Статья "Музыка - мазь мозга"
статья

Тихонова Надежда Николаевна

О значении обучения музыки детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_-_maz_mozga.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках»                                                                                                                 

                                                                               И.С.Тургенев

«Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств»

                                                                                         Л. Бетховен

           Все родители хотят, чтобы их дети развивались гармонично и были умными и здоровыми. На это тратится масса времени и усилий. Однако, как зачастую случается, одно из самых доступных для достижения цели средств находится совсем рядом.

       Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человек, которого музыка может оставить равнодушным. Многочисленные исследования ученых доказали благотворное влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и даже на растения. Как это ни странно, но мелодичная музыка способна стимулировать рост и развитие всего живого.

Каждого маленького ребёнка нужно учить музыке. Это очень тонкая, изысканная настройка нейронной сети  мозга. Слушая музыку,  человек тренирует свою нейронную сеть.  То есть, таким образом,  даёт работу своему мозгу.

«Музыка — мазь мозга» Агацарский Г.

Французские учёные (в том числе ТьериНаззи), проведя серьёзные исследования, пришли к однозначному выводу:

Новорожденные дети способны различать слова по их звуковысотному контуру – восходящему и нисходящему, что равносильно распознаванию двух мелодий, и они используют эту информацию, слушая речь. Музыкальные способности малышей не ограничиваются выявлением соотношения звуковысотности, но  и  включают различение звуков прежде всего по ритму и по таким их свойствам, как громкость и длительность.

Т.В. Черниговская (доктор биологических наук, профессор, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания)предполагает, что музыка – наш первый язык. И небезосновательно!

Музыка появилась раньше любого языка и стала первичной формой нашего общения. Историки предполагают, что музыка существует минимум 50 тысяч лет! (Самая  первая  флейта, обнаруженная  археологами, относится к периоду 35-40 тысяч лет до нашей эры.)

А выдающийся британо-американский нейропсихолог, обладатель множества научных премий Оливер Сакс, утверждает, что самый удивительный музыкальный инструмент не рояль, не скрипка, не арфа, а человеческий мозг:

«Универсальная способность откликаться на музыку отличает человека как вид. Музыка во всей своей сложности – с ритмами, гармонией, тональностями, тембром и мелодиями – принадлежит только нам. Некоторых животных можно научить отбивать ритм, но мы никогда не увидим, чтобы они вдруг спонтанно начали танцевать под музыку, как это делают дети. Как и язык, музыка – особенность человека.»

Согласно мнению американского теоретика музыки Джеральда Левинсона, музыкальный язык является не менее выразительной системой коммуникации, нежели обычный человеческий язык как предмет изучения лингвистики.

Жан Жак Руссо (который был не только философом, но и композитором) в своём опыте «О происхождении языка» предположил, что в первобытном обществе речь и песня были неразделимы. По Руссо, первые языки были, скорее, «мелодичными и поэтичными», нежели  «практичными и прозаичными».  

В настоящее время актуальна проблема количественного роста числа дошкольников с отклонениями в речевом развитии. И, как правило, несовершенства речевого развития все чаще  являются следствием особенностей  психофизического здоровья дошкольников. И с этой проблемой неизменно удивительно справляется ПЕНИЕ, как самый доступный  вид музыкальной деятельности.  Изречение немецкого романтика Новалиса как нельзя точно описывает один из принципов работы педагогов с детьми с нарушениями речи, ЗПР и ОВЗ:

«Каждая болезнь – это музыкальная проблема; каждое излечение – это музыкальное решение»

Конечно, мы – не врачи, мы вылечить не можем, но в нашей педагогической деятельности нам неоценимую помощь оказывает  музыка (вокалотерапия), которая  способна творить чудеса.

Логоритмические  занятия, упражнения на дыхание, музыкально – ритмические движения, артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения, хоровое пение – мощный арсенал в речевом развитии детей. И дошкольники с самым распространённым речевым расстройством – заиканием, которые  порой не способны произнести членораздельно простую фразу, могут довольно легко и свободно петь, и пением или говорением нараспев такие дети преодолевают или обходят заикание. Дети, страдающие РАС, часто сталкиваются с  речевыми  трудностями,  как в произнесении, так и в понимании слов, но они могут петь  и даже понимать смысл слов, положенных на музыку. Таким образом, можно говорить о том, что для таких детей вокалотерапия является действенным «видом лечения», которая не  только излечивает  речевые патологии, но  и часто позволяет  перебрасывать мосты через пропасти  социального общения, которые так трудно преодолеть! Таким образом, можно полагать, что  между лингвистическими и музыкальными способностями существует сопряжение или корреляция, и существует сходство между обработкой  в головном мозгу  языка (речи) и музыки.  Этому посвящено немало научных трудов, в том числе и книга Анируд Д. Патель «Музыка, язык и мозг»

Учёные разных направлений – физиологи, психологи и др. активно изучали и изучают проблему влияния музыки на человека. Еще в Древней Греции было известно, что музыка может изменить душевное и физическое состояние человека. Древнегреческие философы Аристотель, Пифагор, Платон указывали на лечебную и профилактическую силу воздействия музыки. По их мнению, музыка восстанавливает порядок во всей Вселенной и нарушенную гармонию в человеческом теле.  По мнению древних китайцев, музыка избавляет от всех недугов, которые не могут вылечить врачи. В Древнем Египте работали клиники, в которых при помощи музыки и игры на различных музыкальных инструментах исцеляли физические и психические расстройства. По мнению ученых, классическая музыка приводит к динамизации центральной нервной системы человека.

