Речевое творчество как основа языкового развития дошкольников
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ледяева Екатерина Юрьевна

Слайд 2 Речевое творчество это проявление творчества в речевой деятельности, это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста. Словотворчество – появление новых слов в речи ребенка. Н-р, дети упражняются в образовании новых сложных слов: снегопад, молоковоз. Ошибки здесь не редкость. Но им не стоит огорчаться. Это ошибка поиска, ошибка творчества. Реагировать надо так: «Хорошее слово придумал, но в языке уже есть другое слово». Пересказ – творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения. Сочинительство – самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра. Речевая импровизация – высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием активных речевых умений. Слайд 3 В подготовительной к школе группе наряду с организованной образовательной деятельностью по развитию связной речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; включается рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида – сочинительство и переделывание сказок. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы. Эмоционально передавать переживание действующих лиц. Слайд 4 Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию, является вопрос о выборе сюжета. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера: «Медведица учит медвежонка говорить»; «Приключения в магазине игрушек»; «Новогодние приключения деда Мороза»; «Моя любимая игрушка»; «Дюймовочка в гостях у кукол»… Слайд 5 Приобщение детей к детскому творчеству на основе сказочного сюжета тесно связана с игрой – основным видом деятельности ребенка. На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно: - излагать последовательность событий в сказке; - сочинять сказки-загадки;  - пересказывать сказку по сюжетным картинкам; - придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки); - моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели; - сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину;  - анализировать поступки героев; - придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту; - сочинять сказки по трем опорным словам; - оживлять предметы и рассказывать о них разные истории. Слайд 6 Важным моментом является организация развивающей речевой среды. Поэтому в группах должны быть разнообразные виды театров; подобрана необходимая (познавательная) литература, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудио и видеотека, картотека художественного слова. Каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности. Слайд 7 1.«Волшебные превращения» (упражнения на словообразование и словоизменение). Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю… (Снег.) С неба всё скользят пушинки – Серебристые… (Снежинки.) На посёлки, на лужок Всё снижается… (Снежок.) Вот веселье для ребят – Все сильнее… (Снегопад.) Все бегут в перегонки, Все хотят играть в… (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился… (Снеговик.) Рядом снежная фигурка – Это девочка – …(Снегурка.) На снегу-то, посмотри –С красной грудкой… (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил… (Сне... Слайд 8 2.«Подбери родственное слово» Стрекоза – стрекозы, стрекозка; Зима–зимний, зимующий, зимовье; Лето –летний, однолетний, многолетний; Лист – листья, листопад, лиственный; Стол – столы, столешница, столовая; Дом – домашний, домовой, домовитый; Муравей – муравьи, муравейник, муравушка; День – дни, дневной, полдень; Час – часы, часовой, часом; Голова – головной, головы, головастик Слайд 9 3. «Закончи предложение» На улице стало сухо, потому что… Ночью темно, потому что… Начался дождь, поэтому… Реки и озёра замерзают ночью, так как… Дети поливают морковь для того, чтобы… Мы пойдём гулять, если… 4. «А дело было так!» (составление рассказов по серии сюжетных картинок). «Однажды….» (составление рассказа по заданному плану или сюжетной картин Слайд 10 5. Перевоплощение в неживые предметы Воспитатель: Ребята, сейчас мы находимся в тёмной комнате и мы не видим предметов, которые нас окружают. Но вот в окно заглянул лучик солнечного света, он попал нам на грудь, в кого вы превратились? Дети: /вначале изображают руками, позой, мимикой, затем рассказывают о себе/ Я фикус, я стою на подоконнике, поэтому солнечный лучик коснулся первого меня. У меня большие кожистые листья, я не люблю, когда солнышко обжигает их, мне становится больно. Я люблю тень и прохладу. Со мной рядом живёт кактус. Он хороший сосед, хотя и любит горячее солнце. С ним часто беседуем о нашей родине, о тех местах, где родились наши предки. Воспитатель: Представьте, что вы маленькие-маленькие семечки, я сажаю вас в землю /дети приседают/ Я вас поливаю, что из вас выросло. Дети: Я подсолнух. Я вырос из маленького подсолнечного семечка. У меня большая круглая голова, похожая на солнышко. Я очень люблю солнце, я слежу за ним целый день и поворачиваю свою голову, куда ба оно не пошло.... Программа этой игры: - Кто я? /любимые и нелюбимые предметы/ - Я какой? /внешний вид, что люблю, чего не люблю/ - О чём мечтаю? - Что я чувствую? Слайд 11 Дети делятся на команды. Проводится простейшая эстафета, где дети будут добегать до стула, брать предмет /любой или любую предметную картинку из предложенных 10/ и возвращаться обратно, по пути выполняя разные задания /попрыгать на одной ноге, подползти, перекатиться и т.д.; Когда все 5 членов команды принесут по картинке, раскладывают их на столике, сочиняют рассказ по картинкам. Рассказывает' один ребенок за всю команду. Выигрывает та команда, которая сочинит быстрее. Игра направлена на то, чтобы дети сочиняли без усилий. Слайд 12 Заранее проводится игра "чудесный мешочек"/на описание предмета/ Игра "Какой я?" / что люблю, о чём мечтаю/ В игре дети изображают предметы, которые будут продаваться в этом необыкновенном магазине, или держат в руке продаваемый предмет и озвучивают его. Идёт "покупатель", выбирает товар, а "товар" рекламирует сам себя, хвалит, рассказывает о своей необходимости, чтобы его купили: "Я тетрадка. У меня восемнадцать листов. Все листочки беленькие, а на них нарисованы ровненькие клеточки. На моих листочках можно написать письмо, решить задачку, оставить записку маме. Я очень необходимый предмет в доме." Эта игра упражняет детей в многократном повторении рассказа. Таким образом, умелое использование разнообразных методов и приемов способствует развитию речевого творчества у детей дошкольного возраста. Слайд 13 Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т.к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевое творчество как основа языкового развития дошкольников Подготовила: Воспитатель Ледяева Е.Ю .

