Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл времена года21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 90 Приморского района

Санкт – Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности  

по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий

 в старшей группе.

«Времена года»

                                                                           

                                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                                   Ляховец Вера Николаевна.

Санкт – Петербург

2019 г.

Программное содержание: Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ. Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года.

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

- воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

-воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми;

-воспитывать любовь к литературным произведениям.

Художественно-эстетическое развитие

-формировать умение импровизировать под музыку;

-побуждать эмоционально, воспринимать сказку;

Речевое развитие

-активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных;

-закрепить умение описывать предмет по его основным признакам;

-упражнять в регуляции темпа речи, интонации и силы голоса, выделение звука в слове.

Познавательное развитие

- закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года;

-развивать мышление, фантазию при сочинении.

  Предварительная работа с детьми:

-игры на звукоподражание, пальчиковые игры.

-рассматривание иллюстраций времен года.

- беседы на экологические темы.

-заучивание стихов, загадок.

-наблюдения за живой природой и природными явлениями.

Оборудование:

Картинки с изображениями птиц, цветов; колпак и палочка; наборы геометрических фигур на каждого ребёнка; альбомный лист и карандаш на каждого ребёнка репродукции картин на тему времена года; снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки); д\и «Чудесный мешочек»; волшебная палочка презентация, проектор.

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, художественное слово.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие. А поможет нам в этом волшебная палочка…

Вот я палочкой взмахну -

Загадаю чудо!

Всем ребятам помогу,

Доброй феей буду!

Палочка - чудесница,

Волшебная кудесница!

Воспитатель: Мы с вам сегодня будем путешествовать по разным временам года, вспомним их названия, признаки времен года и названия месяцев.

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

 Воспитатель: А чтобы узнать первое время года, в которое мы попали с помощью волшебной палочки, надо отгадать загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна)

(Презентация слайд 2,3)

Воспитатель: Какие признаки весны вы знаете? Назовите весенние месяцы?

(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д., природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.)  Кто весну на крыльях приносит? (птицы.) Как называются эти птицы? (перелетные.) А как называют птиц, которые не улетают в теплые края(зимующие)Как называются домики для птиц? (скворечник). А теперь разомнем наши ладошки и проведем пальчиковую гимнастику.

Скворец в скворечнике живет-Пальцы обеих рук касаются друг друга, кисти параллельно.

И песню звонкую поет-Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются.

Птицы прилетают. С наступлением весны. Птицы прилетают.

Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.

Возвращаются скворцы. Работяги и певцы-Пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем.

А грачи у лужицы-Ладони соединяем вместе чашечкой.

Шумной стайкой кружатся. -Круговые движения кулачками рук.

Журавли летят торопятся,-Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями.

А малиновка и дрозд. Занялись устройством гнезд-Пальцы рук соединяем в замок, ладони открыты.

Воспитатель: Молодцы ребята! Продолжим наше путешествие. Теперь снова взмахнем волшебной палочкой и отправимся дальше. А чтобы узнать куда же мы попали, надо отгадать еще одну загадку.  

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето).

(Презентация слайд 4,5)

Воспитатель: Какое лето в нашем городе? Назовите летние месяцы?

(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное; веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т.п.)).

Воспитатель: Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.

Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица».

Дети идут по кругу и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли». В это время воспитатель надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку.

Ребенок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит,например: «зверь». Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, и т.д.

На слово «небылица» дети придумывают небылицу о любом времени года.

Воспитатель: Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Взмахнем палочкой и отправимся путешествовать дальше. И мы попали в следующие время года…

Прошло лето, а за ним…

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осень).

(Презентация слайд 6,7)

Воспитатель: Назовите признаки осени? Какая она у нас? Какие осенние месяцы вы знаете?

(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая; пасмурная, дождливая погода)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Воспитатель: Прислала нам осень свои дары-спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи. Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке, достаньте это и опишите.

Воспитатель: Молодцы ребята! Продолжим наше путешествие. Теперь снова взмахнем волшебной палочкой и отправимся дальше. А чтобы узнать куда же мы попали, надо отгадать еще одну загадку.  

Прошла осень, а за нею …

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой).

(Презентация слайд 8,9)

Воспитатель: Какие ваши любимые развлечения зимой? Какие признаки зимы вы знаете? Какие зимние месяцы вы знаете?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки; снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.)А сейчас сделаем настоящий снегопад.

Дыхательное упражнение «Снегопад» для развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. 

Воспитатель: Ребята, давайте побеседуем о любимом времени года, вот мое любимое время года – весна, которая следует за зимой. Весной появляются самые нежные и прекрасные цветы – подснежники и вся природа оживает и «просыпается».

А теперь я хочу узнать о вашем любимом времени года. Придумайте о нем красивое предложение.

(ответы детей)

Воспитатель: Спасибо, ребята за ваши рассказы.

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полом,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите.

А вы, ребята, больше читайте, слушайте, наблюдайте. Учитесь видеть, слышать, чувствовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект непосредственной образовательной деятельности По речевому развитию и обучению грамоте В старшей группе «Весна идёт»

Цель: Закрепить полученные знания детей старшей группы в образовательной области «Речевое развитие»...

ПЛАН - КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием интерактивных технологий «КВН о правилах дорожного движения» (старший дошкольный возраст)

ПЛАН - КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием интерактивных технологий «КВН о правилах дорожного движения» (старший дошкольный возраст)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе Тема: «В гостях у Снежной Королевы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе Цель: развитие связной речи детей, обобщение и систематизи...