ДОКЛАД: «Развитие сенсорного восприятия детей в младшей разновозрастной группе детского сада с. Кировское»
консультация (младшая группа)

Фёдорова Надежда Павловна

Ранний возраст-очень важный период в жизни ребёнка. Главной составляющей полноценного развития является сенсорное развитие - восприятие формирований о внешних представлений свойствах предметов. Дидактическая игра- одно из главных средств развития ребёнка. Авторская идея из моей практики дидактическая игра "Наряди матрёшку" для детей 2-3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sensornoe_razvitie.docx663.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение -

детский сад с. Кировское Марксовского района Саратовской области

                «Мир сенсорики для малышей»

ДОКЛАД: «Развитие сенсорного  восприятия детей в младшей разновозрастной  группе детского сада  с. Кировское»

.

C:\Users\YYY\Desktop\Фёдорова Надежда Павловна\фото к призентации\IMG_20200120_103323.jpg

                                                                          Подготовила: Фёдорова Н.П.

        Воспитатель 1 категории.

          

«Каждое движение ребёнка –

это еще одна складочка

в коре больших полушарий».

Мария Монтессори

    Ранний возраст – это неповторимый и очень важный период в жизни ребенка, в это время складывается фундамент будущего полноценного развития личности.

     Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

   Я работаю с детьми раннего возраста уже более 30 лет. Малыши,

которые приходят к нам в группу, практически не умеют говорить или же

говорят на своём языке, порой просто  не возможно разобрать что  говорит ребенок. Исходя  из этого, главная задача - научить ребёнка говорить. Давно известно, что речь малыша напрямую зависит от развития мелкой моторики. Чем более умелые и развитые пальчики у детей, тем они лучше говорят. Знакомясь с окружающим миром, дети познают свойства различных предметов,  у них расширяется активный словарь, расширяется запас понимаемых слов. Особая важность сенсорного развития ребёнка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира - одна из важных задач развития малыша.

Цели и задачи

Цель: создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.

Задачи: - создать спокойную игровую среду для организации игр по       сенсорному развитию детей;

              - разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;

               - приобщить родителей к организации игр, в семье и детском саду.

Средства сенсорного развития

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование,  лепка, аппликация),  конструирование,  игровая деятельность, т. к.  играя ребенку легче запомнить.

    Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослым в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

C:\Users\YYY\Desktop\Фёдорова Надежда Павловна\фото на КМО\IMG_20200120_095130.jpg

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится различать не только внешнее качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез). C:\Users\YYY\Desktop\Фёдорова Надежда Павловна\фото к призентации\IMG_20200116_090400.jpg

Рисование, аппликация и лепка-виды деятельности, основное назначение которой-образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия-наблюдения. Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в  рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Разнообразная сенсорная среда

Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует,  является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Задача взрослых — обеспечить богатство, разнообразие и изменчивость предметной среды, окружающей ребенка. Формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание.

Сенсорный центр

Всем известно, что в раннем возрасте идет интенсивное развитие органов чувств ребенка, он постигает и узнает очень сложный мир окружающих его предметов

В группе необходимо иметь достаточное количество материала для познавательной деятельности и сенсорного развития: дидактический стол, матрешки, пирамидки, мозаика, кубики, мячи, мягкие модули, стол для свободного рисования, машинки и книжки с цветными картинками.

Необходимо создать центр для продуктивной деятельности детей, где в достаточном количестве и доступно для детей, размешены краски, карандаши, пластилин, столы для работы с различным материалом. Весь игровой и дидактический материал систематизированы по тематическому принципу и расположены так, что каждый ребенок может выбрать себе игрушку по желанию.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов:  

      -эталоны цвета – семь цветов спектра;

  • эталоны формы – геометрические фигуры;
  • эталоны величины – метрическая система мер;
  • эталоны вкусового восприятия – соленый кислый,

     горький.  

       Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.    

Знакомство малышей с эталонами цвета- семь цветов спектра.

Знакомство малышей с эталонами формы – геометрические фигуры.

Знакомство малышей с эталонами величины – метрическая система мер.

Знакомство малышей с эталонами вкусового восприятия - соленый, кислый, горький.

Мы играем и занимаемся

Развиваем мелкую моторику наших ручек.

Игра с песком – это доступный, подсказанный самой природой путь к развитию творческого начала каждого ребенка, самостоятельное мышление, развитие мелкой моторики.

Авторская идея в моей педагогической  практике

Дидактическая игра «Наряди матрёшку»

Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения и умение различать разные виды материала (картон, ткань, бумага). Развивать мелкую моторику рук.

C:\Users\YYY\Desktop\Фёдорова Надежда Павловна\фото к призентации\IMG_20200122_154737.jpg

 Дидактический материал: 3 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, геометрические фигуры. Презентация с использованием ИКТ.

Для изготовления данного пособия мне потребовалось: картон белого цвета, цветная клеящая и гофрированная бумага, ткань, ножницы, клей, шаблоны геометрических фигур.

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

C:\Users\YYY\Desktop\Фёдорова Надежда Павловна\фото к призентации\IMG_20200123_122931.jpg

                          Роль родителей в сенсорном развитии детей

    Родители – проводники детей в этом мире. Ведите своего карапуза по правильным дорожкам, и он обязательно достигнет вершин мироздания. Но только при вашем непосредственном участии!

     Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии.

      В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Это в полной мере относится и к сенсорному воспитанию детей.

Работа с родителями:

- Консультации;

- Родительские собрания;

- Семинары-практикумы;

- Тематические выставки;

- Совместные праздники и досуги.