Слайд 2

Речевое творчество Речевое творчество это проявление творчества в речевой деятельности, это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило , речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста . Словотворчество – появление новых слов в речи ребенка. Н-р, дети упражняются в образовании новых сложных слов: снегопад, молоковоз. Ошибки здесь не редкость. Но им не стоит огорчаться . Это ошибка поиска, ошибка творчества. Реагировать надо так: «Хорошее слово придумал , но в языке уже есть другое слово». Пересказ – творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения. Сочинительство – самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра. Речевая импровизация – высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием активных речевых умений.

Слайд 3

Творческое рассказывание В подготовительной к школе группе наряду с организованной образовательной деятельностью по развитию связной речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; включается рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида – сочинительство и переделывание сказок. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы. Эмоционально передавать переживание действующих лиц.

Слайд 4

Творческое рассказывание Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию, является вопрос о выборе сюжета. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера: «Медведица учит медвежонка говорить»; «Приключения в магазине игрушек»; «Новогодние приключения деда Мороза»; «Моя любимая игрушка»; «Дюймовочка в гостях у кукол»…

Слайд 5

Сказочное творчество Приобщение детей к детскому творчеству на основе сказочного сюжета тесно связана с игрой – основным видом деятельности ребенка. На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно: - излагать последовательность событий в сказке; - сочинять сказки-загадки; - пересказывать сказку по сюжетным картинкам; - придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки); - моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели; - сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину; - анализировать поступки героев; - придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту; - сочинять сказки по трем опорным словам; - оживлять предметы и рассказывать о них разные истории .

Слайд 6

Развивающая среда Важным моментом является организация развивающей речевой среды. Поэтому в группах должны быть разнообразные виды театров; подобрана необходимая (познавательная) литература, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудио и видеотека, картотека художественного слова. К аждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.

Слайд 7

Игры на развитие речевого творчества: 1 .«Волшебные превращения» ( упражнения на словообразование и словоизменение ). Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю… (Снег.) С неба всё скользят пушинки – Серебристые … (Снежинки.) На посёлки, на лужок Всё снижается… (Снежок.) Вот веселье для ребят – Все сильнее… (Снегопад.) Все бегут в перегонки, Все хотят играть в… (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился… (Снеговик.) Рядом снежная фигурка – Это девочка – …(Снегурка.) На снегу-то, посмотри –С красной грудкой… (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил… (Снег.

