Особенности развития дошкольников 2-3 года жизни. (способы работы)
учебно-методический материал (младшая группа)

Яковлева Евгения Витальевна

Характеристика особенностей развития дошкольника 2-3 года жизни с указание трудовых действий педагога. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_beril_e.v.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика

Особенности развития дошкольников 2-3 года

Способы работы педагога (трудовые действия педагога)

Мышление

Присуще наглядно действенное мышление; это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно, ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Полноценное развитие предметно-манипулятивной игры имеет большое значение для развития у ребёнка воображения, которое является основой творческих способностей. Умение комбинировать необходимо во многих видах художественного творчества, в том числе таких, как дизайн, архитектура, моделирование.

Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Использование таких игр и упражнений, как: 

«Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.

«Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).

«Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.

Эмоциональная сфера

Ребёнок проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребёнка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. В этом возрасте его легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое.

Причины негативных эмоций у малышей часто связаны с физическим состоянием. После начала кризиса 3 лет вспышки негативных эмоций сопровождают также попытки взрослых навязать ребёнку свою волю. Положительные эмоции также в значительной степени связаны с сенсорными впечатлениями.

 Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение чёткого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.

В этом возрасте у многих детей проявляются возрастающие страхи — темноты, чудовищ, больших и лохматых существ, собак и т. п. Ребёнок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.

В первую очередь использование сюжетно-ролевых игр, которые будут развивать эмоциональную отзывчивость ребенка к партнерам по игре, учить разрешать проблемные ситуации. Подвижные игры доставляют детям радость, интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

Приобщать ребенка к трудовой деятельности, которая дает новые эмоции: радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы, сочувствие усилиям других людей.

Творческая деятельность. В процессе собственной творческой деятельности, приобщении к искусству, у ребенка развиваются эстетические чувства, дошкольник научится переживать с героями художественных произведений, ценить доброе и прекрасное, протестовать против зла и лжи, приобретет опыт передачи чувств.

Занятия спортом. В процессе занятий спортом ребенок учится множеству эмоциональных открытий: выдержанности, стремлению к цели, переживанию неудач и радости от побед, сопереживанию товарищам по команде, сплоченности, ответственности за свои действия.

Любая познавательная деятельность обогатит эмоциональный багаж ребенка; это радость открытий, сомнения, удивления, стремление совершить для себя очередное открытие.

Развитие речи. Словарный запас ребенка обогащается за счет слов, обозначающих эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть стихов, потешек, пересказ литературных произведений формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.

Наглядность – один из наиболее значимых методов формирования эмоциональной сферы ребенка. Ребенок копирует чувства взрослого: как взрослый выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, их мимику, телодвижения, речь. Для возникновения эмоциональной чуткости также важна ответственность за другого, забота о младшем брате или сестре, а если таковых нет, то о домашних животных.

Общение

Общение у детей носит ситуативно-деловой характер. В раннем возрасте ребёнок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослым.

Ребёнок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют всё более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребёнком те их качества, которые тот сам не в состояния обнаружить.

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей. В процессе игры, дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними

 в совместной деятельности.

Например: 

Игра «Помоги Тане»

Цель: Воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я» Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алешу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д. 

Воображение

Разделено на аффективное и познавательное. Основу для развития аффективного воображения составляет выделение личностного «Я» в раннем детстве. Основа для развития познавательного воображения – становление наглядно-действенного мышления. Развитие познавательного воображения осуществляется ребёнком в игре с игрушками, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий, развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребёнком переживаний (особенно страха).

Использование процессуальных игр с выполнениями действий в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами, предметами заместителями. Действия с предметами – заместителями сопровождать их переименованием.

Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладёт его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

Также для развития воображения необходимо использовать все виды творческих занятий (рисование, лепка, конструирование и т.д). Например: предложить нарисовать несуществующий вид транспорта или необычный дом.

Сказки являются великолепным средством для развития фантазии. Можно прочитать сказку до определённого эпизода, а затем предложить придумать её окончание. Можно также сочинить сказку и нарисовать иллюстрации к ней.

