр. Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
  •  Тема 8  «Лесная  школа  умного  зайца»  - Центр Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске
  • Тема 9   Зайка  играет .Закрепление материала
  • Ноябрь
  • Тема 1 «Лесная  школа  умного  зайца» - Бортовые поля Поля первой горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 (поля отмечены знаком Х). Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками.
  • Тема 2 Лесная  школа  умного  зайца» - Бортовые поля Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками.  Практическое закрепление материала.
  • Тема 3 «Лесная  школа  умного  зайца»  -«Дамка».
  • Дамочные поля Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных   1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку.
  • Тема 4 «Лесная  школа  умного  зайца»  -«Дамка».
  • Дамочные поля Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных   1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку (закрепление)
  • Тема 5 «В  гости  к   друзьям»  - «Как ходят шашки». Познакомить с правилами : «Хода»  Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала.  
  • Тема 6 «Лесная  школа  умного  зайца» Основные правила шашечной игры Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала
  • Тема 7«Лесная  школа  умного  зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске Познакомить с правилом: Если после  того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена, не зависимо от количества шашек и количества разворотов.
  • Тема 8  Игры соревнования между воспитанниками (практическое закрепление материала)
  •  Модуль2.
  • Декабрь
  •  Тема1 Викторина «Королевство шашек»        Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. 
  • Тема2 «Этикет  игрока» - Правила поведения во время игры. Познакомить с правилами поведения во время игры.  Смотри приложение №1
  • Тема3  «Как  справится  с  задачей?»        Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Тренировочные упражнения.
  • Тема 4 «Веселый  бой»        Стихотворение Юровский Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки»
  • Тема5 Викторина «Королевство шашек»        Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.
  • Тема6 «Подготовка к соревнованиям между  командами  ДОУ». Практическое закрепление материала.
  • Январь
  • Тема1 Как начинать партию? Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску»
  • Тема2 В  гости  к   друзьям»  - «Как ходят шашки». Познакомить с правилами : «Хода»  Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала.           
  • Тема3 «Цели игры и определение результата партии»  Способы защиты. Открытые и двойные ходы. 
  • Тема4 «Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
  • ль 2 ноябрь
  • Тема5 Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой»
  • Тема6 Упражнения на выполнение ходов шашками. Тренировочные упражнения. Игра «уголки»   
  •                                                     Февраль
  • Тема1 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».        Упражнения на выполнение ходов шашками. Тренировочные упражнения. Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске
  • Тема 2 «Умники  и  умницы».        Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.  Игра «Сдавайся»
  • т Тема 3 Шашечный турнир посвященный» Освобождению Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков»
  • Тема4 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».        Упражнения на выполнение ходов шашками. Тренировочные упражнения. Игра «уголки»   Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске
  • Тема 5 « Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки».        Практическое закрепление материала.
  • Тема 6 «Лесная  школа  умного  зайца» Основные правила шашечной игры. Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала.  
  • Тема 7 Закрепление темы 4, 5
  • Тема 8 «Использование дополнительного темпа». «Зайкин сон»        Познакомить  с  понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку».
  • Модуль3.
  • Март
  • Тема1  Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки».        Практическое закрепление материала. 
  • Тема2  Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой
  • Тема3  Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания».        
  • Тема4  Знакомство с понятием «Шашечные  окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.
  • Тема5  «Решение  элементарных  комбинаций».        Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
  • Тема6 . «Победитель  - это  я» Развлечение. Практическое закрепление материала.
  • Апрель
  • Тема1 «Конкурс на призы от Зайки».        Практическое закрепление материала.  Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры.
  • Тема2 «Шлагбаум».        Знакомство  с  понятием «Шлагбаум».
  • Тема3 Основные приемы борьбы на шашечной доске«Размен».        Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение»
  • Тема4 Практическое закрепление материала. Подбор  игр  и  заданий  на  обобщение  знаний.
  • Тема5 «Достижение выгодной оппозиции».        Познакомить с понятием  «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания  «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».
  • Тема 6 Игра «уголки» Основные приемы борьбы на шашечной доске
  • Тема 7 Игра: «Самый меткий стрелок»
  • Тема 8 Игра «поддавки»
  • Май
  • Тема1 Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в  детском  саду».         Упражнения на выполнение ходов шашками. 
  • Тема2 Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. 
  • Тема3 Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
  • Тема4 Дружеские  встречи.        Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов  года.
  • Тема5  Дружеские  встречи.        Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов  года.
  • Тема6  Дружеские  встречи.        Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов  года.

2.2.Система взаимодействия Учреждения с семьями воспитанников

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

Изучение семьи, запросов, уровня психолого - педагогической компетентности.

  • Беседы
  • Анкетирование.
  • Проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.

Информирование родителей

  • Рекламные буклеты.
  • Информационные стенды.
  • Личные беседы.
  • Общение по телефону.
  • Родительские собрания
  • Официальный сайт Учреждение.
  • Объявления.
  • Памятки.

