Ошибки родителей будущих первоклассников
консультация (старшая группа)

Гафарова Лариса Платоновна

В консультации представлены основные ошибки родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oshibki_rodit._pervoklassnikov.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Ошибки родителей будущих первоклассников

Рекомендации родителям

Ошибка 1. Перегружают ребёнка кружками

Ситуация

Ребёнок в детском саду, кроме занятий в группе, посещает много развивающих кружков и секций. В первом классе одновременно ходил на занятия по развитию интеллекта, в музыкальную школу и четырежды в неделю на фигурное катание, которое заканчивалось 21.00. Под присмотром родителей тщательно выполнял все домашние задания.

Результат

Ребёнок любит посидеть в одиночестве. Перегруженность в подготовительной группе и затем в школе снизила уровень его адаптации к первому классу и отбила желание учиться. В школу ребёнок ходил со слезами, на уроках был пассивен, почти всё время рисовал. Уже к третьему уроку он испытывал физическую слабость и желание поспать.

Рекомендации для родителей

Не нагружайте ребёнка кружками. Помните, что у вас и у него могут быть разные потребности и способности. До школы можно вообще не посещать кружков, а в школе посещать, но не более двух. В подготовительной группе тоже можно выбрать две секции: спортивную, для здоровья, и развивающую: или подготовку к школе, или рисование, или музыкальные занятия. Какой спорт и какую развивающую секцию выбрать, пусть ребёнок решит самостоятельно.

Ошибка 2. Не учитывают, сколько детей в группе по подготовке к школе

Ситуация

Родители отдали ребёнка для подготовки к школе в его будущую школу. Они решили, что так ребёнок привыкнет к школьной обстановке и в дальнейшем это поможет ему адаптироваться к учебной ситуации и новому коллективу. Но они не учли, что педагог будет уделять ребёнку меньше внимания из-за того, что группа переполнена.

Результат

В конце года, согласно результатам диагностики на готовность к школе, ребёнок оказался подготовлен недостаточно. Родителям пришлось в течение лета заниматься с ним в соответствии с индивидуальными рекомендациями, которые дал психолог. Это были упражнения, задания и особая форма взаимодействия.

Рекомендации для родителей

При выборе между центром развития и подготовительными занятиями в школе выбирайте то место, где количество детей немногочисленно. Когда детей много, педагог успевает только дать запланированный материал и заметить тех, у кого он быстрее всего закрепился. Если в группе 5-10 человек, педагог сможет обратить внимание именно на вашего ребёнка, увидеть его трудности, использовать индивидуальный подход.

Ошибка 3. Выбирают индивидуальные подготовительные занятия,

а не мини-группу

Ситуация

Диагностика в детском саду показала, что ребёнок недостаточно подготовлен к школе. Педагог-психолог ознакомила маму с результатами. Мама посчитала педагога-психолога некомпетентной и ответила, что рисунок головастика, неумение изобразить дом и отождествить звуки в слове ничего не говорят о ребёнке. Она объяснила, что с ребёнком индивидуально занимается педагог, который считает его полностью готовым к школе.

Результат

В первом классе у ребёнка появились трудности с письмом и звуковым анализом слов. Он не успевал за остальными детьми в классе, плакал на уроке. В конце октября отказался ходить в школу.

Рекомендации для родителей

Выбирайте подготовку к школе в мини-группе вместо индивидуальных занятий с педагогом. Иначе вы не сможете получить информацию о трудностях, которые проявятся при групповых занятиях. Педагог увидит положительную динамику, так как будет сравнивать ребёнка с ним же «вчера». После окончания курса занятий в группе уточните у педагога, над чем ещё поработать, какие могут быть трудности у ребёнка в дальнейшем. Спросите об этом же воспитателей и других специалистов детского сада.

Ошибка 4. Стремятся сделать ребёнка лучшим,  во что бы то ни стало

Ситуация

Педагоги и специалисты детского сада познакомили маму с результатами обследования ребёнка и рекомендовали выбрать стандартную программу обучения. Мама отнеслась с недоверием к рекомендациям и отдала ребёнка в первый класс с усложнённой программой.

Результат

В школе у ребёнка начались проблемы в поведении. Он стал во время урока кричать, шуметь, петь песни, то есть демонстративно себя вести, проявлять агрессию по отношению к одноклассникам и учителю. Это произошло потому, что выбор неправильной программы ухудшил адаптацию к школе и отбил у ребёнка желание учиться.

Рекомендации для родителей

При выборе школьной программы основывайтесь на состоянии и способностях ребёнка, а не на желании видеть его лучшим и доказать это окружающим. Учитывайте мнение воспитателей и других специалистов детского сада и центра развития, где занимается ребёнок, о возможностях ребёнка.

Чтобы ребёнок смог учиться по сложной программе, ему потребуется дополнительная подготовка. Такая программа может полностью изменить поведение ребёнка. Если он не будет справляться, то начнёт протестовать, показывать всем своё недовольство, станет пассивен в учёбе.

Ошибка 5. Не учитывают мнение специалистов детского сада

Ситуация

По результатам диагностики готовности к школе педагог-психолог и воспитатели детского сада предупредили маму о трудностях, которые ожидают её сына в школе. Но педагог центра развития, который посещал мальчик, заверил маму, что ребёнок к школе готов. Мама с недоверием отнеслась к тому, что услышала в детском саду. Ей казалось, что в центре развития должны быть более квалифицированные специалисты и более точная информация.

Результат

В первом классе учитель сразу заметил, что ребёнку трудно понимать инструкции, выполнять задания, концентрироваться, запоминать информацию. У него не было элементарных знаний. В ноябре ребёнок отказался ходить в школу, так как ему трудно, он ничего не понимает и хочет в детский сад. Ребёнка пришлось перевести в компенсирующий класс, где он стал посещать занятия педагога-психолога и дефектолога.

