Краткосрочный проект "В гости к любимой сказке"
проект (младшая группа)

Кузнецова Лилия Александровна

Краткосрочный проект

в группе раннего возраста

 «В гости к любимой сказке»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_lyubimoy_skazke.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

Краткосрочный проект

в группе раннего возраста

 «В гости к любимой сказке»

Воспитатель:

Кузнецова Л.А.

                                                 

2021г.

Паспорт проекта

Вид проекта:  информационно – познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный с 15.03.2021г. по 19.03.2021г. (5 дней)

Участники проекта: воспитанники ранней группы «А», педагоги, родители воспитанников.

Образовательная область: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, музыкальное, художественное творчество.

Актуальность:

Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.

Театрализованная игра является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте.

Занятия театральной деятельностью помогают развить у ребенка интерес к окружающему миру, любознательность; стремление к познанию нового; усвоению новой информации.

Дети через игру знакомятся с социумом через образы, краски и звуки. В процессе театральной деятельности незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованная деятельность помогает  развить  у детей уверенность в себе, сформировать социальные навыки поведения.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребёнка. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенными, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

 Сказка – источник проявления всех чувств ребёнка.

 Цели проекта: Активизация речевой и познавательной активности детей раннего возраста посредством использования русских народных сказок.

 Проблема: Современные дети второго и третьего года жизни употребляют мало слов, невнятно произносят звуки, часто вообще отсутствует мотивация разговаривать — эти проблемы в настоящее время встречаются все чащеПоскольку многие дети нашей группы также плохо говорят, в проекте мы постарались при помощи сказочных героев активизировать речь, расширить знания детей об окружающем мире. Проект представляет собой ежедневную смену сказки в течение недели. За неделю мы погостили в таких сказках как: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок».

  Задачи проекта:

 Для детей:

  1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  2. Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.
  3. Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
  4. Формировать интерес детей к сказкам.
  5. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.

Для педагогов:

- Разнообразить развивающую среду предметными картинками и наглядно - демонстрационным материалом.

- Подготовить консультации для родителей.

Для родителей:

- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОО.

- Выставка работ руками родителей на тему: «Персонажи любимых сказок»

- Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки.

Предполагаемый результат:

Для детей:

- Дети узнают  героев сказок  «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок».

- В процессе ознакомления со сказками активизируется речь детей.

- У детей появится интерес к играм, развлечениям.

- В группе создана эмоционально – комфортная среда.

- Участие детей в театрализованной постановке «Репка».

Для родителей:

- Родители принимают активное участие в проектной деятельности, создают работы своими руками на тему: «Персонажи любимых сказок».

- Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций к сказкам, картинок, книг со сказками.

- Знакомство с русскими народными сказками.

- Использование сюжетно - ролевых, подвижных игр.

- Разучивание комплекса бодрящей гимнастики после сна

Оборудование и материалы:

 - Книги со сказками.

 - Картинки и иллюстрации к сказкам.

 - Игрушки-персонажи сказок, пальчиковый театр, настольный театр.

 - Материалы для изобразительной деятельности.

 - Материалы для экспериментальной деятельности.

I этап – Подготовительный

Исходя из интереса детей, проводится анкетирование, обсуждение целей и задач проекта с детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

II этап – Основной

Особенности театрализованной деятельности для детей раннего возраста.

III этап – Итоговый

При условии реализации данного проекта можно предложить следующие результаты:

  • Создание в группе необходимых условий по театрализованной деятельности детей.
  • Выставка детских рисунков «Колобок».
  • Бережное отношение детей к книгам.
  • Подбор игр на тему «В гостях у сказки».
  • Способность детей договариваться и играть  дружно вместе.
  • Выставка работ детей и взрослых «Персонажи любимых сказок».

I этап – Подготовительный

Мероприятия:  

  1. Анкетирование

Цель: Выявить уровень знаний детей о многообразии сказок. Беседа о русских народных сказках.