Также развитию творческого воображения помогают игры с песком и заключаются они в самостоятельном создании новых образов.

Полезным будет использование игр с блоками Дьенеша, палочками Кюизинера.

Речь

Между 1,5 и 3 годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребенок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т. е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника. Словарный запас в 2,5 года составляет примерно — 450 слов, в 3 года — это уже 800 слов, а у хорошо развитых детей — более 1000 слов. В возрасте 3 лет у ребенка увеличивается внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения, хотя в большинстве случаев в звуковом отношении речь детей этого возраста далеко не совершенна: она нечетка, характеризуется общей смягченностью, большинство согласных звуков не произносятся или произносятся искаженно или заменяются на более простые согласные. В речи как правило отсутствуют шипящие и сонорные звуки [ш,ж], [р, р`, л, л`], в словах произносится ударный слог, остальные слоги часто усекаются.

Воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:
во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка
 воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).
Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:
 наблюдение и элементарный труд в природе;
 сценарии активизирующего общения;
 игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
 слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
 инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
 игры на развитие мелкой моторики рук;
 дидактические игры и упражнения;
 бытовые и игровые ситуации;
 элементарное экспериментирование.

Игровая деятельность

 У ребёнка появляются желание и способность не просто манипулировать предметами, как он делал это раньше, — катать, стучать, бросать и т. д., но и создавать из них или с их помощью нечто новое — забор из кубиков, поезд из стульев и т. п. Чтобы создавать новые вещи, необходимо заранее — в уме — представить себе тот результат, который желательно получить в конце. Эта способность поставить и представить себе конечную цель своих действий и попытаться удерживать её в мыслях в течение всего времени, необходимого для её достижения, и есть то важнейшее психическое новообразование, которое должно появиться у ребёнка к 3 годам.

Ребёнок выражает гордость за своё творчество и за продукты своего труда независимо от их качества.

Основные принципы правильно организованной игровой деятельности, которыми может воспользоваться воспитатель:

1. Игра должна соответствовать индивидуальным особенностям ребенка (физическому развитию, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового), которые ребенок может проявить в игре;

2. При выборе игры учитывается эмоциональное состояние ребенка в данный момент;

3. Вводя ребенка в игровую деятельность необходимо предусмотреть семейное положение ребенка (полная, неполная семья, конфликты);

4. Игра должна быть доступная детям, проста и понятна;

5. Дать детям возможность активно проявить себя начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;

6. Занимательная и эмоциональная игра значительно усиливает познавательный интерес;

7. Игровая деятельность должна отражать единство цели для игроков;

8. Присутствие результативности необходимо для отражения осознания итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды.

Главной задачей педагога является формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Только в случае организации процесса игры по принципу решения конкретных игровых задач, она будет иметь развивающий характер. Так, игровая задача может быть прямопоставленной: «Уложи куклу спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Кукла хочет спать», а затем и менее конкретно: «Кукла устала», — в этом случае дети сами ищут решение поставленной задачи. Игровая деятельность в раннем возрасте имеет большое разнообразие тематик и ролевых сопровождений. Это и игры с куклами (кукла заболела, укладывание куклы спать, обед для куклы и др.), и игры с транспортом и машинами (ремонт машины, автобус везет пассажиров и др.), и игры с игрушечными животными (уход за животным, цирк и др.), и игры в магазин (овощной, мясной, магазин одежды и др.), и игры в больницу (прием у врача, прививки, уколы и др.) и т. д.

Внимание

Устойчивость внимания зависит от их интереса к объекту.  На интересном для них деле даже такие малыши могут сосредоточиваться до 10 минут. Но никакого насилия со стороны их внимание не терпит. Направить его на что-либо путём словесного указания «посмотри» или «послушай» очень трудно. Переключить на другой предмет с помощью словесной инструкции можно только при условии её многократных повторений. Именно поэтому детям этого возраста так сложно немедленно выполнить просьбу принести что-либо, убрать игрушки и т. пОбъём внимания очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш — всего один-единственный объект.

- Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредотачивается ребёнок;

- Ребёнок сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

- Под влиянием речи у ребёнка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

- Внимание ребёнка слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения.

Основной формой работы для развития внимания являются тематические занятия, требующие постоянного напряжения внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. Также полезными будут разнообразные формы и методы работы с детьми:

- занятия, проводимые в форме игр-путешествий;

- игровые упражнения;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание картин, иллюстраций;

- изготовление необходимых материалов и пособий для игр и занятий.

При организации занятий учитывать следующие условия:

- отчётливое понимание ребёнком конкретной задачи выполняемой деятельности;

- привычные условия работы;

- создание благоприятных условий для деятельности;

- тренировка произвольного внимания путем повторений и упражнений;

Восприятие

Восприятие характеризуется: во-первых, тем, что оно ориентировано на так называемые смысловые признаки предметов, те, которые выступают на первый план; во-вторых, предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины и т. д.). Очень важным, хотя внешне малозаметным, становится появление взаимодействия в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений, слух и речедвигательные системы — при восприятии и различении речи. Интенсивно развивается фонематический слух. Но это положительное явление (без фонематического слуха невозможно развитие речи) даёт негативный побочный эффект — несколько тормозится развитие звуковысотного слуха. Постепенно увеличиваются острота зрения и различение цветов.

Для формирования адекватного восприятия у детей предметов окружающего мира, игрушек интереса действий с ними педагог должен демонстрировать детям предметы, которые различаются по температурным характеристикам, цвету, форме, величине, по функциональному назначению, музыкальные инструменты по звучанию. Этому способствуют следующие игры: «Что в коробочке?», «Кто в домике живёт?».  

Необходимо побуждать детей сначала выполнять знакомые им действия, затем переходить к выполнению новых действий, которые сопровождаются речевой и жестовой инструкцией. При этом нужно вместе с детьми определять задачу игры и стимулировать их выполнить её самостоятельно. Нужно побуждать ребёнка с помощью жестов или слов обращаться к педагогу для оценки выполненного действия, переносить усвоенные предметные действия на другие предметы, завершать начатое действие по этапам.

Память

Память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста запомнить не могут. И в то же время они прекрасно запоминают то, что им понравилось, что они с интересом слушали или наблюдали. Ребёнок может знать наизусть «Телефон» К. Чуковского и не в состоянии запомнить простое поручение — положить карандаш на стол в другой комнате. Он запоминает то, что запомнилось само.

Задачи занятий:

- формирование зрительного и слухового сосредоточения;

- развитие слуховой, обонятельной, моторной и зрительной памяти.

Приёмы развития памяти:

- называние предмета и указание, что он умеет делать: «Это мячик, он прыгает и катится»;

- разучивание потешек, небольших стишков;

-во время прогулки воспитатель описывает всё, что дети видят на своём пути: «Что у нас под ногами? (Песок) Песок делает дорожку шершавой, мы не поскользнёмся».

Развитию зрительной памяти будут способствовать запоминания и узнавание изображений животных, птиц, растений, цветов.

Для развития слуховой памяти детей необходимо знакомить со звучанием музыкальных инструментов, экспериментировать с извлечением звуков из различных предметов.

Для развития осязательной, вкусовой и обонятельной памяти необходимо использовать подходящий дидактический материал, который ребёнок может потрогать или понюхать.

Отношение ребенка со взрослыми и сверстниками

Взрослый необходим ребёнку в первую очередь как источник помощи и защиты. Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания симпатичному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый — и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его чётко и постоянно, малыши быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения. Для этой возрастной группы развитие исходит из опыта, который поддерживает инициативу, творчество и самоуважение. Дети борются за независимость и уважение к себе, и всё же они нуждаются в направлении и поддержке.

Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь со стороны взрослых, они отстаивают восприятие себя как субъекта, независимого от других. Эти дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность проявить свою ответственность, осуществить выбор, но они должны и чувствовать, что с них требуют, призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства.

