Ребенок поступает в детский сад: создание условий для успешной адаптации
методическая разработка

Лебедева Татьяна Александровна

Методические рекомендации по созданию в семье и ДОУ благоприятных условий для успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx54.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 31 комбинированного вида Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Ребенок поступает в детский сад:

создание условий для успешной адаптации

Методическая разработка

автор:

Лебедева Татьяна

Александровна,

 

воспитатель первой

квалификационной категории

Санкт-Петербург, 2022

Введение

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир, узнает много нового и учится строить отношения в разных сферах. Наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – семья и детский сад. Изначально ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи, именно родители играют ведущую роль в создании образа окружающего мира, который позволит малышу со временем найти свое место среди других людей.

Детский сад - это новый период в жизни ребенка. Там впервые малыш получает опыт взаимодействия с другими людьми, осваивает мир дошкольного учреждения: режим дня, отсутствие родителей, близких, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение.

Поступление в сад затрагивает все сферы жизни ребенка. Далеко не все дети переносят эти перемену легко. Малыш находится в состоянии психоэмоционального напряжения, физического стресса, которые могут привести к неврологическим реакциям: падает иммунитет, устойчивость к инфекциям, снижается психологическая устойчивость, ребенок быстро утомляется, плохо ест, спит, появляются негативные стороны в его поведении. Согласованные действия взрослых могут значительно сократить процесс адаптации ребенка к детскому саду и сделать его наименее болезненным.

Цель:

создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ, позволяющего всем участникам педагогического процесса способствовать комфортной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Задачи:

- создать условия для организации гармоничной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

- обозначить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры.

- привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.

 Семья и детский сад – два наиболее важных института социализации дошкольников. Их воспитательные функции различны, но для ребенка крайне важно гармоничное взаимодействие семьи и детского сада. Именно семья, семейные отношения создают основу для реализации дошкольных образовательных программ. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей и если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то труды педагогов в дошкольном учреждении могут оказаться напрасными. Особенно это актуально на первых этапах вхождения малыша в жизнь детского сада – в период адаптации.

Социальная адаптация – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Критериями успешной адаптации считаются:

  • внутренний  комфорт  (эмоциональная  удовлетворенность);
  • внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Обычно время приспособления ребенка условно разделяют на три периода: острый, подострый и период компенсации.

Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время часто тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим. Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того, чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Ребенок начитает часто и подолгу болеть Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему малышу, потому что сами   нуждаются   в   помощи и порой не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Взрослые оказываются втянутыми в экспериментирование, они пробуют по-разному влиять на ребенка. Требуется время, чтобы найти нужное решение. Родителям приходится  перестраивать привычный образ жизни, подстраиваться под режим работы детского сада. Для всех семей  острый период адаптации индивидуален.

В адаптации традиционно выделяют три вида:

  1. Легкая: когда ребенок уже к 20 дню пребывания в ДОУ нормально ест, у него нормализуется сон, он адекватно чувствует себя в коллективе. Может сохраняться утренний плач, но в целом настроение ребенка бодрое, заинтересованное. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок быстро отвлекается, его интересуют и другие взрослые. Интерес к окружающему при участии взрослого восстанавливается в течение двух недель. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Признаки невротических реакций отсутствуют.
  2. Средняя: нарушения в общем состоянии выражены ярче и длительнее. Сон восстанавливается через 20-40 дней, качество сна страдает. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение дня. Привычное поведение восстанавливается к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношения с близкими – эмоционально-возбужденное. Речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Появляются признаки невротических реакций. Ребенок может стать бледным, появляются тени под глазами, красные щечки, диатез в течение 1,5-2 недель.
  3. Тяжелая: длится от двух до шести месяцев, ребенок часто болеет, вследствие чего теряет уже имеющиеся навыки. Сон нарушается, малыш плохо засыпает, может плакать во сне и просыпаться со слезами. Аппетит снижается сильно и надолго вплоть до полного отказа от еды. Ребенок подолгу плачет. Ведет себя безучастно. Речью не пользуется или имеет место задержка в речевом развитии. Игра кратковременная.