  1. «Круглый стол»

Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Создание условий реализации проекта. Сформировать интерес у детей.

  1. Подбор в библиотеке

Цель: Развивать у детей интерес к русским народным произведениям.

  1. Формирование родительского уголка:

 Беседа «Надо ли читать ребенку сказки?».

         Консультации:  «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка», «Зачем детям нужны сказки?»

Цель: Просвещать родителей, размещать статьи, рекомендации по реализации проекта.

  1. Подбор наглядно – дидактических пособий

Цель: Создать условия для реализации проекта.

  1. Комплекс бодрящей гимнастики после сна «Заводные игрушки»

Цель: Учить детей выполнять упражнения под словесное сопровождение.

  1. Музыкальная деятельность (разучивание песен)

Цель: Развитие музыкальных способностей, слуха, слуховой памяти.

  1. Памятка для родителей «Роль сказки в жизни ребенка»

Цель: привлечь родителей к чтению сказок детям.

     

             

                                                             

                                                             “И нельзя без сказок нам прожить друзья,

                                                               Ведь со сказкой проще нам найти слова

                                                               Для любимых деток или малыша”.

Сказка - это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь.

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд. Сюжет сказки является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.

Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо.

Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

Рекомендации:

Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития. Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать

нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

«В сказке сила, благодаря которой ребенок познает мир и себя».

                                                                                           С. Я. Маршак

II этап – Основной

1й день

Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», рассматривание иллюстраций.

Цель: формировать умение слушать сказку, побуждать детей называть героев сказки.

Настольный кукольный театр: показ сказки «Курочка Ряба»

Цель: вовлекать детей в театральную деятельность, учить пересказывать и наглядно показывать сказку.

Лепка «Зернышки для Рябы»

Цель: учить детей скатывать колбаску из пластилина и отрывать кусочки «зернышки для Рябы». Формировать эмоциональное переживание.

2й день

Рассказывание сказки «Колобок» с показом иллюстраций

Цель: учить детей слушать сказку, развивать речь, память.

Рисование «Колобок»

Цель: продолжать учить детей рисовать круг, учить передавать образ колобка на бумаге, развивать сюжетно-игровой замысел.

Выставка рисунков «Колобок»

Театр на палочках: показ сказки «Колобок»

Цель: учить детей пересказывать сказку, тем самым развивая речь и память.

3й день

Чтение русской народной сказки «Репка»

Цель: формировать у детей любовь к сказкам, учить сопереживать вместе со сказочными героями.

Дидактическая игра «Узнай овощ»

Цель: учить детей различать и называть овощи, сортировать их по цвету и  размеру.

Настольный театр из фетра: показ сказки «Репка»

Цель: формировать у детей умение слушать сказки и смотреть театральное представление. Развивать речь, память, мышление.

4й день

Рассматривание иллюстраций «Дикие животные»

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.

Конструирование «Построим теремок»

Цель: развивать конструктивные способности и навыки в процессе действия со строительным материалом. Упражнять детей строить домик, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память.

Настольный кукольный театр: показ сказки «Теремок»

Цель: побуждать детей к активному восприятию сказки, научить выражать эмоции через движения и мимику. Развивать способность понимать текст и обогащать словарь детей.

5й день

Просмотр и прослушивание  сказки «Заюшкина избушка»

Цель: учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Учить показывать чувства героев сказки мимикой лица, развивать речь детей, память, воображение.

Лепка  «Морковка для зайчика»

Цель: учить детей узнавать овощи в натуральном виде, называя их; учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания, формировать интерес к работе с пластилином, координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику.

Настольный пальчиковый театр: показ сказки «Заюшкина избушка»

Цель: прививать интерес к театрально-игровой деятельности,

развивать у детей умение разыгрывать спектакль с помощью настольного театра по знакомой сказке. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей, вызвать эмоциональный отклик у детей от общения со сказкой. Воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

Выставка работ детей и взрослых «Персонажи любимых сказок».

