Родительское собрание для родителей "Причины речевых нарушений. Организация логопедической работы".
консультация (старшая группа)

Петрикеева Олеся Николаевна

Консультация направлена на повышении компетенции родителей в вопросах речевых нарушений у детей дошкольного возраста, причин, которые вызывают эти нарушения, а также на организацию логопедической работы в детском саду по исправлению этих нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_starshey_gruppe.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МДОУ № 2 «Солнышко» ЯМР

Петрикеева Олеся Николаевна

Выступление на родительском собрании в старшей группе.

Причины речевых нарушений. Организация логопедической работы.

   Добрый вечер, уважаемые родители. Немного скажу о причинах снижения уровня речевого развития детей в целом. В первую очередь, это связано с ухудшением их здоровья, ухудшением экологической обстановки, осложнениями при родах, проблемным течением беременности и т.д. в настоящее время у 70% новорожденных выявляются различные перинатальные поражения головного мозга. Речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Отмечается, что всего лишь 2-3 ребенка из 10 для своего возраста говорят хорошо, у других наблюдаются проблемы развития речи.

 Второе, несмотря на информированность детей вследствие технического прогресса (телевизор, телефоны, планшеты, компьютеры), это не ведет к увеличению словарного запаса у детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности.

   Следующая причина - это пассивность родителей в вопросах речевого развития детей. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком) является серьезным тормозом речевого развития.

  Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте; для них главное — научить своего ребенка читать (причем, чем раньше, тем лучше). Но чтение и письмо — это определенный этап в речевом развитии ребенка. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитая устная речь, а не умения читать и писать. Сразу добавлю, если вы самостоятельно учите ребенка читать, то самое главное – делать это правильно.

На что же необходимо обратить внимание?

1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, т.е не заучивать алфавитное название букв, в противном случае затрудняется:

- навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.

- звуковой анализ слов. Например, слово ШАПКА - скажет, что в этом слове 3 звука – ша, п, ка, пропуская гласные звуки, это приведет к ошибкам на письме в школе.

2. Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А – что получилось

Это будет сказываться на технике чтения в школе и учителю придется переучивать ребенка.

Теперь о логопедической работе.

Логопедическая работа с детьми осуществляется по таким направлениям.

- развитие артикуляционной моторики, т.е. движений органов речи (губ, щек, языка), что такое артикуляция- это положение органов речи необходимое для произношения какого-либо звука. Например, для звука Ш необходимо широкий язык поднять за верхние зубки, зубки сблизить, губы округлить и чуть выдвинуть вперед. Т.о. развивая у детей подвижность органов речи, мы подготавливаем речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков.

- формирование правильного звукопроизношения (т.е. сама постановка отсутствующих или искаженно произносимых в речи звуков).

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, умение услышать каждый звук, входящий в состав конкретного слова, существует разница между понятиями звука и буквы «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях мы должны научиться отличать гласные и согласные звуки, выделять заданный звук в слове, придумывать и называть слова на заданный звук, находить картинки с заданным звуком, определять первый звук в слове, определять последний звук в слове, к концу года мы должны научиться определять позицию звука в слове, т.е. где находится звук в слове в начале слова, в середине слова или в конце слова , а в подготовительной к школе группе мы будем учиться выполнять звуковой анализ слова, то есть определять каждый звук в слове и обозначать его определенным цветовым символом.

- совершенствование грамматического строя речи (словоизменение и словообразование);

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

  • работа осуществляется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Каждый ребенок посещает логопедические занятия 3 раза в неделю. Несмотря на то, что большую часть дня ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что успешность логопедической работы предполагает активное участие в ней родителей, которые в состоянии все речевые навыки и умения, полученные детьми во время занятий закрепить в повседневной жизни. И эффективность логопедической работы во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, часто встречается пренебрежение к качеству речи ребенка, игнорирование рекомендаций логопеда. Это не способствует закреплению правильного произношения и значительно замедляет процесс коррекции. Для закрепления для каждого ребенка заведена индивидуальная папка для домашних заданий, которая дается с заданиями в пятницу, а приносить ее нужно в понедельник. При выполнении заданий помечайте, что у ребенка получается хорошо, а в чем он испытывает затруднения. Если вы хорошо выполнили и отработали задание в выходные, это не значит, что до следующих выходных о звукопроизношении ребенка можно забыть, вы должны четко понимать над каким звуком работаем и постоянно вслушиваться в речь ребенка и контролировать произношение, побуждая говорить правильно, но ни в коем случае не ругать, не высмеивать, а подбадривать, подхваливать. Поймите, что за 2 занятия в неделю по звукопроизношению продолжительностью 15 мин. правильное звукопроизношение не закрепить. Поэтому без поддержки родителей процесс автоматизации затягивается. Задача логопеда - поставить звук, научить ребенка произносить его в слогах, словах, и предложениях, а родители должны закреплять это умение в повседневной жизни. Здесь необходим постоянный контроль с вашей стороны, ведь самоконтроль у детей в этом возрасте еще не сформирован в силу психофизиологических особенностей, но мы должны стараться его развивать.

В заключении скажу, что при возникновении затруднений вы всегда можете прийти на занятия, посмотреть, обсудить возникнувшие вопросы или результаты работы. Надеюсь на вашу активную позицию в процессе речевого развития ваших детей.

Литература и источники:

1. Нагорная Л.Ф. Логопедические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. Спб. 2009

2. Гревцева Е.В. Логопедический тренинг. Консультации логопеда. Спб. 2002

3. https://www.maam.ru/

4. https://solnet.ee/

5. Нищева Н.В. «Родителям о речи ребенка» Информационно-деловое оснащение ДОУ. Спб. Детство -пресс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Осторожно: речь! (речевые нарушения у детей)"

Презентация к родительскому собранию "Осторожно: речь! (речевые нарушения у детей: ФФН, ОНР, дизартрия)"...

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...

Родительское собрание "Причины речевых нарушений. Организация логопедической работы в ДОУ"

В сообщении раскрываются причины речевых нарушений у детей и особенности организации логопедической работы в ДОУ, а также требования к выполнению домашних заданий....

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ ЮЖНОГО УРАЛА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Использование малых фольклорных жанров Южного Урала является одной из речевых технологий в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья....

Основные направления организации логопедической работы по преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями

Данная статья содержит основные направления и принципы методической работы с детьми дошкольного возраста по преодолению просодических нарушений. Владение базовыми знаниями структуры логопедической раб...