Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием метода дидактического синквейна в подготовительной группе на тему: "В гости к сказке"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ларинова Татьяна Геннадьевна

Занятие "В гости к сказке" разработано с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы. На занятии дети закрепляют умение составлять дидактические синквейны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №144 города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

с использованием метода дидактического синквейна

в подготовительной группе

На тему: «В гости к сказке»

Подготовила: воспитатель

Ларионова Татьяна Геннадьевна

Чебоксары – 2020

Тема: «В гости к сказке».

Цель: совершенствование навыков связной речи старших дошкольников с использованием технологии «Синквейн».

Программные задачи:

Образовательные:

- уточнить знания детей о сказках, сказочных героях;

- закреплять умение составлять дидактические синквейны.

Развивающие:

- развивать лексическую сторону речи;

- развивать связную речь, мышление и память;

- развивать умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко их формулировать.

Воспитательные:

- воспитывать самоконтроль, умение соблюдать правила;

- воспитывать умение эмоционально выражать свои мысли.

Предварительная работа:

 Обучение составлению синквейна; игра-викторина «В гости к сказкам».

Материал и оборудование:

Проектор, карточки с иллюстрациями к сказкам, с изображением сказочных героев, карточки с буквами.

Ход занятия:

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

                                   При встрече здороваться: «Доброе утро!»

                                   Доброе утро солнцу и птицам!

                                   Доброе утро улыбчивым лицам!

                                   И каждый становится добрым, доверчивым

                                   Пусть доброе утро длится до вечера!

          - Чтобы узнать тему нашего занятия, нам нужно отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать его по 1-м звукам слов-отгадок.

1. Красна девица грустна, ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.

2. На сметане мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.

3. Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.

4. Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.

5. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.

6. В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.

Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.

(Дети выполняют задание; ребёнок, отгадавший загадку, выбирает на столе карточку с буквой, читают слово.)     «С К А З К И»

- Ребята, сегодня мы с вами побываем в настоящей сказке. Подойдите ко мне. Давайте все возьмёмся за руки. Закроем глаза, вдохнем воздух носиком и выдохнем. А теперь скажем: «Раз, два, три! Сказка, двери отвори!» (Дети садятся)

- А вы много знаете сказок? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру.

Игра: «Узнай сказку по картинкам»

(Дети разбиваются на 3 группы)

- Попробуйте узнать сказку по серии сюжетных картинок (на столе – 3 конверта с сюжетными картинками к сказкам «Снегурочка», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»).

- Ребята, рассмотрите картинки, разложите их в нужной последовательности, как происходили события, и назовите сказку.

- Какая группа будет готова, поднимает сигнальную карточку.

1) - Назовите сказку. (Эта сказка «Снегурочка».)

- Кто главный герой этой сказки? (Снегурочка)

- Какая Снегурочка? (Добрая, белая, снежная.)

- Чему учит эта сказка? (Учит любить природу, также слушаться родителей)

2) – Назовите сказку. (Это сказка «Заюшкина избушка».)

- Кто главные герои этой сказки? (Главные герои лиса и заяц.)

- Заяц какой? (Добрый, умный, доверчивый (он поверил словам лисы.)

- Заяц какой персонаж? (заяц положительный персонаж)

- А лиса какая? (хитрая, самоуверенная)

- Лиса какой персонаж? (лиса отрицательный персонаж)

3) - Назовите сказку. («Маша и медведь».)

- Назовите героев этой сказки? (маша и медведь.)

- Маша какая? (умная, смелая, сообразительная, хитрая.)

- Медведь какой? (глупый, неуклюжий)

- Чему учит эта сказка? (найти выход из трудной ситуации, слушаться старших)

- Маша пропустила мимо ушей совет дедушки и бабушки «не отходить от подружек»

- Ребята, скажите пожалуйста, кто живёт в сказках? (в сказках живут сказочные герои).  А вы много сказочных героев знаете? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим: (дети отгадывают загадки; показ картин).

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в сторону развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой.

- Молодцы, вы хорошо знаете сказочных героев. А сейчас мы с вами будем составлять синквейн. (На столе карточки со сказочными героями, дети подходят и выбирают одну картинку. Повесить на доску алгоритм составления синквейна).

- По схеме составьте синквейн о вашем сказочном герое. Первое слово в синквейне – это ваш герой; вторая строфа в синквейне – это слова-признаки, какой, какая или какие ваши герои; третья строфа – это слова-действия, что делает герой; четвёртая строфа - это предложение про героя из четырёх слов; пятая строфа – это ваше отношение к герою, настроение или ассоциация.

- Кто будет готов, поднимите сигнальную карточку.

- Алиса, кто изображён на твоей картинке? (Айболит) Это будет первое слово в твоём синквейне.

- А теперь придумай, какой он? Подбери два слова. (Добрый, ласковый)

- Что он делает? Подбери три слова. (Лечит, жалеет, любит)

- Составь предложение со словом «Айболит» из четырёх слов. Ты можешь использовать слова, которые подобрала раньше. (Айболит любит всех зверей).

- А теперь выскажи своё настроение или отношение к Айболиту одним словом. (Доброта)

- Что у тебя получилось? Какой синквейн? Проговори его.

(Опросить каждого ребёнка)

- Молодцы, ребята! А теперь подойдите все ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки. Потопали каблучками, закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».

- Ребята, где мы с вами побывали? (В сказке)

- Чем занимались? (Составляли синквейны, отгадывали загадки.)

- Ребята, про какого сказочного героя вам больше всего понравился синквейн? Кто его помнит? Проговорите.

- Давайте с вами составим общий синквейн со словом «сказки».

- Сказки какие? Подберите два слова. (Добрые, волшебные.)

- Что сказки делают? Подберите три слова. (Учат, рассказывают, радуют.)

- Составьте предложение со словом «Сказки» из четырёх слов. Используйте слова, которые подобрали. (Волшебные сказки учат нас доброте.)

- А теперь выскажите своё отношение к сказкам одним словом. (Радость.)

- Что у нас получилось?  (синквейн)

- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие. И ещё я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев.

Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов мнемотехники для детей средней группы «Настоящие друзья».

Формирование умения совершать добрые поступки.Задачи:Закрепить представление о таких нравственных качествах, как вежливость, доброта, сочувствие.Формировать умение детей рассказывать по мнемотаблицам....

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»»

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Чтение русской народной сказки «Кот, петух ...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии «геокешинг» в старшей логопедической группе на тему «В гости к лесным обитателям»

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка предназначен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие имеет проблемную ситуацию, и...