Семинар-практикум для родителей «Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения»
консультация

Шайтанова Нина Николаевна

Одним Одним из основных направлений подготовки ребёнка к обучению в школе является необходимость подготовить руку к письму, привить необходимые графомоторные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley_razvitie_zmk.docx61.93 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Флэшка рабочая\Графомот навыки\t7eDdXxMJ4Q.jpg        Семинар-практикум для родителей «Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения»

Всем родителям хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является  сложным моментом в его жизни.

Одним из основных направлений подготовки ребёнка к обучению в школе является необходимость подготовить руку к письму, привить необходимые графомоторные навыки.

Графомоторные навыки - это совокупность двигательных умений, обеспечивающих возможность овладения процессом письма. 

Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по  сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Для детей с нарушением зрения характерны:

  • плохое запоминание и различение конфигурации букв;
  • неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;
  • ошибки пространственного характера;
  • нарушение границ рабочего поля, строки.

Следовательно, подготовка к школе детей с нарушением зрения, обязательно должна включать в себя систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации (система «глаз-рука»).

Развитие зрительно-моторной координации требует:

1. концентрации внимания.

Это параметр, характеризующий умение ребёнка сосредоточиться на одном или нескольких объектах. От развития внимания во многом зависят успехи ребёнка не только в учёбе, но и в повседневной жизни.

2. развитие координации движений (как общей, так и тонкой моторной координации). Тонкая моторная координация это параметр, характеризующий уровень развития движений пальцев и тактильного анализатора.

Задачи работы с детьми по развитию зрительно-моторной координации:

  • развивать навыки прослеживания глазами за действиями руки (система «глаз-рука» ) ;
  • умение пользоваться ручкой и карандашом;
  •  умение проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
  • развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук;
  • создать развивающую среду, способствующую развитию зрительно-моторной координации.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой во время выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук .

При коррекции данного компонента  использую целый ряд различных игр, упражнений и дидактических пособий, к которым относятся: пальчиковые игры, изобразительная деятельность ребёнка,  сортировка мелких предметов, застегивание пуговиц, шнуровка, игры с мозаикой…

Можно выделить четыре этапа развития мелкой моторики руки путем графических упражнений.

I этап - подготовительный (начинается с трёх лет)

1.         Знакомство с карандашом

2.         Графические упражнения  «Дорожки»

3.         Закрашивание – умение видеть контур. (Сначала  даю на примере геометрических фигур, затем простейших контуров предметов – ведерко, домик)

II этап - автоматизация процесса работы пальцев с карандашом (с четырёх лет)

1.         Усложняются графические упражнения: удлиняется длина дорожек, усложняются виды дорожек.

•        Копирование по контуру, по точкам.

•        Обводка  трафарета.

2.        Ориентирование на листе бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур.

III этап - творческий (с пяти лет)

1.        Составление предметных, а затем сюжетных рисунков из геометрических фигур по образцу, а после по замыслу. Закрашивание по заданному направлению, а затем составление рассказов.

2.         Знакомство со штриховкой (простейшие виды).

3.        Ориентировка  на листе бумаги и знакомство с тетрадью в крупную клетку (Рабочая строка)

IV этап - подготовка руки к письму (с шести лет)

1.         Графические диктанты.

2.         Знакомство с тетрадью в косую линейку.

3.         Более сложные виды штриховки.

4.         Повторное обследование руки ребенка и рекомендации для родителей.

Кинестезия  - чувство положения и перемещения человеческого тела. Это способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц различных частей тела.

Как показывает практика, недоразвитие именно кинестетической организации движений ведет к формированию у ребенка плохого почерка,  является предпосылкой возникновения в младшем школьном возрасте  дисграфии (нарушение письма), которая  сложно поддается коррекции.

В качестве тренировки данной способности  предлагаю выполнение пальчиковых игр, но без контроля зрения.

Предлагаю вам поиграть:

 «Собери пирамидку (матрешку) с завязанными глазами».

 «Рисование обеими руками одновременно».

Для диагностики и коррекции нарушений кинестетической организации движений можно использовать следующие упражнения:

-повторения ребенком без зрительного контроля по образцу  различных конфигураций пальцев кисти: соединение пальцев «в кольцо»,

- выставление двух различных пальцев из сжатого кулака,

-различные варианты скрещивания пальцев.

Серийная организация движений  представляет собой серию плавно сменяющих друг друга движений.  Несформированность этого компонента отражается на письме: двигательные навыки письма не автоматизируются, каждый элемент двигательной серии выполняется отдельно, нередки ошибки по типу инертности (лишние элементы), упрощения программ (пропуски букв), антиципации (более сильный, «выдающийся» звук записывается раньше). Число ошибок увеличивается по мере того, как ребёнок устает.

Тренировку данного компонента осуществляю как на мануальном, так и на графическом уровне.

Так, на мануальном уровне использую упражнение «ладонь - кулак - ребро», а на графическом уровне тренировку данного компонента осуществляю путем прописывания различных орнаментов.

Предлагаем вам некоторые игры и упражнения, в которые вы можете играть дома с детьми.

  • Вырезание
  • Запоминаем вместе (слова, движения)
  • Чего не стало
  • 4 лишний (картинки + на слух)

Анкета для родителей.

Рефлексия.

Учитель-дефектолог:  Шайтанова Н.Н.