Консультация «Народное творчество в речевом развитии дошкольников»
консультация (младшая группа)

Грачева Анна Геннадьевна

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество - источник чистый и вечный.
Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация
«Народное творчество в речевом развитии дошкольников»

Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной  деятельности, так и в совместно- партнёрской деятельности  детей раннего возраста.

Произведения устного народного творчества - это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А. П.Усовой «словесное русское  народное  творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически  все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития.

 В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить  запас слов  помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

  Кроме того ранний возраст - период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон лексической, фонетической, грамматической. Грамотная, эмоциональная насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном   мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

 Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово- детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои  эмоции.

  Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

Обучать малыша ненавязчиво и  разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

                         ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб кусался зубок,

Чтоб смеялся роток.

                          ***

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка мойся хорошенько!

                         ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот.

                             ***

Пышка-лепёшка

В печке сидела

На нас глядела-

В рот захотела.

                            ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ

Надеваем шапочки,

Надеваем курточки,

Застёгиваем пуговички,

Один, два, три, четыре, пять

Мы готовы все гулять.

Надеваем куртку, шапку

И завязываем шарф.

Всё наденем по порядку,

Уходя, закроем шкаф.

                           ***

Мы на пухлые ручонки

Надеваем рубашонку

Повторяй за мной слова:

Ручка - раз, и ручка- два!

Застегнём застёжки

На твоей одёжке:

Пуговки кнопочки,

Разные  заклёпочки.

                            ПОТЕШКИ НА СОН

Бай, бай, бай,

Ты, собачка не лай

И в гудочек  не гуди-

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

                               ***

Лю-ли, лю-ли, люленьки

Прилетели гуленьки.

Они стали ворковать,

Стали деточку качать.

                                   ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Вставай, мой Юрочка.

                                    ***

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птичками поём.

С добрым утром, с новым днём.

Вот как славно мы живём.

                                      ПОТЕШКИ ПРИ РАСЧЁСЫВАНИИ

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти коса до пят,

Все волосоньки  в ряд,

Расти коса не путайся,

Маша маму слушайся.

                                     ***

Чешу, чешу волосоньки,

Расчёсываю косоньки!

Что мы делаем расчёской?

Тане делаем причёску

Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Ане снесть?
Я и сам укушу
Да и Ане принесу.


Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
Петя-Петя-Петушок,
Петя - красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке - сережки!

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова:
Сшит колпак не по- колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать;
На дворе- трава, на траве-дрова.
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками.

Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Ой-ой-ой,
Убегает зайчик мой.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста.
Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество - источник чистый и вечный.
Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие дошкольников (консультация для воспитателей)

Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей мла...

консультация на тему "Место народного творчества в речевом развитии дошкольников"

В материале я постаралась раскрыть тему народного творчества в наше время.Потешки, считалки,зачины и многое другое как все это  можно и нужно использовать в наши дни дня сохранения этнической кул...

Консультация "Использование устного народного творчества в речевом развитии дошкольников"

Устное народное творчество служит действенным и могучим средством умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей....

Тема «Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»

Материал поможет  сформировать у воспитателей представление о системе работы по обучению дошкольников образной речи....

«Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»

Предлагаемые технологии для детей дошкольного возраста направлены на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности....

Консультация: "Устное народное творчество в речевом развитии дошкольников"

Разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольно...