Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием регионального компонента в старшей группе (5+) Тема: «Моя родина - «Ямал»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Абайдулина Оксана Владимировна

Цель: развитие связной речи детей с помощью национально - регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_moya_rodina-yamal.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Снегурочка»

           ул. Комсомольская 4, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008

тел./факс:8 (34922)4-18-74/4-64-54

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию с использованием регионального компонента

в старшей группе (5+)

« Моя родина-Ямал»

  Разработчик:

Абайдулина Оксана Владимировна,

                                         высшая квалификационная категория, воспитатель

г. Салехард, ЯНАО

2018г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому

развитию с использованием регионального компонента в старшей  группе (5+)

Тема: «Моя родина - «Ямал»

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;

Дополнительно:

  • подходит для детей с ТНР;

Описание: Игра «»С помощью анимационной игры, дети имеют возможность, отправится по Ямалу, побывать в тундре, увидеть чум, знакомятся с традиционным образом жизни малочисленных народов. В игровой форме, что самое важное, дети знакомятся с мифами, легендами коренных жителей округа.

Цель: развитие связной речи детей с помощью национально - регионального компонента.

Задачи:

1. развивать у детей познавательный интерес к северному краю.

2  закреплять правильное произношение слов, обогащать словарный запас.

3  знакомить с фольклором коренных жителей ЯНАО.

Ход конспекта/Методические рекомендации/…

Воспитатель:

Мы с вами проживаем на севере Российской Федерации, в ЯНАО.

Столица округа, город Салехард. У каждого субьекта РФ, есть свои символы. У нашего региона тоже есть свой флаг и герб.

-Кто помнит, что изображено на гербе ЯНАО?

(ответы детей)

-Это мы с вами сегодня вспомним или узнаем!

Народы, проживающие в Ямало-ненецком автономном округе, можно условно разделить на коренных и пришлых.

К коренным народам относятся те народы, которые испокон веков жили на Севере. Это: ненцы, ханты, селькупы.

1 слайд:

Сегодня мы познакомимся с ненецким мальчиком, которого зовут Едейко, что означает новенький.

Очень  давно, от своей бабушки он слышал рассказы о людях маленького роста, с белокурыми волосами,  встреча с которыми приносила удачу и счастье!

 Еще он запомнил, что живут они далеко в тундре, в упряжку запрягают собак, охраняют золото и серебро. У бабушки хранились предметы, которые передавались из поколения в поколение, подаренные этим народом.

Едейке очень хотелось быть  счастливым, и он отправился на поиски этого народа.

Мы ему с вами в этом поможем. За правильно выполненное каждое  задание, вы получите пазл.  В конце заданий, из пазлов сложится вся картинка, и вы узнаете, что изображено на гербе ЯНАО.

2 слайд:

Шел Едейко по тундре и встретил человека с бубном в руках. Это был шаман.

Шаман поведал мальчику о том, что народ, который ищет Едейка, Сихиртя, пришел на Ямал из-за моря. Занимался морским и зверобойным промыслом. Живут Сихиртя под землей, охотятся ночью. Появляются внезапно и так-же исчезают. Чтобы увидеть Сихиртя, нужно произнести заклинание.

2 слайд:

Шаман показал мальчику дорогу в столицу округа, город Салехард. В Салехарде много библиотек, где можно больше узнать о народе-Сихиртя, прочитать ненецкие предания.

Задание: Перед вами изображения разных городов, вам нужно найти картинку с городом Салехард!

3 слайд:

Дальше его путь продолжился на крайний Север полуострова Ямал.

Вдруг, среди бескрайней тундры он увидел жилище ненцев, которое называется чум.

Рядом с чумом он увидел олененка, Едейка знал, что олень для коренных жителей севера, самое главное животное, без него в суровом климате, не обойтись.

4 слайд:

Девушка, летом собирала вкусные ягоды, которые растут в тундре. Ваше задание, найти северные ягоды и поместить их в карзинку.

5 слайд:

Едейко попробовал чай с вареньем из северных ягод. Задание, назвать правильно варенье, которое приготовлено из этих ягод.

6 слайд:

Мальчик отправился дальше.  Вскоре, он встретил птиц, которые обитают в  тундре. Едейко хоть и был охотником, убивать птиц не стал. Лишь посчитал каждую птицу.(задание+пазл)

Вскоре, Едейко увидел стойбище. Зашел в чум. Погрелся у горячей печки и рассказал, что ищет людей маленького роста, которые считаются предками ненцев.

7 слайд:

Ненцы усадили его в нарты и проводили до священного места. Стемнело, Едейко стал ждать. От шамана он слышал, что этот народ живет под землей, а ночью выходит на охоту. У Сихиртя вместо оленей, мамонты. Он произнес заклинание, которое ему прошептал шаман.

8 слайд:

Вдруг, поднялся ветер. Едейко увидел перед собой красивую девушку. Это была девушка-сихиртя.

Она плакала. Едейко подошел к ней и стал ее успокаивать. Девушка поведала о том, что ее хотел взять в жены владыка Нга, но она отказала, с тех пор, народ сихиртя живет под землей, в сопках, в том числе и ее братья.

9 слайд:

Едейко захотел помочь этой девушке, вернуть братьев. Он сразился с владыкой Нга и освободил народ.

Девушку Сихиртя, Едейко увез с собой, в свое стойбище и женился на ней. Но никто не узнал, что девушка была из народа Сихиртя.

Никто не знает, были на самом деле эти народы, но существует много мифов и легенд.

 «Несет нас куда-то бурная река времени, проносит мимо нас эпохи, народы. Ни на секунду не останавливает она свой бег, смывая берега белых веков, стирая лица белых племен и народов, унося их историю, их голоса, их жизнь»

Спасибо, ребята! Помогли Едейке справиться с заданиями! Теперь скажите, о каком народе вы сегодня узнали и что запомнили?

( последний пазл)

Теперь я предлагаю, собрать картинку из полученных пазлов и вы увидите, изображение герба ЯНАО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ИКТ «Город маленького пешехода»

Занятие по правилам дорожного движение. Продолжать знакомить детей о «дорожных знаках».Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать навыки безопасного поведения на ули...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе. «Времена года» ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием метода дидактического синквейна в подготовительной группе на тему: "В гости к сказке"

Занятие "В гости к сказке" разработано с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы. На занятии дети закрепляют умение составлять дидактические синквейны....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе Тема: «В гостях у Снежной Королевы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе Цель: развитие связной речи детей, обобщение и систематизи...