РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИЙ
материал (старшая группа)

Богданова Татьяна Юрьевна

Актуализировать необходимость конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по речевому развитию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей логопедической группе

(вторая половина 1-го года обучения)

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИЙ»

Цель: актуализировать необходимость конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по речевому развитию дошкольников.

Задачи:

  • Раскрыть важность и необходимость речевого развития дошкольников;
  • Повысить уровень роди тел некой компетенции, посредством ознакомления их с играми ТРИЗ - технологий для речевого развития детей.

Форма проведения: круглый стол; тренинг.

Место проведения: групповая комната.

Оборудование: Микрофон, мяч. вопросы для «открытого микрофона». Памятки-буклеты (с перечнем игр) родителям по развитию речи дошкольников в домашних условиях.

Ход проведения. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы, как всегда, очень рады нашей встрече с вами! Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. От этого показателя во многом зависит его всестороннее развитие и будущая успешность не только в школе, но и в дальнейшей жизни в целом. Способность общаться, познавать мир. планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи.

А сейчас, я приглашаю вас к открытому микрофону и попрошу поделиться своим мнением по данным вопросам. (Родители читают вопросы и по желанию выходят к открытому микрофону).

«Открытый микрофон». Высказывание родителей по следующим вопросам:

  • Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок?
  • Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
  • Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
  • Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка, родители или детский сад?
  • Знаете ли Вы, какие знания, умения и навыки получает Ваш ребенок на занятиях и в повседневной жизни по речевому развитию?
  • Хотели бы Вы освоить эффективные приемы работы в домашних условиях по развитию речи ребенка?

Тема нашего сегодняшнего собрания «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИЙ». Пусть вас не пугает это громкое название ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ - технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Детский возраст - период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ — это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребенку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

Тренинг

(проводится воспитателями и специально подготовленными родителями)

  • Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки. моргалки, подмигивалки и др. - ... глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржанка, цоколка- ... лошадка, Забивалка, ударялка, стучалка - ... молоток.

Разгадав загадку, игроки стираю гея как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а роди гели должны угадать, о чём идёт речь.

  • Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

® Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.

Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 - 3 предложения, следующий вынимает другой, предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

® Игра «Превращения»

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без «козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

  • Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части - о твёрдости. 1 1равильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

о внучка маленькая, а бабушка старенькая;

о Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

о Лиса хитрая, а Колобок желтый;

о Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

о Заяц серый, а петушок смелый;

о Винни Пух любит мёд. а 1 (пятачок розовый;

о Дюймовочка лёгкая, а лас точка большая;

о У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

• Игра «Дидактический мяч»

Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью

которого детей учим находить слова - антонимы.

Приведём пример использования

пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное, но значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

Подведение итога мероприятия

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

Родителям раздаются памятки «Факторы успешного речевого развития детей» и правила игр ТРИЗ - технологий для развития речи дошкольника.

Факторы успешного речевого развития детей.

(памятка для родителей)

  1. Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения,
  1. Создавать условия для общения с другими детьми,
  1. Речь взрослого - пример для подражания,
  1. Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
  1. Совместные игры взрослого и ребёнка,
  1. Чтение художественной литературы, разучивание стихов,
  1. Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему»,
  1. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев,
  1. Рассказывание стихов руками.

Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые роди гели! Всем удачи и до скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе «Гуси-лебеди»

Конспект поможет сформировать у детей умение творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года» ...

НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологии "Метод каталога"

НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ технологии "Метод каталога"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие с использованием ТРИЗ технологии

quot;Сочинение новой сказки про Золушку" с использованием ТРИЗ технологии...