Рекомендации для родителей

Учитывайте, что коммерческие цели центров развития могут влиять на оценку результатов ребёнка. Спросите мнение их специалистов о ребёнке, но не ограничивайтесь этим. Ошибка – считать, что мнение педагогов в детском саду менее обоснованное. Чем раньше родители начинают принимать во внимание информацию, которую получают от педагогов в детском саду, тем больше шансов избежать трудностей в будущем.

Ошибка 6. Стыдятся компенсирующего первого класса

Ситуация

Ребёнок не справлялся с программой подготовительной группы детского сада. Его возраст к первому сентября был бы семь лет и два месяца. Родители не хотели оставлять его ещё на один год в детском саду. Педагог-психолог предложил зачислить ребёнка в компенсирующий класс. Родители постыдились компенсирующего класса и отдали ребёнка в обычный класс.

Результат

В первом классе ребёнок остался на второй год по причине неуспеваемости. С согласия родителей его перевели в компенсирующий первый класс.

Рекомендации для родителей

Если специалисты детского сада рекомендуют зачислить ребёнка в класс компенсирующего вида, прислушайтесь к их мнению. Их мотив – благо для ребёнка, ведь ребёнок из детского сада уходит, и они могли бы не думать о его проблемах. Кроме того, не нужно недооценивать коррекционную работу в детском саду. Трудности, которым недостаточно внимания уделяли до школы, в школе становятся более серьёзными, запущенными, их сложнее преодолеть.

Ошибка 7. Прекращают занятия с психологом и логопедом после детского сада

Ситуация

Ребёнок в детском саду получал помощь специалистов службы сопровождения: педагога-психолога и учителя-логопеда. Они рекомендовали маме для школы сделать повторное психолого-педагогическое заключение. Мама на словах согласилась с ними, но не стала ничего делать. По поведению ребёнка она сделала вывод, что трудности он преодолел.

Результат

Ребёнок пассивно вёл себя во время урока, отказывался выполнять задания, в среднем по пять или шесть раз за урок отпрашивался в туалет. Его адаптация к школе протекала очень тяжело. Сказывались трудности, которые не были проработаны вовремя.

Рекомендации для родителей

Если ваш ребёнок до школы получает помощь педагога-психолога, учителя-логопеда, то при переходе в школу обязательно уточните у них уровень его развития в текущий момент.

В большинстве случаев рекомендуется получить повторное психолого-педагогическое заключение, но уже для школы. Эти меры помогут ему оказаться в подходящих условиях, быстрее адаптироваться к школе и скорректировать возможные трудности.

Ошибка 8. Торопятся отдать ребёнка в первый класс

Ситуация

Родители отдали сына в первый класс до того, как ему исполнилось 7 лет. Они не посоветовались со специалистами детского сада. В школе у ребёнка появились трудности. Мальчик умел читать и считать, но опаздывал на уроки, так как заигрывался на перемене. Он проявлял активность только в первые пять минут урока, а потом вставал и ходил по классу или играл. В ответ на замечания и задания ненадолго менял поведение, но затем снова отвлекался.

Результат

К февралю следующего года мальчик стал чуть более усидчив и начал вовремя приходить на урок. Однако играл во время урока до конца года. Он не доиграл в дошкольном возрасте, поэтому продолжал играть в школе. Обучение оказалось для него психологически сложной задачей.

Рекомендации для родителей

Спросите у специалистов детского сада, готов ли ваш ребёнок к школе, нужно ли что-то сделать, например, летом. Дети, чаще мальчики, которым не исполнилось 7 лет, испытывают трудности в начальных классах. У них недостаточно развиты речь, внимание, память, самоконтроль. Они неспособны усидеть на месте в течение урока, слушать учителя, не отвлекаться, выполнять задания, запоминать новый материал в нужном объёме, успевать за темпом класса. Лучше, если ребёнок пойдёт в школу в 7 лет и 6 месяцев или позже и будет учиться на четвёрки и пятёрки, чем на год раньше, и будет учиться на тройки. Такой ребёнок будет дезадаптирован и в средней школе, без мотивации к обучению и общению со сверстниками.

Ошибка 9. Учитывают только знания ребёнка, а не поведение в целом

Ситуация

Мальчик поступил в первый класс с развитым навыком чтения и умением считать. Но ходил по классу на уроке, отвлекал детей, не реагировал на учителя, громко и демонстративно изъяснялся, не понимал и не делал заданий. Когда появились оценки, стал получать двойки. Родители обвинили учителя в предвзятости, отказались взаимодействовать с педагогом-психологом. Позже на поведение мальчика стали жаловаться родители одноклассников.

Результат

Родители мальчика согласились взаимодействовать с педагогом-психологом. Ребёнок стал ходить на индивидуальные занятия с ним и, по заключению врачей, посещать школу по индивидуальному графику. Со временем его поведение нормализовалось.

Рекомендации для родителей

Если вы видите. Что у ребёнка есть способности в счёте, чтении, проверьте, умеет ли он при этом рассказывать по теме, когда спрашивают, правильно выполнять задания на занятии, следует ли правилам поведения. Узнайте об особенностях поведения ребёнка в группе, о трудностях, которые могут его ожидать. Уже в детском саду специалисты могут определить, будет ли поведение ребёнка в школе нежелательным. Помните, что хорошая речь, память, умение прибавлять и отнимать трёхзначные цифры – ещё не признак готовности к школе. В некоторых случаях это даже повод обратиться за помощью. Быстрое развитие умственных способностей может компенсироваться отставанием в развитии поведенческих навыков.

Из материалов  сетевого издания

для педагогов и учащихся образовательных учреждений

«Образовательное пространство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...