Доклад на тему: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
статья (старшая, подготовительная группа)

Куприянская Тамара Петровна

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\pentium\Desktop\док.jpgРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

_________МБДОУ «Мыскаменский детский сад»_________

Доклад на тему:

«Формирование основ экологической культуры

у детей дошкольного возраста»

H:\ЭКОЛОГИЯ\ЭКОЛОГИЯ 2020\Новая папка\ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.jpg

Материал подготовила:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель группы «Солнышко»

с. Мыс Каменный

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей

Без миловидных лисьих лиц,

 Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О, Человек, венец природы,

Что без природы – твой конец?!

                                       C. Кирсанов

Формирование основ экологической культуры

у детей дошкольного возраста

Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбирать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного внимательного к себе отношения.

Экология – наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры.

Главной  задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит:

  • формирование у детей экологических представлений и знаний,
  •  развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе,
  • развитие восприятия природы, как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания,
  • формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать, как можно больше.

Главные аспекты моей работы с детьми – разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Во время проведения познавательных занятий, бесед о правилах поведения на улице, в лесу, в природе, на прогулках, во время наблюдений за животным и растительным миром, за трудом взрослых, в самостоятельной деятельности дети:

  • разучивают стихи о жителях леса, о природе;
  • рассматривают иллюстрации на тему «Экологическая цепочка», «В лесу», «Санитары леса», «Спички не игрушка»;
  • отгадывают загадки о животных и растениях;
  • прослушивают аудиозаписи с голосами животных и звуками природы;
  • слушают музыку «Полёт шмеля, «Вальс бабочек» и т.д.;
  • раскрашивают картинки на тему «Охрана природы»;
  • играют в дидактические экологические игры:

 1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другими деревьями.

2. «Что лишнее». Цель:  дети   определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию и т.д.

  • просматривают мультфильмы «Мальчик и Земля», https://www.youtube.com/watch?v=EEdn6igiEXo, «Свойства глины, металла, бумаги» презентации «Что будет, если исчезнут насекомые?», презентации о лесных жителях и морских обитателях;
  • слушают рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.
  • совершают виртуальные экскурсии.

Наряду с выше перечисленными формами детской деятельности, постоянно ведется познавательно исследовательская деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

В групповой комнате оборудована зона познавательного развития, где находится лаборатория «Хочу все знать!»,  которая оснащена  новым  развивающим  материалом (SТEМ – лабораторией). (Приложение 1)

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.

Дошкольники любят экспериментировать –  эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве.  Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся.

Можно отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему.

В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей со взаимосвязями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволяет ребёнку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе. Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путём получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.

Набор экспериментов, предложенных в модуле, помогает увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира. В выборе содержания занятий ориентируюсь на интересы детей, не навязывая им те сведения, которые ещё сложны для их понимания. Наблюдаю, чем интересуются дети на прогулке, какие вопросы задают. Внимательное отношение помогает выбрать именно те занятия, которые отвечают актуальным познавательным потребностям. Меру непосредственного участия детей в проведении эксперимента определяю в зависимости от их количества и степени подготовленности. Специальные материалы, представленные в модуле, помогают привлечь внимание детей к экспериментированию, облегчат поиск необходимого оборудования, делают занятия в образовательной организации яркими и интересными.

        Администрацией детского сада приобретен:          развивающий комплекс  «АНРО мультилаборатория». Комплекс представляет собой конструкцию из шести приставных столиков со встроенной светодиодной подсветкой. К каждому столу есть пульт управления, которым можно менять различные цвета подсветки на световом планшете. Крышки столиков съемные и перевернув их, ребята могут рисовать цветными мелками. Имеется кварцевый песок, на котором дети с удовольствием рисуют как пальцами рук, так и кисточками, создавая неповторимые  шедевры. Во время рисования  песком включаем детям тихую музыку, затемняем освещение.