Консультирование родителей

  • Консультирование по  различным вопросам (индивидуальное,  семейное, очное, дистанционное консультирование)

Просвещение и обучение родителей

  • Официальный сайт Учреждения;
  • Папки – передвижки;
  • Папки – раскладушки

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

  1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
  2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
  3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
  4. Создание  развивающей  образовательной  среды,  способствующей  физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
  5. Сбалансированность   репродуктивной   (воспроизводящей   готовый   образец)   и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, форм активности.
  6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
  7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
  1.  Особенности развивающей предметно-пространственной среды

Дидактический материал .

 1. Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную доску.

  1. Игра  «Пятый лишний».  На  карточках  фигуры,  пешки, фишки и т. д. Найти  лишнюю  фигуру.

3. Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.

4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.

 5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.

6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.

7. Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»? 

8. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске.

 9. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

10. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

11. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

Техническое оснащение занятий .

Для успешной реализации кружковой программы необходимо иметь просторное помещение с хорошим освещением. Чистота и порядок в ней, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует детей, способствует повышению культуры и творческой активности.

Для  работы  требуются  индивидуальные стулья  и  столы  соответствующие  роста  детей.

Необходимые материалы.

  • Шахматные  доски  плоскостные  (5  штук)
  • Шашки  двух  цветов  (5  наборов)
  • Тетрадь  в  клеточку (10  штук)
  • Карандаши  простые  (10 штук)
  • Крупные  плоскостные  шашки.

Форма подведения итогов реализации Программы

  • творческий отчет  руководителя кружка;
  • организация тренировочных туров, соревнований.

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ№1                              

Правила поведения во время игры                                                                                                Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга  за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой.

Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру.

Правило 2:  Взялся – ходи!

Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку.

Правило 4:  Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.

Правило 5:  Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями  

ПРИЛОЖЕНИЕ№2

1) Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!

2) Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!

3) Наверно, шашкам не везет,

Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

4) Знают все : и стар, и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!

5) Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!

6) Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка «дамкой» станет!

7) Чтоб твою «дамку» не поймали,

Ход ее по всей диагонали!

8) Цель игры – побить «врагов»

И чтоб им не было ходов!

ПРИЛОЖЕНИЕ№3                                                  

Мониторинг

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает , наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения

Фамили,

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

                                                                        

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Работа с родителями

Литература

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)

  1. Б. Герцензон, А. Напреенков «Шашки – это интересно» Санкт – Петербург,
  2. «Литера», 1997 г.
  3. Т. Г. Давыдова, Г. М. Атоян «Обучение детей игре в шашки», Справочник
  4. старшего воспитателя, №8, 2011 г        
  5. Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
  6. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
  7. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  8. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
  9. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  10. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

.

РАССМОТРЕНА:

УТВЕРЖДЕНА:

на педагогическом совете

приказом заведующего

протокол от 31.08.2021 г. №1

МБДОУ ДС №7 «Лесная поляна»

от 31.08.2021 г. №___

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУРАЗВИТИЮ  

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №2 «СЕМИЦВЕТИК»

МБДОУ ДС №7 «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»

НА 2021/2022ГГ.

Составители:

воспитатель Гукова И.А.

воспитатель Макушева Н.В.

г. Старый Оскол,

2021г.

Содержание

I. Целевой раздел.

3

1.1.

Пояснительная записка.................................................................................................

3

1.2.

Цели и задачи реализации Программы.......................................................................

3

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы …………………..………..…

3

4

1.4.

Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников ……………………..

4

1.5.

Целевые ориентиры …………………………………………..…

4

II. Содержательный раздел.

5

2.1.

Описание образовательной деятельности …………………………………..………

5

2.2.

Описание форм, способов, технологий, методов и средств реализации Программы…………………………………………………………………………….

8

2.3.

Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников…………………….............

11

III. Организационный раздел

12

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка...............

12

3.2.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды…………………

13

3.3.

Планирование образовательной деятельности ……………………………………

14

3.4.

Методическое обеспечение программы…………………………………………….

15

IV. Приложение

16

Приложение 1. Описание игр и упражнений в рамках модульного планирования……..

17

Приложение 2. План информационного просвещения родителей

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой деятельности "Чудесный пластилинчик" для детей подготовительной группы

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графи...

Программа кружковой деятельности «Фантазии круглый год» с детьми подготовительной к школе группы на 2017-2018 учебный год

laquo;Дети должны творить необычное, А для этого понадобятся лишь Простые материалы, инструменты и собственные руки!»...

Рабочая программа кружковой деятельности по математике «Всезнайка» Подготовительная группа

Рабочая программакружковой деятельностипо математике«Всезнайка»Подготовительная группа...

Рабочая программа кружковой деятельности «Мир книги» для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа кружковой деятельности«Мир книги»для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год...

Рабочая программа кружковой деятельности в подготовительной группе "Чудо-глина"

 Лепка из глины – один из наиболее эмоциональных видов деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображен...

Рабочая программа кружковой деятельности «Юный пешеход» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет

Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смог...