Консультация для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи»
консультация (младшая группа)

Смирнова Елена Леонидовна

В статье приводятся рекомендации, примеры игр для родителей с детьми   по развитию фонематического слуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Фонематический слух – основа правильной речи»

Фонематический слух - это способность различать отдельные звуки речи между собой в речевом потоке.

В результате этой способности ребенок начинает узнавать, понимать слова, их значение и отличать их друг от друга.

Звуки, которые окружают нас, разделяют на речевые и неречевые. Они несут нам информацию, сообщая о чем-то. Например, звук ключа в замке сообщает нам о том, что дверь откроется, капель за окном стучит – значит на улице потеплело и снег начал таить. Слышим звук мотора – машина проехала мимо. Зашумевшие кроны деревьев сигналят об усилении ветра.

Задача родителей, приучая прислушиваться и вслушиваться к окружающим нас звукам, научить детей понимать эту информацию.

Слуховое внимание приучит, фонематический слух подготовит, фонематическое восприятие обеспечит грамотное письмо.

Речевой слух у ребенка начинает формироваться с первого месяца жизни, когда он слышит голос мамы и перестает плакать. И уже с 3 месяцев малыш ищет источник звука, а с 4 месяцев начинает подражать звукам. В 6 месяцев появляется лепет. И уже в 1 год малыш различает часто употребляемые слова, его взгляд, или указательный жест на вопрос : «Где мама? Папа? Где глазки? Где носик? Будет символизировать о развитии фонематического слуха.

Играя, привлекайте внимание своего малыша к звучащим предметам: вода льется – буль-буль;  дождик  капает – кап, кап; молоточек стучит – тук-тук; часы ходят – тик-так.

Важно, чтобы ребенок мог узнавать и направление звука. Где звенит погремушка? Перед ним, позади него, вверху, внизу слева, справа. Понаблюдайте, следит ли он за источником звука?

Дети в 2 года спокойно повторяют действие по просьбе: хлопок в ладоши, топанье ногой и т.д.)

В 3 года следует учить соблюдать последовательность действия на слух.  Вначале опираясь на зрение, а в дальнейшем только на слух.

После 3 лет игры по формированию фонематического слуха приобретают еще большее значение.  

         Возраст детей от 3до 5 лет, это возраст, когда дети не только слушают, но уже и сами говорят. В этот период можно предложить детям поиграть в  игры, которые помогут развить фонематический слух.

Система таких игр построена по принципу от простого к сложному.
1. Первый уровень - узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха.
Игра "Угадай, что звучало". 

Послушайте с ребенком шум воды, шелест бумаги, звон ключей, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра «Мешочки с секретом". 

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Волшебная палочка". 

Взяв карандаш, постучите им по разным предметам в доме: ваза, миска, стол, стена. Ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра "Жмурки". 

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра "Похлопай, как я". 

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.
Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
2. Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте
Игра "Кто сказал?». 

Одно и тоже слово говорят разные дети.
Игра "Громко-тихо". 

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Игра "Три медведя".  Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки
говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех
медведей, изменяя высоту голоса.
3. Третий уровень - различение сходных по звучанию слов
Игра "Слушай и показывай".
 Перед ребенком картинки со сходными по
звучанию словами (бык, бок, бак). Взрослый называет предмет, а ребенок
поднимает соответствующую картинку.
Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет
предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота).
Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант
произношения.
Вместе с тем, можно предложить следующие игры, которые также помогут развить фонематический слух, слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Игра «Что звучало и кто играл?»

Перед ребенком можно положить разные звучащие предметы (бубен, дудочку, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте возможность услышать звук всех предметов, обращая внимание на разность их звучания. Перед каждым звучащим предметом дети сами расставляют по 1 игрушке ( это может быть кошка, собачка, ежик, зайчик) поясняя, кому на чем предстоит играть. Задача детей – угадать, кто и на чем играл? Как вариант игры, можно поменяться со взрослым ролями.

Освоив этот этап игры, можно переставить зверей и поменять им инструменты. Будет интереснее. И вместе с тем потренируем память и внимание.

Еще один вариант с этими же героями – произнести по памяти очередность услышанных звуков, которые можно менять. Что звучало первым, а что потом? Необходимо учитывать возраст детей, усложняя постепенно. Начитаем с 1-2 и постепенно увеличиваем количество инструментов и животных до 3-4.

Игра «Исправь меня»

        Для игры можно использовать как специальные тексты, так и известные детям загадки и стихи.

        Важно, чтобы дети, улавливая из речевого потока неверное слово, исправляли вас.

Например:

- Очень, очень кислый он,

  называется – ГАЗОН (лимон)

- Мы слепили снежный ком,

  Шляпу сделали на нем,

  Нос приделали, и вмиг,

  Получился – ГРУЗОВИК (снеговик)

- Тащит мышонок в норку,

   Огромную хлебную – ГОРКУ (корку)

-  Очень любит есть бананы

    В зоопарке ТИГРЫ (обезьяны)

-  Как-то старый крокодил

   Месяц с неба – УКРАЛ (проглотил)

Как видите, игры для развития фонематического слуха очень простые, доступные, не требующие большого материального вложения, оснащения и подготовки. Играть можно   дома, в машине, на отдыхе. Успехов вам, ведь будущее благополучие детей закладывается в детстве.

   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»

Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень  важно научиться  различать, анализировать и дифференцировать на ...

Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»

Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи!"

Консультация учителя-логопеда для воспитателей дошкольных отделений...

Консультация для педагогов «Фонематический слух - основа правильной речи »

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш про...

Консультация для воспитателей «Фонематический слух — основа правильной речи».

Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове....