Моя педагогическа находка
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Лешова Светлана Ивановна

Исходя из опыта своей работы, я сделала вывод, что одним из эффективных направлений повышения познавательной активности у дошкольников являются дидактические игры. Но не обычные дидактические игры, а с использованием нетрадиционных пособий, выполненных своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моя педагогическая находка758.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СШ с.Борки дошкольная группа

Моя педагогическая находка

«Дидактические игры

 своими руками»

Подготовил воспитатель:

Лешова Светлана Ивановна

Цель: повышение познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры с использованием нетрадиционных пособий.

К великому сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но эту ситуацию необходимо менять, ведь игра так нужна нашим детям для познания окружающего мира.

В своей работе я столкнулась с такой проблемой как снижение познавательной активности у детей. Они редко задают вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении образовательной программы. Развитие познавательной активности в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать не только дошкольную, но и школьную программу. Для развития познавательной активности ребёнка просто необходимо побуждать у него интерес к знаниям, к новым открытиям через игровую деятельность. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.

 Если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры в совокупности с игровыми пособиями, то можно повысить уровень познавательной активности у дошкольников. В результате у детей сформируется более высокий уровень творческих способностей, практических навыков и умений. Сформируется уверенность в своих действиях, дети научатся проявлять активность и любознательность.

Для выявления уровня познавательной активности у детей в начале учебного года была проведена диагностика по методике В.С. Юркевича «Древо желаний». Результаты вы можете увидеть на экране. (описать диагностику)

Задумываясь над тем, почему результаты детей такие неутешительные, я решила провести опрос среди родителей. Всего было опрошено 23 человека. В анкете  было  три вопроса: «Чем любит заниматься ваш ребенок дома?», «В какие игры вы играете дома с детьми?», «Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу». Результаты анкетирования вы можете увидеть на экране. Как видно на диаграммах, большую часть свободного времени дети посвящают телефонам, компьютерам и всевозможным гаджетам. На вопрос: «В какие игры вы играете дома с детьми?» ответы тоже были неутешительными. 30 процентам родителей вообще некогда заниматься своими чадами, 30 процентов опрошенных так же вместе с детьми играют в приставки и компьютерные игры. Дети растут рядом с взрослыми, а взрослые не умеют играть, у них нет на это времени и они не считают игру важной.

А на вопрос о том, что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс, % родителей ответили, что главное – это познакомить ребенка с буквами, с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Такая "готовность" не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению.

Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников?

Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно следует определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание. Также, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно.

           Исходя из опыта своей работы, я сделала вывод, что одним из эффективных направлений повышения познавательной активности у дошкольников являются дидактические игры. Но не обычные дидактические игры, а с использованием нетрадиционных пособий, выполненных своими руками.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе создана нетрадиционная дидактическая зона с набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Результаты промежуточной диагностики познавательной активности показали следующую динамику:  14% детей приобрели высокий уровень по всем направления познавательной активности.

67% средний уровень, 19% низкий уровень.

 Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. 

В связи с этим, провожу работу с родителями:

- знакомлю с занимательными и развивающими играми;

- провожу консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания - привлекаю родителей к пополнению дидактической зоны;

- организую совместные развлечения.

Используя различные дидактические игры из нетрадиционных материалов в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; умение задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельности и действия партнера; умение планировать познавательную деятельность; вести диалог при совместной игре; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности.

Я считаю, что педагоги дошкольных учреждений должны находиться в постоянном поиске новых средств воспитания и обучения детей и внедрять их в педагогическую практику.

Приведу несколько примеров создания дидактических игр из бросового материала:

1. Дидактическая игра "Собери бусы".

Цель и задачи:

- развитие мелкой моторики.

- формировать умение называть и различать цвета,

- развивать фантазию, художественный вкус.

Материал для изготовления: крышки от пластиковых бутылок которые проколола дома раскалённым большим гвоздем и очистила от расплавленного пластмасса, шнурки

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-258884-1580831118.jpg

2. Игра "Крестики - нолики"

Цель и задачи: развитие логического мышления,

- стимулировать развитие умственных способностей детей в процессе игры,

- способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей;

- вызывать радостные эмоции от игры.

Принцип игры тот же, только вместо крестиков и ноликов крышки двух цветов.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-258884-1580832169.jpg

3."Выложи по образцу"

Цель: прививать усидчивость, развивать память.

Материал для изготовления: крышечки, карточки со схемами.

4. « Найди недостающий цвет кружочка»

Цель: развитие логического мышления, внимания.

C:\Users\ASUS\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220224_100426.jpg

5. «Придумай  рисунок»

Цель: развитие воображения, фантазии, умение правильно подобрать цвет к деталям рисунка. 

C:\Users\ASUS\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220224_100019.jpg

Игры с прищепками

Игра «ёжик»

Возраст: 2-5 лет

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

C:\Users\ASUS\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220224_153345.jpg

Игра «Цветочная поляна»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

На поляне не хватает травки, прицепить прищепки зелёного цвета.

C:\Users\ASUS\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220224_154612.jpg

Игра «Солнышко»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: шаблон солнышка, прищепки

Ход игры: Даем ребенку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

Солнышко, скорей взойди,

И лучи свои пришли.

Чтоб они землю обогрели,

Нас теплом своим согрели.

Игра «Сними украшения»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Оборудование: прищепки

Ход игры: Прицепите прищепки к одежде ребенка, попросите его снять их.

Игра «Большая стирка»

Возраст: 2-3года

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.

Оборудование: прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки

Ход игры: Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.

И другие.

 

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...