План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию с использованием тактильных дорожек для детей старшей группы Тема: «В гостях у весны»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Долгополова Вера Викторовна

Занятие по развитию речи с использованием тактильных дорожек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_vesny.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию  с использованием тактильных  дорожек  для детей старшей группы

Тема: «В гостях у весны» 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

     Задачи:

 Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Формировать умение составлять рассказ о весне, используя тактильные дощечки.
  • Совершенствовать синтаксическую сторону речи, умение составлять  простые распространенные  предложения.
  •  Активизировать словарный запас по теме «Весна»
  •   Продолжать формировать умение делить слова на слоги.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны.
  • Закрепить знания детей о перелётных птицах, закрепить обобщающее      понятие «перелётные птицы».
  • Развивать ассоциативное и образное мышление

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

  • Вызвать интерес детей к дидактическим играм и игровым ситуациям.
  • Формировать умение взаимодействовать со сверстниками вовремя образовательной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Способствовать развитию двигательной активности, координации       движений  и мелкой моторики рук.                                                                                                                                    
  • Создавать условия для сохранения  и укрепления физического и психического здоровья детей.

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»:

  • Развивать творческие способности.
  • Продолжать формировать умение создавать аппликацию.

 

    Методы и приемы:

     Практические:  ; пальчиковая гимнастика;  игра «Подбери дощечку»  

     Наглядные: показ картинок с изображением птиц, показ тактильных дощечек, демонстрация сюрпризного момента - коробки.

     Словесные: вопросы, беседа, чтение загадки.

     Материал и оборудование:  коробка с тактильными дощечками, записка от весны, карточки с изображением перелётных птиц,  клей,  картонная основа для аппликации, готовые формы для наклеивания.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Этюд «Сосулька», этюд «Снеговик», пальчиковая гимнастика «Подснежник».

Игровая

Игра  «Подбери дощечку»

Коммуникативная

Ситуативный разговор «Письмо от весны»,вопросы, отгадывание загадки, речевое упражнение «Подели слова на слоги», «Составь предложение о весне», «Придумай рассказ»

Художественно-эстетическая

Аппликация «Подснежник»

Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1

Организационный момент.

Встанем мы скорее в круг,

Ты - мой друг, и я твой друг!

В круг  мы дружный соберёмся,

И друг другу улыбнёмся!

Дети встают в круг и приветствуют друг друга.

Создано радостное эмоциональное настроение.

2

Постановка проблемы:

Сегодня утром я нашла вот эту коробку, а чтобы узнать, кто нам её прислал необходимо отгадать загадку.

Загадка:  Светает рано по утрам,                 Весь снег растаял тут и там.                        Ручей шумит, как водопад,                      Скворцы к скворечникам летят.             Звенят под крышами капели,            Медведь с еловой встал постели.                   Всех солнышко теплом ласкает,           Кто это время года знает?                      

Правильно, это весна!   Давайте посмотрим, что же весна прислала нам в коробке.   Воспитатель достаёт записку из коробки и читает: «Дорогие ребята, я очень рада тому, что, наконец – то пришло моё время хозяйничать в природе! Прошу вас  узнать обо мне побольше.  Для этого посылаю вам подсказки – тактильные дощечки. Они вам помогут. Жду от вас рассказ о весне. С уважением, ваша Весна!»

Дети  слушают и отгадывают загадку

Дети слушают текст письма

Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

3

  Весна - это волшебное время года, особенное. Весной все просыпается, все расцветает, обновляется.  А давайте, рассмотрим подаренные весной дощечки и поиграем в игру.

Игра «Подбери дощечку»

Воспитатель задаёт вопрос, затем просит ребёнка найти дощечку, которая бы соответствовала ответу

-Что весной высокое, голубое, чистое?

- Что весной лёгкое, белое, пушистое?

- Что весной бежит, журчит?

- Что весной капает, звенит?

- Что весной светит, греет, припекает?

- Кто весной к нам с юга прилетает? Да, верно, это – птицы.

Дети отвечают на вопросы и находят нужную  тактильную дощечку

Развито ассоциативное и образное мышление

4

А теперь давайте вспомним названия птиц, которые возвращаются к нам с юга, и поделим их  на слоги.