Слайд 8

2.«Подбери родственное слово» Стрекоза – стрекозы, стрекозка ; Зима–зимний, зимующий, зимовье; Лето –летний, однолетний, многолетний; Лист – листья, листопад, лиственный; Стол – столы, столешница, столовая; Дом – домашний, домовой, домовитый; Муравей – муравьи, муравейник, муравушка; День – дни, дневной, полдень; Час – часы, часовой, часом; Голова – головной, головы, головастик

Слайд 9

3. «Закончи предложение» На улице стало сухо, потому что… Ночью темно, потому что… Начался дождь, поэтому… Реки и озёра замерзают ночью, так как… Дети поливают морковь для того, чтобы… Мы пойдём гулять, если… 4. «А дело было так!» (составление рассказов по серии сюжетных картинок). «Однажды….» (составление рассказа по заданному плану или сюжетной картин

Слайд 10

5. Перевоплощение в неживые предметы Воспитатель : Ребята, сейчас мы находимся в тёмной комнате и мы не видим предметов , которые нас окружают. Но вот в окно заглянул лучик солнечного света, он попал нам на грудь, в кого вы превратились? Дети : /вначале изображают руками, позой, мимикой, затем рассказывают о себе/ Я фикус , я стою на подоконнике, поэтому солнечный лучик коснулся первого меня. У меня большие кожистые листья, я не люблю, когда солнышко обжигает их, мне становится больно . Я люблю тень и прохладу. Со мной рядом живёт кактус. Он хороший сосед, хотя и любит горячее солнце. С ним часто беседуем о нашей родине, о тех местах, где родились наши предки. Воспитатель: Представьте, что вы маленькие-маленькие семечки, я сажаю вас в землю /дети приседают/ Я вас поливаю, что из вас выросло. Дети : Я подсолнух. Я вырос из маленького подсолнечного семечка. У меня большая круглая голова, похожая на солнышко. Я очень люблю солнце, я слежу за ним целый день и поворачиваю свою голову, куда ба оно не пошло.... Программа этой игры: - Кто я? /любимые и нелюбимые предметы/ - Я какой? /внешний вид, что люблю, чего не люблю/ - О чём мечтаю? - Что я чувствую?

Слайд 11

Речевое творчество в подвижной игре Дети делятся на команды. Проводится простейшая эстафета, где дети будут добегать до стула , брать предмет /любой или любую предметную картинку из предложенных 10/ и возвращаться обратно, по пути выполняя разные задания /попрыгать на одной ноге, подползти , перекатиться и т.д.; Когда все 5 членов команды принесут по картинке, раскладывают их на столике, сочиняют рассказ по картинкам. Рассказывает' один ребенок за всю команду. Выигрывает та команда, которая сочинит быстрее. Игра направлена на то, чтобы дети сочиняли без усилий.

Слайд 12

Речевое творчество в сюжетно-ролевой игре “Магазин" Заранее проводится игра "чудесный мешочек"/на описание предмета/ Игра "Какой я?" / что люблю, о чём мечтаю/ В игре дети изображают предметы, которые будут продаваться в этом необыкновенном магазине, или держат в руке продаваемый предмет и озвучивают его. Идёт "покупатель", выбирает товар, а "товар" рекламирует сам себя, хвалит, рассказывает о своей необходимости, чтобы его купили: "Я тетрадка. У меня восемнадцать листов. Все листочки беленькие, а на них нарисованы ровненькие клеточки. На моих листочках можно написать письмо, решить задачку , оставить записку маме. Я очень необходимый предмет в доме." Эта игра упражняет детей в многократном повторении рассказа. Таким образом, умелое использование разнообразных методов и приемов способствует развитию речевого творчества у детей дошкольного возраста.

Слайд 13

ВЫВОД Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т.к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план к авторской технологии О.М.Ельцовой, Л.В.Прокопьевой "Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета"

Перспективное планирование на основе технологии "Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета" рассчитано для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации- в течение года, ...

Перспективный план по речевому творчеству на основе сказочного сюжета

Перспективный план по речевому творчеству на основе сказочного сюжета...