Ритм, как основа музыкального произведения,  оказывает значительное воздействие на человека. В ходе своих исследований выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог В.М. Бехтерев установил, что даже простое отбивание ритма влияет на частоту пульсаций крови. Американский доктор Г.Шоу объяснял влияние музыки на здоровье воздействием звуковой вибрации. Звуки создают энергетические поля, которые принуждают резонировать каждую клеточку человеческого организма. Организм поглощает музыкальную энергию, которая, например, нормализует ритм дыхания человека, его давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Считается, что при подборе правильной специализированной мелодии можно оказать благоприятное воздействие на больных людей и поспособствовать их выздоровлению.

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья»  Бехтерев В. М.

Психотерапевтом И.Е. Вольпертом на практике было доказано, что, к слову, опять же вокалотерапия, к примеру, исполнение народных песен, оказывает мягкое терапевтическое воздействие на психику человека и весь его организм. Мамина колыбельная без сомнений способна убаюкать беспокойного малыша, но она также улучшит настроение и психо - эмоциональное состояние  и у самой мамы.

Гармоничная музыка – лучший психотерапевт. Влияние музыки на психику ребенка начинается еще в утробе матери. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка,  музыкотерапию активно используют психологи и педагоги в работе  по коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Неоценимо  положительное воздействие музыки на состояние ребёнка, испытывающего  проблемы в общении, замкнутости, страхах  и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыка неоценима  для нормализации и гармонизации состояния ребёнка, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии. 

Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает. Поэтому и на музыку они реагируют по-особому, более открыто и непосредственно. Если включать маленькому ребенку классические произведения Баха, Бетховена и, например, Моцарта, он очень быстро научится их различать и уже скоро попросит Вас больше не включать Баха. Это совершенно естественно, так как данный композитор прожил нелегкую судьбу, и большинство его произведений это очень ярко отражает. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, но дети  способны ощущать чувства композитора.  Важно бережно относиться  к бесценной  обращённости детей к чувственной сфере  восприятия музыки. Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребёнка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, - всё это может МУЗЫКА!

«Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления» В. Сухомлинский

И это прекрасно. Поэтому родители должны знакомить малыша с миром классической музыки как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость. 

Влияние музыки на детей просто поражает.

«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка» В. Сухомлинский

Развивая  интеллект, абстрактное мышление, воображение, музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная.

И вместе с тем музыка – почти наука. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, - имеют чёткую структурную организацию. В этом музыка схожа с математикой.  Поистине в природе не существует такой области человеческой деятельности, которая объединила бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой. Эта парадоксальность музыки наилучшим образом воздействует на умственное развитие ребёнка.

«Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике»

Лейбниц Г.

Занятия музыкой в дошкольном возрасте трудно переоценить. Научно доказано, что  у ребёнка, активно вовлечённого в разного рода музыкальную  деятельность до 7 лет, многократно увеличивается  пластичность  головного мозга, способность образовывать новые связи в нейронной сети, способность к обучению.     Единственно, чего не может делать мозг,  - он не может не учиться. Поэтому, не смотря на какие – либо проблемы со здоровьем,  музыка даёт мощнейший толчок к обучению.   И совсем неважно, получится из него впоследствии музыкант или нет, но, то, что занимаясь этим великим искусством, мозг невероятно расширяет многочисленные пласты и горизонты для дальнейшего развития, это БЕССПОРНО, и доказано многочисленными исследованиями учёных во всём мире!  Ребёнок, занимаясь  музыкой, привыкает обращать внимание на мельчайшие детали и оттенки звука, улавливает различие звуков по высоте, по длительности и темпу  звучания. А добавьте к этому многообразие  тембров музыкальных инструментов!  Ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны  научить малыша очень естественно и точно ощущать пространство и время. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь очень часто дети настолько эмоциональны, что не могут словами передать свою радость или рассказать о своих впечатлениях. А музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, смягчает боль.

 Все эти навыки при занятиях музыкой  дадут свои результаты, когда ребёнок начнёт читать и писать. Прочитанное для него будет не набором букв на бумаге, а интереснейшим открытием, заложенным в каждой литературной фразе.  И этот ребёнок сразу сможет отличить на письме (визуально) букву з от цифры 3. Потому что у него есть опыт различать такие, на первый взгляд, мало чем отличающиеся детали. Обладая таким серьезным набором «инструментов», ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах. Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности.

И это ВСЁ дают занятия музыкой и приобретённый  музыкальный опыт. Таким образом, музыка – это подготовка к дальнейшей тяжёлой когнитивной работе. Музыка меняет мозговую активность, серое вещество, которым мы думаем, толщину коры, организацию нервных путей. Во время музицирования происходят удивительные вещи, в работу включаются гены, которые обычно молчат. Просто  чудеса творит музыка с мозгом человека!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЕПКА СЮЖЕТНАЯ НА ЗЕРКАЛЕ ИЛИ ФОЛЬГЕ (С ОТРАЖЕНИЕМ) «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ». Старшая группа. (по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»)

Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продол¬жать учить передавать несложные движе¬ния (наклон и поворот туловища, пер...

Конспект занятия по развитию логического мышления "Дед Мазай и зайцы"

конспект занятия по развитию логического мышленияя детей старшей группы...

Конспект НОД конструктивной деятельности в средней группе "Дед Мазай и зайцы"

Это занятие позволяет закрепить у детей мелкую моторику рук при работе с природным материалом, пластелином, соленным тестом....

Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.

 Задача родителей – с самого детства провоцировать и развивать обе части мозга равномерно, чтобы ребенок получал самые большие возможности и мог максимально использовать потенциал своего м...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П

Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...

Гимнастика для мозга. Синхронизация обоих полушарий мозга

Гимнастика для мозга. Синхронизация обоих полушарий мозга...