Упражнение «Подели слова на слоги» Воспитатель показывает карточки с изображениями перелётных птиц. Дети делят слова на слоги с помощью хлопков. Слова для игры:  ласточка, грач, скворец, цапля, жаворонок, иволга.

-Как можно назвать этих птиц всех вместе? (Перелётные птицы)

Дети делят слова на слоги с помощью хлопков в ладоши.

Сформировано

умение делить слова на слоги.

Закреплено обобщающее понятие «перелётные птицы».

5

 - Ребята, а вы можете назвать один из первых признаков  весны. С чего начинается весна? Солнце начинает светить ярко, и появляются сосульки.

Игра «Сосулька». Педагог читает загадку: «У нас под крышей

                 Белый гвоздь висит,

                 Солнце взойдёт –

                  Гвоздь упадёт».

Дети изображают сосульку, показывают, как она тает.

Игра Снеговик». Дети изображают снеговиков. По команде: «Наступила весна!» снеговики начинают таять.

 

Дети отвечают на вопросы

Дети стоят в кругу, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх и сцеплены в замок. На 3 – 4строчки стихотворения дети расслабляют плечи, роняют  руки вниз,  слегка, приседая.

Дети расслабляют тело и постепенно опускаются на ковёр

Активизирована мыслительная деятельность

Активизирована двигательная деятельность детей, развивается координация движений, снято мышечное напряжение.

6.

А теперь снова вернёмся к нашим дощечкам. Весна  в своём письме вас о чём-то попросила.  Кто помнит, о чем? Составить рассказ. Любой рассказ состоит из предложений.  Давайте сначала поучимся с помощью дощечек составлять предложения о весне.

Упражнение «Составь предложение о весне». Педагог предлагает детям при помощи тактильных дощечек составить предложения, которые бы начинались со слова «Весной…» Вот как много всего мы знаем о весне.

Ребёнок выбирает  дощечку на основе ассоциации  с признаком весны, составляет предложение о весне.

Совершенствовано умение составлять  простые распространенные  предложения

7.

Посмотрите, пожалуйста, вот на эту дощечку. Какая она? С каким весенним цветком её можно сравнить? (Подснежником)

Пальчиковая игра «Подснежник»

Спал цветок волшебным сном.

Был закрытым, но потом

Показался лепесток,

А за ним его дружок.

Вот и третий не проспал,

И четвертый не отстал.

Вот и пятый лепесток,

Вот раскрылся весь цветок

Дети трогают дощечку, делают вывод

Кулачок зажат.

Выпрямить большой палец,

Выпрямить указательный,

Выпрямить средний палец,

Выпрямить безымянный палец,

Выпрямить мизинец.

Ладонь в форме чашечки цветка.

Развита мелкая  моторика  рук.                                                                                                                                  

8.

Дидактическая игра «Придумай рассказ»

Воспитатель заранее отбирает несколько тактильных дощечек и предлагает всем вместе составить по ним рассказ о подснежнике. Педагог показывает дощечку, дети составляют предложение.

Дети составляют коллективный рассказ о подснежнике. Каждый ребёнок составляет по одному предложению.

Сформировано умение составлять рассказ о весне, используя тактильные дощечки.

9.

Художественное творчество. Предлагаю вам пройти за столы и создать с помощью аппликации  портрет подснежника

Дети создают аппликацию «Подснежник» из готовых форм

 Развиваются творческие способности.

   Сформировано умение создавать аппликацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по раннему валеологическому образованию для детей старшей группы Тема: «Кровеносная система»

Закрепить знания детей о строении кровеносной  системы.  Продолжать учить детей прислушиваться к себе, уметь определять свои ощущения и их причины, развивать навыки наблюдения. Развивать свя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию навыков сотрудничества для детей старшей группы. Тема: «Календарь ожиданий»

Цель:Формировать навыки сотрудничества детей старшего дошкольного возраста при выполнении продуктивной деятельности.Задачи:Учить детей объединяться в пары «по симпатии»;Научить распределять действия м...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию и безопасности в подготовительной группе Тема:"В гостях у Лесовичка"

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию и безопасностив подготовительной группе Тема:"В гостях у Лесовичка"...