        Игра с песком способствует развитию креативности, научению конструктивному общению, выражению эмоций, терпению, усердию, сосредоточенности. Песок способствует снятию у детей имеющих проблемы с эмоциональной сферой, внутреннего напряжения, что повышает уверенность в себе и отрывает новые пути развития ребенка дошкольника. (Приложение 2)

Результатом познавательно-исследовательской деятельности, как показала практика, являются знания, но знания, добытые самим ребенком. Дети способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое вызывают у детей особый интерес. Вопросы ребёнка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений.

Огромное значение в экологическом воспитании старших дошкольников оказывает участие во Всероссийском инновационном природоохранном  социально-образовательном проекте «Эколята – дошколята» Проведение экологических акций в практике стало еще одной из интереснейших форм работы.

Природоохранные акции, так как это комплексные мероприятия, вовлекают как детей, так и взрослых в процесс сохранения природы, в ходе которых у детей формируется экологическое сознание и желание сохранить природу для будущего поколения.

  • Участие во Всероссийском конкурсе на лучший стенд (уголок) «Эколята – Дошколята». Получен Диплом ГРАН-ПРИ конкурса муниципального этапа.

Ссылка:  https://nsportal.ru/media-gallery/lightbox/5308902/24414809

  • Ребята приняли активное участие в проведении акции посвящения детей в «Эколята – Дошколята». Дети с удовольствием произнесли «Клятву Эколят» и исполнили «Гимн Эколят». Дошкольникам были вручены Свидетельства и эмблемы участника природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята».
  • Во время проведения мероприятия осуществлялось оформление музыкального зала логотипом «Эколята», плакатами и поделками с образами сказочных героев Эколят.
  • В рамках Акции проводятся экологические игры, конкурсы и викторины со сказочными  героями Эколятами, проходят выступления ребят.
  • Выставки семейного творчества «Сад  Эколят. Огород  Эколят», «Встречаем зиму с Эколятами»
  • Акция «Сдай пластик – сохрани Арктику»
  • Создание и дальнейшее пополнение материалами «Красной книги ЯНАО»

Все результаты работы отражаем в информационной группе ВКонтакте Мыскаменский детский сад для воспитателей и родителей.

Неотъемлемой частью любого педагогического процесса являются родители.

Работа с родителями

        Родителям предложили вместе с детьми наблюдать за объектами живой и неживой природы, беседовать на темы «Что я видел по дороге в детский сад», «Что меня окружает».

        Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому на родительском собрании мы поставили перед родителями следующие задачи:

  • приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья;
  • учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным, при необходимости оказывать им помощь;
  • систематически в доступной форме объяснять детям взаимосвязь природы и человека;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, воде и другим продуктам.

        Советовали родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняли, что во время наблюдений расширяются кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно понаблюдать по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как  сверкает иней, как блестит снежок.

        Таким образом, можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.

Активная жизненная позиция взрослых членов нашего коллектива последовательно передаётся детям. Из разговоров с детьми, их родителями я стала замечать, что дети стали осторожнее вести себя в природе, бережнее относиться к растениям, животным, стараются не навредить им, бурно реагируют на негативные поступки.

         Выбирая данное направление работы, я надеюсь заложить определяющие основы личности, помочь ребёнку осознать необходимость сохранения и спасения природы для выживания на земле самого человека, расширить общий кругозор детей, определить аспекты построения взаимоотношений с природой и окружающим его миром; способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Я уверена, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, поселку, краю, испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.

Литература:

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005.
  2. Зверев Н. А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
  3. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа. 1995.
  4. Николаева   С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей. Дошкольное воспитание, 2000. 
  5. Николаева. С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.  
  6. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Проблема экологического воспитания дошкольников  актуальна и соответствует потребностям детского сада.Основной идеей опыта явилось создание необходимых условий возникновения устойчивого интереса ...

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...

«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...

Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».

Консультация для воспитателейпо теме«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»....