«Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»
методическая разработка по развитию речи

Васильева Ольга Викторовна

Предлагаемые технологии для детей дошкольного возраста направлены на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детское речевое творчество

как проблема речевого развития дошкольников»

Эффективный путь решения проблемы развития речевого творчества – это овладение детьми творческой продуктивной речевой деятельностью.

Предлагаемые технологии для детей дошкольного возраста направлены на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Если ребенок усвоит алгоритмы по созданию образных характеристик, это даст ему возможность значительно повысить уровень выразительности речи.

Работа по обучению детей образной речи проходит в 3 этапа:

- обучение детей созданию сравнений;

- отработка умения детей составлять разнообразные загадки;

- обучение составлению метафор

Технология обучения детей
составлению сравнений

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

1) воспитатель называет какой-либо объект;

2) обозначает его признак;

3) определяет значение этого признака;

4) сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

Модель составления сравнений по признаку цвета

  1. Кузнечик (объект №1);
  2. по цвету (признак);
  3. зелёный (значение признака);
  4. такой же зелёный (значение признака) по цвету (признак), как трава (объект №2).
  1. Апельсин (объект №1);
  2. по цвету (признак);
  3. оранжевый (значение признака);
  4. такой же оранжевый (значение признака) по цвету (признак), как солнце на закате (объект №2).

Модель составления сравнений по признаку формы

1) Цыплёнок (объект №1);

2) по форме (признак);

3) круглый (значение признака);

4) такой же круглый (значение признака) по форме (признак), как клубок (объект №2).

Модель составления сравнений по признаку звука

  1. Самовар (объект №1);
  2. по звуку (признак);
  3. шипящий, кипящий (значение признака);
  4. такой же шипящий, кипящий (значение признака) по звуку (признак), как звуки вулкана (объект №2).

Модель составления по признаку температуры

  1. Мороженое (объект №1);
  2. по температуре (признак);
  3. холодное (значение признака);
  4. такое же холодное (значение признака) по температуре, как снег (объект №2).

В среднем дошкольном возрасте (пятый год жизни) тренинги усложняются:

- в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);

- в сравнениях усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В старшем дошкольном возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Технология обучения детей
составлению метафор

Метафора - это перенос названия с одного предмета на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Метафора – это «скрытое» сравнение, последнее же обнаруживает себя союзами как, будто и т.п.

Структура метафоры

1) Имеются два сравниваемых объекта.

2) Необходимо выделить признак, по которому предметы сопоставляются.

Правила

1) Члены сравнения должны быть разнородны, далеки друг от друга.

2) Для сравнения выбирается не случайный, а важный, характерный признак сравниваемых предметов.

3) Учет оценки предмета речи говорящим.

4) Метафора должна быть свежая, творческая.

5) Сравнение и метафора должны быть краткими и не вступать в противоречие со смыслом.

Метафорические высказывания:

  • про кактус. На подоконнике живёт круглый, колючий ёжик в горшочке.
  • про лужи: После дождя на тротуаре появились круглые, прозрачные зеркала.
  • Про дождь: С неба хлынул весенний, тёплый водопад.
  • Про водопад: Падающий горный фонтан струился чистой родниковой водой.

Технология обучения детей составлению загадок

Модель – 1: «Какой – что бывает таким же?»

Какой?

Что бывает таким же?

Загадка

Отгадка

Синий

Небо

Синий, как небо.

Резной, как кленовый лист. Живёт в поле, но не полевая мышь.

ВАСИЛЁК

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7385e8845206c5f765c746ff40ced68cf8cdde39-8075965-images-thumbs&n=13

Резной

Кленовый лист

Полевой

Полевая мышь

Какой?

Что бывает таким же?

Загадка

Отгадка

Белый

Пушистая вата

Белый, как пушистая вата. Мягкий, как пуховая перина. Холодный, но не сливочный пломбир.

СНЕГ

https://s1.1zoom.ru/big7/338/Closeup_Seasons_Winter_406690.jpg

Мягкий

Пуховая перина

Холодный

Сливочный пломбир

Модель – 2: «Кто (что?) делает так же?

Что делает?

Кто (что) делает так же?

Загадка

Отгадка

Светит

Настольная лампа

Светит, как настольная лампа.

Мигает, как глаза человека

Показывает, но не телевизор.

СВЕТОФОР

https://e7.pngegg.com/pngimages/893/188/png-clipart-of-traffic-light-street-lights-3d-computer-graphics-driving.png

Мигает

Глаза человека

Показывает

Телевизор

Что делает?

Кто (что) делает так же?

Загадка

Отгадка

Ходят и стоят

Человек

Ходят и стоят, как человек.

Стучат, как молоток.

Бьётся, но не ритм сердца.

ЧАСЫ

https://chasy-nastennye.ru/wa-data/public/shop/products/23/45/5104523/images/201077/201077.970.jpg

Стучат

Молоток

Бьётся

Ритм сердца

Модель – 3: «На что похоже –чем отличается»

На что похоже?

Чем отличается?

Загадка

Отгадка

Цветочные лепестки

Запах

Похожа на цветочные лепестки, но без запаха.

Похожа на птицу, но нет перьев.

Похожа на пчелу, пьющую нектар, но с расписными крыльями.

БАБОЧКА

https://web-zoopark.ru/wp-content/uploads/2018/06/2-563.jpg

Птица

Перья

Пчела

Расписные крылья

На что похоже?

Чем отличается?

Загадка

Отгадка

Туча

Никуда не двигается

Похожа на тучу, но никуда не двигается.

Похожа на зеркало, но нельзя разбить.

Похожа на озеро, но можно перейти.

ЛУЖА

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b2c946609ef9bc9aa573def6f7c17fecbfc036ff-7661913-images-thumbs&n=13

Зеркало

Не разбить

Озеро

Можно перейти

Составление дошкольниками рифмованных текстов
(на примере лимерика)

Характеристика текста лимерика

1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом: Первые две строчки рифмуются между собой. Третья и четвертая строчки рифмуются между собой. Пятая содержит вывод и не рифмуется.

2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка

Жил-был объект

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действия объекта

4 строчка

Взаимодействие с окружающим миром

5 строчка

Вывод или мораль

3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Например:

Жил да был медведь болотный.

Был он добр, но очень мокрый.

По болоту он ходил,

Всех лягушек подавил.

Вот какой неуклюжий был медведь.

Лимерики

Жила была синичка,

С жёлтой грудкой птичка.

Зимой к кормушке прилетала,

Семечки клевала и перезимовала.

Вот какая умная синичка!

Жили-были ребятишки,

По утрам читали книжки.

Много нового узнали

И учёными все стали.

Вот какие умные детишки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольног возраста"

привлечь родителей к вопросу и прблеме речевого развития детей в современных условиях....

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Речевое творчество как основа языкового развития дошкольников

Слайд 2 Речевое творчество это проявление творчества в речевой деятельности, это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых обра...

Тема «Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»

Материал поможет  сформировать у воспитателей представление о системе работы по обучению дошкольников образной речи....