Практические советы родителям будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа)

Печкурова Елена Алексеевна

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические советы  родителям будущих первоклассников

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения

ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет

овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.

Родителям следует обратить внимание на следующее:

1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок  к шести годам должен  четко произносить все звуки.

2. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч),  управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

5. Состояние словарного запаса

 В  словаре  6-7-летнего  ребёнка  должно  быть  около  2000  слов,  причём  среди  них  представлены  все  части  речи.  Если  вы  хотите,  чтобы  речь  вашего  ребёнка  отвечала  возрастной  норме,  а  словарь  был  достаточно  богатым,  старайтесь,  во-первых,  сами  говорить  правильно,  во-вторых,  больше  времени  находить  для  общения  с  ребёнком,  а  в-третьих,  заниматься  с  ним.

  1. Состояние связной речи

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и  т. д.

    Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам

А также:

Развитие мелкой моторики - Часто  обучение  письму  вызывает  у  детей  наибольшие  трудности,  проблемы.    Для  того    чтобы  избежать проблемы,  нужно  решить    вопрос  с  готовностью  к  письму  непосредственно  руки. Лепка  из пластилина замечательно  воздействует  на    мелкую  моторику.  Такие  упражнения,  как  застёгивать  и  расстёгивать  пуговицы,  пришивать  их,  пытаться  оторвать  (но  только  без  ущерба  для  одежды,  на  специальном  материале).  Полезно  развязывание  узелков  на  шнурках,  раскрашивание,  рисование  (фломастеры  не  рекомендуются),  графические  упражнения  (штриховка),  нанизывание  бус, бисероплетение,  собирание  пазлов,  мозаики.

Cостояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).

Если ребенок читает:

Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Надеюсь, что все перечисленное выше у вашего ребенка на «5+»

Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное -своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.

В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения).

В группу риска попадают следующие учащиеся:

- Если ребенок левша.

- Если он – переученный правша.

-Если ваш ребенок посещал логопедическую группу.

-Если в семье говорят на двух и более языках.

-Если ребенок слишком рано пошел в школу.

-Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

-Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).

-Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков).

У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок, логопедическими ошибками считаются:

-Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о).

- Пропуски букв, слогов.

-Недописывание, наращивание слов.

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет.  После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:

- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости. Если малыш уже претерпел школьные неудачи – двойки по русскому языку, жесткие требования учителя, насмешки одноклассников и у него сформировался устойчивый страх перед письмом, то преодоление этой проблемы потребует от вас особенно бережного внимания и кропотливого труда. Создайте дома щадящие условия – никакого постоянно работающего телевизора или громко играющего магнитофона. Навязчивый звуковой фон в квартире приучает ребенка отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое внимание, которое так важно формировать у школьника с нарушениями письма. Просмотр телепередач ребенком следует исключить полностью, лучше заменить их дисками, которые вы можете предварительно просмотреть сами и убедиться, что в их содержании нет ничего невротизирующего, возбуждающего, не соответствующего возрасту. Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.

Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и

понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.

             «Почитай мне книжку, мама».

Вот и наступили долгие зимние вечера. Ребёнок большую часть вечернего времени находится дома. Не спешите ему включать телевизор или компьютер, а лучше усадите ребёнка рядом с собой  и вместе с ним начните путешествие в удивительный  мир художественной литературы.

Поверьте, результат не заставит вас долго ждать, вы увидите горящие от любопытства глаза вашего малыша, услышите его многочисленные «почему?», а самое главное, он будет вам благодарен за то, что вы рядом.

Дошкольное детство играет важную роль в формировании того, каким станет  человек. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений. Поэтому  необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

  Какие книжки лучше читать ребёнку дошкольного возраста?

Во  – первых, книга для дошкольника должна быть хорошо иллюстрирована. Крупные реалистические рисунки с тщательно прорисованными деталями и яркими насыщенными цветами обязательно заинтересуют ребёнка, и его ручки сами потянутся к такой книжке.

 Причём, чем взрослее ребёнок, тем больше мелких деталей, уточнений и сложных сюжетов должно быть на иллюстрациях. Старшие дошкольники любят подолгу рассматривать картинки, что – то в них узнавать, знакомиться с новым. А самым маленьким важно концентрироваться только на основном. Детали они просто не заметят.

По содержанию выбирайте малышам книги с народными сказками и простыми стихами, считалочками,  потешками,  колыбельными. «Наши родные злодеи » - Баба Яга и Кощей Бессмертный – совсем не страшные, малыши их не боятся. А вот пришедшие из западной культуры привидения и вампиры, могут вызвать подсознательные страхи и расшатать психику ребёнка.

Когда можно начать читать ребёнку?

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысл прочитанного. но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребёнка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Как читать детям?

-Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи – всё то. Что может помешать  ему слушать рассказ  или сказку.

- Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями малыша. Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги.

- Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы. Не забывайте объяснять малышу непонятные слова.

- Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст.

- Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны продуктивно заниматься одним видом деятельности не более 15 – 20 минут. Найдите это время для своего ребёнка.

 - Обязательно побеседуйте о  прочитанном, задайте малышу вопросы.

- Попробуйте вместе с ребёнком сделать книжку самостоятельно, вырезать. нарисовать, сочинить простенький рассказ о его жизни. Это поможет развить творческие  способности, позволит малышу осознать, что  всё, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни, сформирует бережное, глубоко личностное отношение к книге.  

  Даже когда ваш ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о  написанном, и к тому же объяснит непонятные моменты и общий смысл. А самое главное – такое чтение ещё больше сблизит вас со своим ребёнком.

   Желаю  успехов!

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.1.Будите ребёнка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. 2.Не торопите. Умение расс...

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников "Как достичь школьных радостей?"

В настоящей работе родители будущих первоклассников получат практические советы о том, как помочь своему малышу стать первоклассником....

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников

25 полезных советов родителям, чьи дети идут в школу в первый раз в первый класс....

Практические рекомендации для родителеи будущих первоклассников

Данныи материал содержит практические рекомендации для родителеи будущих учеников по организации жизни и деятельности их детеи....

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Консультация для родителей о том, как готовить ребенка к школе....

Памятка для родителей: "Практические рекомендации родителям будущих первоклассников"

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников...

Буклет "Практические советы родителям будущих первоклассников"

Буклет "Практические советы родителям будущих первоклассников"...