"Воспитываем добротой"
консультация

Ольга Вячеславовна Архипкина

Консультация для родителей "Воспитываем добротой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

«Воспитываем добротой»

«Доброта – это солнце,

которое согревает душу человека.

Все хорошее в природе – от солнца,

а все лучшее в жизни – от человека».

М. Пришвин

«Лучше добрым на свете быть,

злого в мире и так довольно».

Э. Асадов

Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки. Цель нашей встречи и состоит в том, чтобы показать важность воспитания доброты в детях.

Для этого надо раскрыть смысл слова доброта.

Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.

Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.

Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.

Отзывчивость – готовность помогать другим людям.

Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.

Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.

Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»

Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».

Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.

Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.

Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х лет мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз-таки в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила. Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить, что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях наших меньших», но будет это знать как бы интуитивно, как само собой разумеющееся.

Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания.

Говорите о сложном просто.

Для духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло. Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что происходит.

Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.

Как поощрять или наказывать ребенка?

Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.

Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину (погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на место).

Наказывая, подумай!? Зачем?!

Семь правил о наказании:

1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.

3. Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды.

4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.

5. Наказан – прощен (о старых грехах ни слова).

6. Наказывайте, но не унижайте.

7. Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать, почему его наказали.

Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!

Рекомендации  родителям в воспитании детей.

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.

4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.

5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.

6. Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.

Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.

Персонализированные сказки для малышей – это лучший способ привить ребенку хорошие черты характера без нотаций, ведь интересную историю малыш готов слушать всегда! Изучая истории не про абстрактных персонажей, а именно про себя, он проецирует на себя хорошие качества персонажей и на примере видит, почему доброта – важный элемент жизни. Метод воспитания персонализированной сказкой впервые был описан Ш. Амонашвили в 1982 г. в книге «Созидая Человека». Метод был опробован и Андреем Маниченко, составителем, редактором и автором вступительной части этой книги, а также создателем центра «Умница». Он рассказывал подобные сказки своим трем сыновьям. Если вы не можете сами придумать сказки, вам поможет эта книга. Но в ней дана лишь основа. Вы станете соавтором этих сказок, вписав в них имя своего малыша и другие подробности – любимые игрушки, друзей и неприятелей и другие. Слушая эти сказки, ребенок будет стремиться в жизни соответствовать своему сказочному образу!

Малыш слушает сказку, главным героем которой является он сам или мальчик/девочка, похожие на него. Эти герои попадают в самые разные ситуации, из которых учатся находить выход.

Слушая сказку, дети как бы смотрят на свои проблемы со стороны, сказка часто подсказывает им то или иное оптимальное решение проблемы. Интересно, что если бы данное решение подсказал им кто-то из взрослых, это могло бы не «сработать». Сказка же очень ненавязчиво исцеляет тот или иной каприз, решает ту или иную проблемную ситуацию.

В заключении хочется всем родителям сказать пожелания из стихотворения А. Татьяничевой.

 «Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы –

Люди будут к вам добры!».



Предварительный просмотр:

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

СОВЕТЫ

Воспитывать детей непросто, но очень интересно! Ваш ребёнок только начинает познавать новый для него мир и делать первые шаги. Ему предстоит всему научиться с вашей помощью, поэтому будьте терпеливы. Если вы устали или чем-то расстроены, старайтесь не показывать этого. Лучше немного отдохните и успокойтесь, а затем занимайтесь малышом.  

Хвалите и поощряйте ребенка, научитесь принимать его таким, какой он есть — это очень важно. Установите свои семейные «правила», которые помогут малышу понять, как правильно поступать. И никогда   не скупитесь на похвалу и приятные слова, ведь от вашего одобрения   и поддержки во многом зависит самооценка вашего малыша.  

Разговаривайте с ребенком и вселяйте чувство уверенности в том, что вы всегда будете рядом, что бы ни случилось.  

  • Учите  ребёнка делать правильный выбор.
  • Рассказывайте детям, что и в плохом бывает что-то хорошее.
  • Будьте уверенны в принятии решений в покупках.
  • Будьте всегда примером.
  • Будьте любящими и заботливыми, на своем примере показывайте, как хорошо и правильно поступать.  
  • Научите ребенка беречь игрушку, как можно ухаживать за своими вещами.
  •  Никогда не жалуйтесь на материальные проблемы в   присутствии детей.