    Разностороннее развитие ребенка невозможно без сенсорного воспитания. Целесообразно накопленный опыт нужно закреплять в повседневной жизни. Игровые упражнения на различие количества, цвета, величины, формы предметов, а также развитие пространственных ориентировок создают необходимую основу для успешного формирования познавательной деятельности на следующих возрастных этапах развития ребенка.

     Ведь сенсорика поможет Научить детей всему: пирамидки собирать, цвет и форму различать, мозаику, пазлы  собирать, посудкой  в уголке играть, и наши ручки развивать.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.,1988.
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгтна, Н.Б.Венгер /Под ред. Л.А. Венгера: М.: Просвещение, 1988.
  3. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.,2001.
  4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2010.
  5. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение,1981.
  6. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1983.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

       

Из опыта работы

«Театрализованная деятельность

в детском саду»

.

                                                                          Подготовили:

        Воспитатели 1 категории

                                                                          Мысник Е.Г.

                                                                          Фёдорова Н.П.

       

Описание содержания слайдов к презентации

Слайд 1

Слайд 2

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 с. Кировское.

 из опыта работы «Театрализованная деятельность в детском саду».

Подготовила: воспитатели 1 категории

                        Мысник Елена Геннадьевна

                        Фёдорова Надежда Павловна

                                                                             «Театр-волшебный край,

 в котором ребенок радуется играя,

                                                                              а в игре познает мир»
                                                                                   С.И. Мерзляков

Слайд 3    Год театра в России 2019 год

Слайд 4    Театрализованная деятельность в детском саду 

            Это хорошая возможность      раскрытия творческого потенциала ребенка,      воспитания творческой направленности личности.

                  Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их,       создавать свой художественный образ персонажа,

у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Слайд 5     Значение театрализованной деятельности

                   Театрализованная деятельность помогает:

                   сформировать правильную модель поведения в современном мире;

         повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

                   познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным         искусством, правилами этикета, обрядами, традициями;

       дать  детям элементарные представления о видах театра.

совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

способствовать  развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умения общаться со сверстниками и взрослыми;

  способствовать развитию сценического творчества , музыкальных и артистических способностей детей;

развивать навыки публичного выступления и творческого содружества.

Слайд 6 Цель работы педагогов в ДОУ через театрализованную деятельность:

               - Формирование опыта социальных навыков поведения детей дошкольного   возраста;

              - Воспитание социально-активного дошкольника;
             -Художественное образование и воспитание детей;

             - Формирование эстетического вкуса;

             - Развитие коммуникативных качеств личности;

             - Воспитание воли, воображения, фантазии, развитие речи;

Слайд 7 Основные направления работы с детьми

  • Театральная игра

       Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

  • Ритмопластика

      Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

  • Культура и техника речи

      Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

  • Основы театральной культуры

       Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

  • Работа над спектаклем

       Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Слайд 8   Формы организации театрализованной деятельности

     - Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное       занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

   - Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

   

 -Мини-игры на  занятиях, театрализованные игры-спектакли,  мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных  задач.

Слайд 9   Формы работы

     - Театральные игры

          - Речевые игры

     - Ритмопластика

     - Инсценировка песен, попевок, хороводов

     - Использование различных видов театра

     - Драматизация сказок

     - Взаимодействие с родителями

Слайд 10  Консультация для родителей

Слайд 11  Организация уголка театрализованной деятельности

                    В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный,  конусный театр,  театр игрушки и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы

          для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

  • атрибуты для различных игровых позиций:  театральный реквизит,

декорации, сценарии, книги,афиши, касса, билеты.

Слайд 12  

Слайд 1 3

Слайд 14  

Слайд 1 5

Слайд 16  Взаимодействие педагога с детьми

                  Формы взаимодействия

               - Изготовление атрибутов к сказкам

               - Использование этюдов по сказочной тематике

              -Непосредственно  образовательная  деятельность по образовательной области «Чтение художественной литературы»

             - Использование элементов сказкотерапии

             -  Игры-драматизации по сказкам

Слайд 1 7

Слайд 1 8

Слайд 1 9 Младший дошкольный возраст

-Педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-развивающей среды мелкими образными игрушками(куколки, матрешки, звери, конструкторы, мебель и др.).

-Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций(из потешек, произведений В. Берестовой, Е. Благининой и др.), показе использования ролевой речью, звукоподражанием, привлечение ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснение действий.  

Слайд 20

Слайд 21 Средний дошкольный возраст

 -Педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-развивающей среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заменителями.

-Педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действ. Побуждает к ролевой речи(« Что сказал?», «Куда пошёл?»), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заменителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность

Слайд 22

Слайд 23 Старший дошкольный возраст

Предметно-развивающая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства), игровой материал помогает ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества.

Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры.

Он лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встречали? Что с ними случилось?». Его позицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов.

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26 Наши достижения

Слайд 27                        Театр – эта самая настоящая игра,

которая никогда не надоедает,

 потому что изменяется,

усложняется и развивается

вместе с детьми.

Слайд 28   Спасибо  за  внимание!                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей втрой младшей группы детского сада

Внятность и чистота произношения звуков зависят от многих факторов:- в первую очередь, от анатомического строения речевого аппарата- от того как действуют язык, губы, челюсти, от умения ребенка ощущат...

Доклад для родителей детей I младшей группы на тему:«Речевое развитие детей 3-4 лет»

В докладе отражены основные тезисы и рекомендации о речевом развитиии детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) для родителей детей 1 младшей группы с целью формирования предпосылок для становлени...

Доклад: Обучение математике во второй младшей группе детского сада

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений.От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных ...

Доклад "Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте"

Младший дошкольный возраст – это благоприятный период для развития активной речи ребёнка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше време...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи детей в младшей группе детского сада «Описание зимней одежды».

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми  по развитию речи детей в младшей группе детского сада«Описание зимней одежды»....