Учимся подбирать рифмы!
консультация (подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

  Как и с какого возраста необходимо начинать работу по развитию словесного творчества у детей? Какие методы и приемы педагогического сотрудничества с детьми являются наиболее эффективными? Возможно ли любого ребенка научить сочинять стихи и загадки? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_rifmah.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №13 Выборгского района города Санкт-Петербург

Консультация для  родителей

на тему

 «Учим детей подбирать рифмы!»

Клара Рауфовна Серкунова                                                                     учитель-логопед

высшей квалификационной категории                                                                       дата проведения: февраль 2022

                                                                         

2022 г.

Цель:

Повышение компетентности родителей по развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста на основе малых фольклорных форм (стихов)

Задачи: 

1. Ознакомление родителей с основными способами подбора рифм в речевых играх;

2. Обучение детей умению подбирать рифмы, прививать любовь к родному языку, играя со словами;

 3.Развитие у детей художественного вкуса, языковой культуры, творческого, активного интереса к родному слову;

4. Расширение словаря дошкольников на основе игр со словом;

5.Закрепление грамматических категорий у детей  в играх со словом;

6. Совершенствование взаимодействия  учителя-логопеда с родителями в реализации обучения и развития воспитанников

Добро пожаловать в гостиную-самообразование

«Я люблю Русский язык!»

Уважаемые родители!

Тема нашей встречи «Учим детей подбирать рифмы!»

В рамках проекта «Я люблю Русский язык!» мы начинаем  знакомить наших детей с увлекательным миром слов!

Присоединяйтесь к нам! Наша цель - научить детей словотворчеству, т.е. умению подбирать рифмы, на основе рифм – ни много, ни мало! умению сочинять стихи! Вот такие мы смелые!

Учимся подбирать рифмы!

Рифма, звучная подруга

Вдохновенного досуга,

Вдохновенного труда…

А.С. Пушкин

        Творческое начало в человеке, его потребность в созидании возникают  и начинают развиваться в дошкольном детстве. В этой связи развивать творчество у детей необходимо как можно раньше. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребенка, изменяет его взаимоотношения с окружающими. Речь, являясь средством общения, помогает ребенку усвоить формы сотрудничества с окружающей социальной средой, тем самым актуализировать процесс его личностного развития.

Овладение основными средствами общения: законами фонетики, морфологии и синтаксиса, правильным произношением всех звуков родного языка, системой различных форм и словосочетаний, детским словотворчеством дает возможность дошкольнику направлять действия окружающих его людей по своему желанию, через посредство других воздействовать на мир и осуществлять свободное самоопределение.

        Как и с какого возраста необходимо начинать работу по развитию словесного творчества у детей? Какие методы и приемы педагогического сотрудничества с детьми являются наиболее эффективными? Возможно ли любого ребенка научить сочинять стихи и загадки? Подобные вопросы нередко встают перед педагогами и родителями. Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обладают особым языковым чутьем, позволяющим через игру включиться в активный творческий процесс, доставить себе удовольствие, дают возможность пережить ситуацию успеха. Вера в творческие силы детей, предоставление им инициативы в общении, признание внутренней активности ребенка приводят к необходимости поиска эффективных методов организации взаимодействия педагогов, родителей и детей на условиях равноправного  сотрудничества, в котором ребенок выступает как субъект творческой деятельности.

         Вы пробовали сочинять стихи? У кого- то получается, и неплохо. Этот вид творческих способностей не такой уж редкий среди людей. Сочинять хорошие стихи непросто, но еще сложнее научить  этому детей. Мы и не будем учить, мы будем играть. Игра доставляет удовольствие и учит  думать!

Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Игры с рифмами хотя и используют педагоги в работе с детьми, но не так часто, как они того заслуживают.

