Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (средняя группа) по теме

Проблема экологического воспитания дошкольников  актуальна и соответствует потребностям детского сада.Основной идеей опыта явилось создание необходимых условий возникновения устойчивого интереса детей к окружающей природе и труду в ней,осознанно правильного отношения к ней,  систематизации представлений о связях живой и неживой природы, приобретение практических действий по охране природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytnaya_deyatelnost.dox_.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём.

Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы.

Поэтому возникает ряд противоречий:

- в результате научно-технического прогресса у детей возникает повышенный интерес к компьютерным технологиям, телевидению, поэтому

большее количество времени ребенок находится в помещении, меньше уделяется внимания прогулкам, наблюдения за животным и растительным миром;

-повышено внимание общественности к формированию гармонического взаимодействия ребенка и природы, но отсутствуют телепередачи, информация периодической печати творчески развивающего характера.

В системе и подготовке молодого поколения к рациональному использованию, ответственному отношению к природе важное место принадлежит ДОУ, которое можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном окружении, знакомство его с целостной картиной мира и формирования научно-обоснованного нравственного и эстетического отношения к миру. Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников, над которой я работаю, актуальна, соответствует потребностям детского сада. Исходя из противоречий, мною была определена основная идея.

Основной  идеей опыта является создание необходимых условий для возникновения у детей устойчивого интереса к окружающей природе, систематизации представлений о связях живой и неживой природы. Над этой проблемой я работала с сентября 2012 года по март 2014 года. Работа по разрешению противоречий была разделена на несколько этапов.

      1 этап – 2012 год с сентября по ноябрь – аналитико-диагностический: подбор диагностического материала, определение проблемы.

      2 этап – с ноября 2012 года по январь 2014 года - практический: опробирование методик, разработка тематического планирования, дидактического материала.

      3 этап – 2014 год с января по май - обобщающий: итоговая диагностика.

      Теоретической базой опыта явились труды следующих педагогов:

  •    Н.В.Коломина, «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», где указывает, что экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями.
  •   В.В.Смирнова и др. в работе «Тропинка в природу» подчеркивает роль экологической тропы в развитии  познавательной активности детей, в формировании у детей потребности в самостоятельном изучении природы.
  • Работа О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», направленная на обогащение опыта общения детей с природой путем применения метода наглядного моделирования.

Новизна выполненного педагогического опыта заключается в интеграции различных видов деятельности, а также в комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм работы, направленных  на формирование основ экологической культуры дошкольников.

Целью данной работы является формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка, развитие знаний законов живой природы.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

- формирование умений и навыков по уходу за растениями в уголке природы;

- воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического целенаправленного общения с окружающим миром;

- формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и применение этого на практике;

- воспитание эстетических и патриотических чувств;

- укрепление дружеских отношений между детьми;

-установление взаимопонимания и взаимоуважения между воспитателями и детьми, их родителями;

 Мною разработано комплексно-тематическое планирование  работы по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы , который включает в себя следующие  формы работы: наблюдения в природе, труд в уголке природы, проектная деятельность, элементарная исследовательская деятельность, экологическая тропа, мастерские, непосредственная образовательная, продуктивная и коммуникативная деятельности, индивидуальная работа, работа с родителями. А также нетрадиционные формы работы: экоминутки, экокубики, туесок лесных сказок; кроме того, использовались персонажи: Цветик-пятицветик, Сова - говорунья и изготовленная руками педагога кукла Луковница.

Предлагаю рассмотреть нетрадиционные формы работы.

Использование экокубиков. Эту игру можно проводить  по командам и индивидуально. В ней дети описывают ситуации, изображенные на гранях кубика и дают оценку тем или иным действиям.

Особый интерес у детей вызывает туесок лесных сказок, который пополняется сказками, придумываемыми самими детьми.

Для выявления и поддержания интереса к природному миру, в  уголке природы стоит цветик – пятицветик, который может подсказать, какому растению требуется полив, подкормка или с какого растения снять  засохший листочек.

Результативно проходит  продуктивная деятельность в мастерской - ребята изготовили домик Лесовичка и обитателей леса - мишек, теперь с удовольствием с ними играют и относятся к ним очень бережно.

Удачно используются  экоминутки на прогулках, когда детей прошу оглянуться и увидеть результаты небережливого отношения к природе: отломана веточка на кустарнике, сорван цветок, раздавлен жучок.

Особый интерес у детей был вызван созданием проекта «Огород на окне». Дети  с удовольствием участвовали в посадке лука, наблюдали за его ростом, поливали лук.

На территории участка  проходит  экологическая тропа к березе с использованием персонажа Сова-говорунья. На нашей экологической тропе пока мало объектов исследования, но мы продолжаем пополнять тропу новыми объектами.

В своей работе я придаю большое значение наблюдениям на прогулках. Они проводятся в детском саду ежедневно. Я знакомлю  детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).  Для таких игр на участке используем песок, совочки, формочки, лопатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения « Найди по описанию», «Что где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «С какого дерева листок?». «Угадай, что съел?», «Выбери правильно», «Кто что ест?», «Посели в домик». Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через игры  дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
 Представления об объектах природы формируются у детей постепенно в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение дает детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. Это позволяет делать маленькие открытия, ребёнок начинает понимать простые связи между погодными явлениями и их последствиями. При этом должна учитываться системность.

В индивидуальной работе с детьми повторяем пройденный материал.

Для уточнения знаний о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т.д.) использую опытно- исследовательскую деятельность, в которой  раскрываем причину наблюдаемого явления. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

В работе активно использую художественную литературу о природе, которая глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми провожу беседы, задаю вопросы. Очень важно бывает донести до ребенка смысл произведения.

Каждую осень проводим конкурс «Дары осени», на котором поделки готовятся вместе с родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами.

Тесно ведется работа по экологическому воспитанию с семьей. Только  опираясь на семью, совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

-сформированы начала экологической культуры у детей;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-дети учатся практическим действиям по охране природы;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться  к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                        учреждение детский сад №25 «Троицкий»

Выступление на педагогических чтениях

на базе МБДОУ детский сад общеразвивающего вида

№25 «Троицкий»

«Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

                                                                                     

                                                                                Подготовила:

 воспитатель

                                                                                             Момот Л.В.                      

             

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию....

Специфика воспитания основ экологической культуры в младшем дошкольном возрасте

Особенности восприятия детей в младшей группе. Рассказывается об  основных направленяих работы по экологическому воспитанию детей данной возрастной группы....

«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...