Психологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи
статья

Сахарова Елена Михайловна

В материале приводятся основные особенности развития высших психических функций детей с ТНР и даны рекомендации для родителей по этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей с ТНР

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.

Особенности развития восприятия:

- слухового: нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания;

- зрительного: бедность и недифференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей;

- пространственного: нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».

Особенности развития памяти:

- отмечается снижение продуктивности запоминания; характерно долгое запоминание и быстрое забывание;

- объём зрительной памяти практически не отличается от нормы;

- объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов);

- относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.

Особенности внимания детей:

- неустойчивость;

- трудности переключения и распределения;

- трудности в планировании и контроле своих действий;

- трудности сосредоточения на вербальном материале.

Особенности развития мышления:

- с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением;

- вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности;

- характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.

Особенности эмоционально –волевой сферы:

- эмоциональная незрелость;

-трудности произвольного поведения;

- зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению;

- нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм);

- заниженная самооценка;

- повышенная обидчивость, ранимость;

- тревожность;

- агрессивное поведение разной степени выраженности.

В работе с детьми с нарушениями речи необходимо сочетать упражнения на развитие различных когнитивных процессов. Это игры и упражнения на развитие: внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, навыков самоконтроля. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, то каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого-либо познавательного процесса, одновременно влияет и на другие. Например, пальчиковые игры дополнительно развивают слуховую и моторную память, учат концентрировать и переключать внимание; упражнение на корректурную пробу, развивает не только качественные характеристики внимания (концентрацию, объем, распределение, но и память, мелкую моторику.

Большое значение нужно придавать развитию внимания, его произвольности, так как невнимательный ребенок не в полном объеме усваивает предложенный ему материал. Упражнения на развитие внимания хороши еще и тем, что они совершенствуют навыки самоконтроля за собственным поведением. В работе с ребенком чередуются задания на зрительное и слуховое внимание.

Много времени в работе с детьми нарушениями речи необходимо уделять упражнениям для совершенствования мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации, которые способствуют развитию речи, внимания, пространственных представлений, памяти и мышления. Это: пальчиковая гимнастика, рисование на манке, дорожки, штриховки, дорисовывание картинки, пальчиковые игры с предметами, тактильные мешочки и т. д.

Учитывая повышенную утомляемость таких детей, применяются упражнения на снятия психо-эмоционального и физического напряжения. Такие упражнения способствуют не только снятию возбуждения или напряжения, но и помогают сконцентрировать внимание ребёнка. Важно организовывать режим дня для ребенка с целью недопущение его переутомления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...

Характерологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Характерологические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи....

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, ...

Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи

Статья посвящена проблеме усвоения письма   и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи....

Психологические особенности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Дети с нарушениями речи имеют ряд характерных особенностей развития познавательных процессов, личностной и коммуникативной сферы, которые необходимо учитывать педагогам в своей профессиональной деятел...