Что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребенка велико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребенку особую радость. А коллективам детей рифма еще более мила, чем тому или иному ребенку в отдельности». О воздействии рифмы на психику ребенка можно сказать так: «Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто рано начинают рифмовать в младенчестве. Поддержать этот интерес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступеней на пути к поэзии, ее условности, ее особого языка». 

Педагогическую целесообразность игр с  рифмами можно объяснить той ценностью, которая в них заключена. Рифма – категория парная. В ней одно слово обязательно предполагает другое. Дж. Родари, размышляя о природе творчества, отмечает, что познавательная функция рифмы объясняет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие. Он пишет: «Фонетическое сходство заставляет поэта искать и смысловые связи между словами – таким образом, фонетика рождает мысль».

        Проводя с детьми игры из серии «Подбери рифму», мы, по существу, знакомим детей с механизмом подбора рифм для сочинения будущих  стихов, загадок и т.д.

Знакомить дошкольников с понятием рифма лучше всего по одной из  глав  рассказа «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова. Гениальнее объяснения не придумать! А рифмы подбирать можно разными способами.  Приведем примеры:

- Название первой картинки рифмуется с названием предмета на второй картинке в уменьшительной форме:

Кошка – рыба – рыбешка; кольцо – пальто – пальтецо.

- Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать 

с прилагательным:

            Горошины – взъерошенный, лопаты – лохматый.

- Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать 

с глаголом:

            Акула – нырнула, синица – снится.

- Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать

с наречием: 

           Шоколадка – сладко, слониха – тихо.

Для того,  чтобы подобрать рифму к слову ребенок должен произвести определенное умственное действие.

Игры  серии «Подбери рифму» имеют прямое отношение к развитию фонематического слуха и звукового анализа у детей. В  таких рифмах, как «уточка – удочка», «крот – рот», «краски – глазки», слова различаются одним – двумя звуками, но являются совершенно разными по смыслу. Дети нередко ошибаются при постановке ударения в слове. А чтобы подобрать рифму, надо обязательно правильно поставить ударение. В игру также специально включены рифмы на формирование слоговой структуры слова: «перина – балерина», «экскаватор – аллигатор». Эти игры я использую в коррекционных целях при исправлении фонематического недоразвития.

        Сочиняя с детьми простые, незатейливые стихотворения, я учу их конструировать  рифмованные предложения. С играми по составлению с детьми стихов-шуток, близких к перевертышам вы можете ознакомиться у педагогов группы, либо в предложенных ими пособиях. Несомненное достоинство этих игр заключается в том, что они по самой своей природе комические: они подводят детей близко к первоосновам юмора.

        Подбор рифм в таких творческих играх стимулирует мыслительную активность детей. Возбудить у детей желание думать, вращаться в круговороте мыслей, логических задач, оживить  представления  детей  – это и есть осуществление «принципа оптимального соотношения процессов развития и саморазвития».

Подробнее ознакомиться с различными вариантами рифмования слов вы можете в пособии В. Д. Прокопьевой «Учимся сочинять стихи и загадки».

Учитель-логопед  Серкунова К.Р.

Февраль  2022 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учим детей рифмовать".

В данном материале вниманию родителей предсталены варианты игр с рифмами, которые помогут развитию памяти ребенка,  внимания, логического мышления, а также позволят детям лучше овладеть  род...

Консультация для родителей "Учим детей рифмовать"

Консультация для формирования речевого творчества для детей младшего возраста...

"Учим детей рифмовать"- папка-передвижка.

Игра в рифмы полезна для развития творческого воображения, причем не только ребенка, но и мамы. К тому же дети очень любят сочинять стихи, это их естественная потребность....

Консультация для родителей: "Учим детей рифмовать"

Поэзия входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Стихи и потешки, колыбельные песни на ночь, сказки, рассказанные бабушкой, - весь этот чудесный мир доброй мудрости помогает малышу почувствовать...

Консультация для родителей "Учим ребёнка рифмовать".

Консультация для родителей "Учим ребёнка рифмовать"....

Учим детей рифмовать

Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали меха...