Особенности воображения в дошкольном возрасте.
консультация

Именитова Татьяна Александровна

В психической жизни дощкольника вообрвжение играет исключительно важную роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_voobrazheniya_v_doshkolnom_vozraste.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воображения в дошкольном возрасте

В психической жизни дошкольника воображение играет исключительно важную роль. Воображение проявляется ярко и интенсивно, поэтому многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.

Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельной детали строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный ''отход от действительности'', создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность нового воображаемого мира ребёнком разные психологи объясняли по-разному.                

Исходной точкой развития ребёнка является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребёнок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребёнок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.

Воображение играет в жизни ребёнка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает более лёгкий ''уход'' от действительности. И, главное, дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный мир не отделены у них столь чёткой границей, как у взрослых. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у ребёнка самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением.  Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения. Повышенная эмоциональность – важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребёнка личную значимость  и начинают   жить  в его  сознании    как  совершенно   реальные.

Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании ив сочинении стишков. Здесь, так же как и в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или на возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом сами планируют своё произведение. Трех- четырех- летние дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Дети не слишком требовательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче, чем изображения. Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приёмами. Дети совершенно искренне включаются в литературные произведения и живут в воображаемом мире.

Главной линией развития воображения в возрасте от 3 до 5 лет является обособление мира фантазии от реальности. Ребёнок подчиняет свои фантастические построения определённым реалистическим закономерностям, изменяя их в соответствии с обстоятельствами, и относится к ним как чему-то отдельному от его собственных действий и желаний. С этим тесно связана возможность преднамеренного, произвольного воображения. Фантазии детей младшего дошкольного возраста, как правило, непроизвольны. Под влиянием своих чувств дети сочиняют свои сказки, стишки, подчас не зная, о чём будет произведение. К концу дошкольного возраста дети уже могут заранее планировать замысел и основную идею своего произведения и целенаправленно реализовывать их.

И так, воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов на основе аналитико-синтетической деятельности мозга. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребёнка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребёнок переживает воображаемые события  как реальные.    

Первой формой детского воображения являются игры со взрослым, включённые в воображаемую ситуацию, которые используются уже в раннем возрасте. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети дают предметам воображаемые функции, берут на себя  роли воображаемых персонажей) и творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия. К старшему дошкольному возрасту становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений.

Характерно, что в раннем и младшем дошкольном возрасте практически отсутствует планирование результатов воображения. Если ребёнка попросить заранее сказать, что он собирается рисовать или как будет играть, он не сможет ничего сказать, а если скажет, то его план может разрушить всю деятельность.

К 4-5 годам в процесс воображения включается планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует будущий шаг.

Следующий этап в развитии воображения дошкольника – возраст 6-7 лет. К этому времени ребёнок осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.

Познавательное воображение в этом возрасте не просто передаёт переработанные впечатления, а начинает искать приёмы этой передачи. Возможности выбора таких приёмов определяется овладением культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или рисунка. На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовать его, корректируя по ходу выполнения.

Особенно остро в настоящее время стоит вопрос о педагогике воображения дошкольника, то есть о тех формах работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает творческие способности детей. Практика задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, конструирование по замыслу, придумывание сюжетов игр и т. д.) может быть одной из таких форм. Опыт работы показывает, что при правильном педагогическом руководстве познавательные и аффективные тенденции воображения могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах детей.

С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики как своего, так и чужого персонажа.

Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. 3-4-летние дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изображения отдаленно напоминают что-то определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче, чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр.

Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами, дети искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемежается с реальностью.

На основании всего выше изложенного необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно,  а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Это влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы её изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воображения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Взрослым необходимо уделять достаточное внимание развитию воображения детей, создавать условия для активизации этой психической функции. В основе любого процесса творчества всегда лежит некая неп...

Особенности воображения в дошкольном возрасте.

В психической жизни дошкольника воображение играет исключительно важную роль....

Особенности воображения в дошкольном возрасте.

В психической жизни дошкольника воображение играет исключительно важную роль....

Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте. Рекомендации родителям.

В статье рассматриваются особенности развития вообраджения в дошкольном возрасте и предлагаются рекомендации родителям....