консультации
консультация

Волков Елена Михайловна

консультации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

        «Детский сад № 85»         

(МАДОУ «Детский сад № 85») 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей  

««Формирование элементарных математических представлений с помощью

дидактических игр у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Волкова Е.М

 

2022г

 

г. Нижний Новгород

 

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

 

Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.   Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

   

Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи.

Для определения эффективности своей работы  провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр. Основная цель которой: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.  

Проанализировав результаты диагностики, выявила, что у детей достаточно низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений. Решила, что для того, чтобы дети лучше усваивали программный материал, нужно сделать так, чтобы материал был интересен детям. Помня о том, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая, пришла к выводу, что для повышения уровня знаний детей их нужно   использовать большее количество дидактических игр и упражнений. Поэтому, в рамках работы по самообразованию  углубленно изучила  тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью  дидактических игр».  

 

Система работы.     

Как говорилось выше основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.    В. А. Сухомлинский в своих работах отмечал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.

Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.   Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют           расширять         знания         дошкольников,           закреплять их  представления   о количестве, величине, геометрических фигурах,  учат ориентироваться  в пространстве и во времени.  

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

 

Работая по данной теме, поставила перед собой цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами   дидактических игр математического содержания.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами   дидактических игр математического содержания.
  2. Сделать         подборку         дидактических         игр         для         развития математических представлений у дошкольников.  

 

 Большое значение в процессе формирования элементарных математических представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем, что их основная цель - обучающая. Систематизируя игры, разработала перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.  Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей   выстраиваю с учётом следующих принципов:

  1. Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала         с         уровнем         развития,         подготовленности детей.                                                                  
  2. Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.                                                                      
  3. Целостность-формирование         у         дошкольников         целостного представления о математике.
  4. Научность.
  5. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников использую следующие инновационные методы и приемы: 

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).  Для этого даю задания  такого  характера:  продолжить  цепочку, чередуя в определенной  последовательности  квадраты,  большие  и  маленькие круги желтого и красного цвета. После того,  как  дети  научились  выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить  задания,  в котором  необходимо  чередовать  предметы,  учитывать  одновременно  цвет  и величину. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить   логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.  
  • сравнение; (например, в упражнении «Покормим белочек» предлагаю покормить белочек грибочками, маленьким белочкам – маленькие грибы, большим – большие. Для этого дети сравнивают размер грибов и белочек, делают выводы и выкладывают раздаточный материал в соответствии с заданием.  
  • решение логических задач. Предлагаю детям задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды  фигур, знаков, на поиск различий. Знакомство с таким заданиями начала  с  элементарных заданий  на  логическое  мышление  –  цепочки   закономерностей.   В   таких упражнениях идет  чередование  предметов  или  геометрических  фигур.  

Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент.  

  • воссоздание и преобразование. Предлагаю детям упражнения на развитие воображения, например, нарисовать какую-нибудь фигуру, по выбору ребенка и дорисовать ее.  
  • здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с математической тематикой). Создала картотеку физминуток («Мыши», «Раз, два –выше голова», «Мы катались» и д.р.) и пальчиковых игр. («1,2,3,4,5..»,)  математического содержания.  

 

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками провожу в различных формах: 

  • организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, тематический досуг). Непосредственная образовательная деятельность « Путешествие по группе», «В гостях у цифры 5», «Поиграем с Винни-Пухом», развлечение «Математический КВН».
  • обучение в повседневных бытовых ситуациях; («Найди такой же формы как у меня, предметы в группе», «Соберем бусы для куклы Маши»); беседы («Какое сейчас время года, какое время года будет после»);
  • самостоятельная деятельность в развивающей среде. Предлагаю детям игры на закрепление формы, цвета, на составление последовательности и др.

Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений   разделила их на группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествия во времени
  3. Игры на ориентировку в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

  1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с понятиями «один-много», путем сравнивания равных и неравных групп предметов (дидактические игры «Белочки и орешки», «Рассели животных в домики»); «широкий –узкий», «короткий –длинный», используя приемы наложения и сравнения двух групп предметов (дидактические игры «Покажи дорогу зайчику», «Рассели медвежат в домики»). Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Делала это для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
  2. Игры – путешествие во времени использую   для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью (дидактическая игра «Когда это бывает»).
  3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (дидактические игры «Назови где», «Кто за кем»).
  4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?», «Найди схожую по форме», «На что похоже». 

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

Решение вопроса о том, как использовать дидактические игры в процессе дошкольного обучения, во многом зависит от самих игр: как в них представлены дидактические задачи, какими способами они решаются и какова в этом роль воспитателя.

Работая с детьми младшего возраста, сама включаюсь в игру. Вначале   привлекаю детей к играм с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым  вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, желание  играть с ним.  

В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения,  полученные детьми в детском  саду - родители  закрепляли дома.  Использую разные формы работы  с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации, например,  «Дидактическая игра в жизни ребенка».

«Яркие и интересные игры»;

  • изготовление дидактических игр совместно    с родителями;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • совместное создание предметно-развивающей среды;
  • анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.  

 В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....