Сверстник ещё не представляет для ребёнка данного возраста особого интереса и рассматривается часто как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребёнок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребёнок завладел вниманием воспитателя, которого я люблю; другой ребёнок наступил мне на ногу, он пролил компот на скатерть и т. п. Заняться общим делом детям этого возраста ещё трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или совершает необычные движения. Они охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем.

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

Формировать:

  • у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.
  • умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Воспитывать:

  • отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
  • элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
  • внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.

Обращать внимание на то, что и как делает взрослый:

  • как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит);
  • как дворник подметает двор, убирает снег;
  • как столяр чинит беседку и т.д.),
  • зачем он выполняет те или иные действия.

Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца). 

Характеристика художественного восприятия и продуктивной деятельности

 В раннем дошкольном возрасте отношение детей к результатам действий с изобразительными и строительными материалами изменяется. Они начинают узнавать в собственных каракулях или нагромождениях деталей знакомые предметы. Возникающие у малышей ассоциации имеют случайный характер (по цвету, форме, ритму, траектории движений и т.д.), и потому сходство рисунка или конструкции с называемыми объектами оказывается весьма отдаленным. Поскольку ассоциативный образ еще очень неустойчив, один и тот же рисунок ребенок может обозначать разными словами.

Переходу детей к стадии узнавания образов предметов способствует целенаправленное формирование у них представлений о продуктивном характере действий с изобразительными и строительными материалами, раскрывающее возможности их использования для создания определенных, предвосхищаемых продуктов.

Педагог первоначально сам выполняет постройки, поделки, рисунки для детей (желательно для каждого 8 отдельности), демонстрируя процесс осуществления целенаправленной деятельности, воплощения образа в реальный предмет. Взрослый побуждает ребенка принять цель («Хочешь, я построю / нарисую тебе машину?»), демонстрирует предельно простой образец ее реализации («Я буду строить машину из этих модулей. Сначала построю кабину. Возьму большой куб...»; «Я нарисую машину фломастером. Возьму фломастер вот так, открою колпачок, нарисую круг - это колесо...»), фиксирует внимание ребенка на достигнутом результате («Всё, машина готова!»; «Это твоя машина, садись в нее»).

В последующем педагог побуждает малыша ставить цель деятельности («Давай я для тебя что-нибудь построю. Что ты хочешь?»; «Что тебе слепить / нарисовать?»), в случае затруднения предоставляя ему на выбор несколько целей («Что тебе построить - мостик или поезд? Или, может быть, домик?»).

Изготовленные педагогом постройки, поделки, рисунки дети используют в игровой, двигательной деятельности (забираются в домик, прокатывают машину под мостиком, запускают самолетик, кормят баранками кукол, угощаются нарисованным виноградом и т.д.). Поэтому целесообразно создавать конструкции (мотоциклы, лодки, гаражи, ворота, качели, предметы мебели и др.) из деталей напольного строительного набора, модулей, стульев, коробок и другого подсобного материала; выполнять поделки (пароходы, кошельки, коробочки, птиц, котят и др.) из плотной бумаги, рисовать с помощью поролоновых тычков цветной тушью на ткани и т.д.

Берил Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей шестого года жизни. Консультация для родителей

В консультации раскрываются особенности речевого развития детей 6 лет, даются рекомендации родителям по развитию фонематического слуха детей....

Особенности развития детей 4-го года жизни.

2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуются психич...

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Основные особенности развития речи детей шестого года жизни...

"Каковы особенности развития речи детей третьего года жизни"

Характеристика особенностей речи детей третьего года жизни , рекомендации родителям по развитию речи детей....

Особенности развития речи ребенка третьего года жизни.

Благодаря данному консультативному материалу, родители смогут ознакомиться с развитием речи детей третьего года жизни. Сравнить данные развития с возможностями своих детей. И узнать способы развития р...

Особенности развития речи детей пятого года жизни

Материал для проведения родительских собраний в детских дошкольных учреждениях....