III этап – Заключительный

Обработка и оформление материалов проекта.

Анализ результативности.

В процессе проведения проекта мы проводили с детьми следующие дидактические игры:

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей доставать из мешочка героя сказки и называть его.

Д/и «Теремок»

Цель: учить детей составлять пирамидку и называть героев сказки теремок.

Д/и «Дикие животные»

Цель: учить различать и называть диких животных, развивать речь, память, мышление, воспитывать усидчивость.

За период работы для родителей были организованы консультации на темы и   сделаны папки-передвижки:

               

             «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка»

 Русские народные сказки детям становятся интересны уже к двум годам.

С детской сказки начинается знакомство с устным народным творчеством, с миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений, со всем окружающим миром в целом.

Почему именно сказка?

Разве не логичней показывать детям раннего возраста мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»?

Удивительно, но сказка является таким, же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает детям раннего возраста понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен детям. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает детей серьёзными логическими рассуждениями.

Не секрет, дети не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

Русская народная сказка предлагает детям раннего возраста образы, которые им очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности.

Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению. Через сказку легче всего объяснить детям первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий детей, для разграничения добра и зла. Дети становясь старше отождествляет себя с положительным героем.

Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злым. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Русская народная сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоциональной сферы детей, которое во все времена использовали педагоги и родители. Выбирая сказку для детей, обязательно учитывайте индивидуальные особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет полезна. В два года у детей уже развита, способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям раннего возраста очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами.

В сказках дети раннего возраста замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким русским народным сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя», помогает детям раннего дошкольного возраста запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Педагоги - психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение, так как зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.

Такими опорами могут быть красочные иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями (педагогами) по сказке с помощью кукольного театра «Би–Ба-Бо.

Роль русских народных сказок в воспитании детей раннего возраста не может быть не замечена. Дети постепенно начинают, представлять образы, учатся понимать внутренний мир сказочных героев, сопереживать им и верить в силы добра.

Роль русских народных сказок не ограничивается только приятным время провождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у детей.

С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности.

Русские народные сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, формируется умение задавать вопросы. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, то вы обойдётесь без визитов к логопеду. Сказка ещё должна способствовать общению.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности, но жестокие действия, которые видит взрослый — ребенок воспринимает образно. Если дети неоднократно видят сцены насилия по телевизору, то они не смогут это образно воспринимать в сказках. Нужно разъяснить детям, что плохое обязательно должно погибнуть, тогда им будет легче справиться с жизненными трудностями. И хотя жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Важно и ваше к ним отношение. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Книжки с картинками мешают слушать сказки: ведь художник видит всё иначе, чем дети.

Через сказку можно не только прививать детям любовь к чтению, но ему легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо», так как малыш представляет себя положительным героем.

Таким образом, русская народная сказка является одним из самых доступных средств для полноценного развития ребенка.

"Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь".

                                            ( Ганс Христиан Андерсен)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект презентация "В гости к любимым сказкам"

Приобщение детей к миру русской народной сказки, формирование интереса к устному народному творчеству, обогащение словарного запаса, развития речи....

Краткосрочный проект "Мои любимые сказки"

Сказки привлекают детей своими сюжетами, необычными историями, чудесами и превращениями.Благодаря им ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что каждое испытание помогает стать сильнее....

Краткосрочный творческий проект «Любимые сказки»

Актуальность.Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы. Как научить детей думать, рассуждать. Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. ...

"В гости к любимой сказке"

Конспект НОД по музыкальному развитию для детей младшей группы....

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Поможем гостям из любимой сказки».

Цель: Формирование элементарных математических представлений об основных свойствах отношениях объектов окружающего мира: форма,  количестве числа, пространство....

Викторина для детей младшего дошкольного возраста "В гости к любимым сказкам"

Задачи:- закрепить знание русских народных сказок;- учить угадывать знакомые сказки;- развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи;- воспитывать любовь к русским народным с...