Родители иногда не замечают, какое воспитательное влияние оказывают они на детей своим поведением. Между тем они воспитывают их каждый день, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей                        и старших, который они ведут в присутствии детей, действует на характер                            и умственное развитие детей.  

Не хвалитесь толщиной своего кошелка как главным достижением жизни. Не прививайте ребенку принцип: «Деньги решают все» Дети охотно воспринимают советы и указания родителей и воспитателей. Даже после того как дети начинают проявлять самостоятельность, разумное убеждение и веские доводы старших оказывают серьезное влияние на их поведение. Разумеется, убеждают детей не только слова, но и живые примеры поведения родителей и старших членов семьи.

Прислушайтесь! Задумайтесь!

  • После замечания не следует сразу же ласково относиться к детям. Своим отношением нужно показать, что плохие поступки детей огорчают и возмущают родителей.  
  • Не откупайтесь от ребенка дорогими подарками, это не заменит ему душевного общения с вами.  
  • С малых лет нужно приучать детей к труду. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей выполнять их без напоминаний.  
  • Прежде чем отправиться в магазин, оговаривайте перечень необходимых покупок, учите ребенка планировать расходы.  
  • Игнорируйте истерики ребенка, если он слезами добивается, чтобы вы купили то, о чем с ним заранее не договаривались.  
  • Из бесед с вами ребенок должен усвоить, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются трудом, и нельзя их расходовать безумно.

«Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает                     в семье. Поэтому совместная работа педагогов  и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Что может сталь содержанием экономического воспитания в семье?                    Это,  прежде всего, домашнее хозяйство (домашние дела родителей, профессии родных и т. д.), семейный бюджет (доходы и расходы, зарплаты, пенсия).

Совместный труд в семье позволяет удовлетворить потребность детей                   в общении, приучает ребенка к аккуратности, ответственности. Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они приучаются к бережливости, экономности. Бережливость и экономность – показатели общей культуры человека, его зрелости. Они часто свидетельствуют об умении заботиться: о членах своей семьи, о вещах, их окружающих, о себе.

При знакомстве детей с профессиями родных и близких раскрывается роль этих профессий в обеспечении нужд и потребностей семьи.

Путешествуя с родителями по городу, в котором живет семья, ребенок видит здания: больницу, банк, магазин, школу – это места работы людей. Работа существует для того, чтобы обеспечить семью предметами, которые ей необходимы. Постепенно у детей формируется представления о взаимосвязи понятий труд и деньги.  

Совершение с ребенком совместных покупок и является объяснением ребенку их значимости в семье. К примеру, если купить ребенку сладости, игрушки, то вы не смежите купить хлеб или заплатить за электричество. А это является более важным.

Уважаемые родители, вам  следует помнить, что приобщение ребенка                      к миру экономических знаний должно происходить естественно                                       и непринужденно. А сделать это помогут игры. Например: «Семейный бюджет», «Кому что нужно?», «Разложи правильно». Играя с взрослым,  ребенок легко                   и быстро усваивает материал.

В каждой семье читают детям книжки. Правильно поступают те родители, которые подбирают книги экономической направленности. Это могут быть рассказы Э.Успенского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, авторские и народные сказки, поговорки, загадки, пословицы. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.

Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, это реальная экономическая среда, накапливается определенный «экономический» опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Воспитываем добротой"

Сценарий родительского собрания Родительские собрания     Воспитываем добротой. Цель:   Предшествующая работа: провести анкетирование родителей на тему "О способах воспитания"; п...

Анкета к сценарию родительского собрания "Воспитываем добротой"

Анкета «О способах воспитания» Уважаемые родители! Для подготовки и проведения собрания по нравственному воспитанию дошкольников просим вас искренне ответить на предлагаемые вопросы для изучения ва...

Воспитываем доброту и отзывчивость у детей дошкольного возраста. Тема: «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом" воспитатель Ермилова Ольга Николаевна

Воспитываем доброту и отзывчивость у детей дошкольного возрастаТема: «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом».Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном обще...

родительское собрание "Воспитывать доброту"

Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты....

Собрание "Воспитываем добротой"

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребят является создания взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него....

СОБРАНИЕ ВОСПИТЫВАЕМ ДОБРОТОЙ

СОБРАНИЕ ВОСПИТЫВАЕМ ДОБРОТОЙ...