После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он  возвращает себе утерянные в острый период достижения. Это подострый период. Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей, и для воспитателей — период компенсации. Темп  развития малыша ускоряется. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Малыш демонстрирует новые знания и умения. Ему нравится ходить в сад.

Факторы, оказывающие влияние на адаптацию

Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9-10 месяцев до 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, и возможности их перестройки еще нет.  После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет процесс адаптации проходит легче по сравнению с младшими.    

Привыкание к новым условиям зависит также от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети бурно реагируют на первые посещения детского сада: громко плачут, отказываются от пищи, не играют, протестуют, но проходит несколько дней, ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит и сон, он охотно общается с детьми и воспитателями. Такое протекание адаптации, в целом, нормативно и свидетельствует о том, что малыш привык к коллективу. Другие дети внешне ведут себя спокойно, они послушны, но это не является свидетельством их благополучия: садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут игрушку, но не играют с ней. Когда за ребенком приходят родители, он с плачем бросается к ним. Во время наблюдения за таким ребенком можно отметить, что он насторожен, даже испуган. Внутреннюю напряженность можно отметить по скупым жестам, малой речевой активности, безынициативности. Воспитатель отзывается о нем: «нормально», «не мешает». Именно на «незаметных» детей должно быть в первую очередь обращено внимание, потому что подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и даже привести к заболеванию.

На характер адаптации оказывает влияние и то, насколько меняются условия жизни ребенка: режим дня, характер питания, температура помещения. С целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения этих условий родителям еще до поступления ребенка в группу рассказывают о режиме дня детей данного возраста, о температуре в групповых и спальных комнатах, характере питания, рекомендуют начать придерживаться таких же условий дома. Также необходимо объяснить, какие навыки самообслуживания и общения у ребенка могут быть сформированы по возрасту. Отсутствие  этих умений и навыков может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в немедленной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Поэтому для малыша нужно создать такие условия, в которых его самостоятельность и автономность могут развиваться. Например, следует предусмотреть, чтобы предметы одежды имели удобные застежки, обувь можно было надеть без особых усилий, носовой платок был доступен ребенку и т. д.

Наблюдения показывают, что в младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются с новыми социальными условиями, чем девочки. Они более уязвимы в плане социальной адаптации, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки. Хуже всех себя чувствуют в дошкольных учреждениях мальчики и девочки с флегматическим темпераментом. Гораздо легче протекает процесс адаптации при холерическом темпераменте. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Так что детский сад не должен допускать ошибок родителей, постоянно подстегивая небыстрых детей и не давая им побыть самими собой.

Основные направления деятельности взрослых

Чтобы обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка от семьи к режиму ДОУ, четкая профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, благополучный микроклимат в группе, дающий малышу защиту и эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь. В то же время привыкание малыша к новым для него условиям в период адаптации во многом зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду и их поддержки на протяжении всего времени привыкания.

Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ

(Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина)

В семье

В дошкольном образовательном учреждении

Создавать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся. Ласково и нежно разговаривать с ним, осуществляя тактильный контакт (обнимать, гладить по голове и т.п.)

Выяснить, каким ласковым именем называли ребенка дома, и так же называть его в детском саду

Отзываться на потребность ребенка в общении, а в случае необходимости, доброжелательно мотивировать свой отказ («Извини, я сейчас не могу этого сделать, потому что должна закончить приготовление обеда»)

Внимательно и уважительно относиться к каждому ребенку, его потребностям, интересам, переживаниям; поддерживать инициативу в общении

Заинтересованно, с вниманием и уважением относиться к вопросам, которые задает ребенок, его просьбам и жалобам. Уметь успокоить, помочь отыскать какие-то иные источники утешения

Проявлять заботу и оказывать помощь

Никогда не говорить ребенку, что его не любят. Научиться доказывать малышу, что его плохой поступок никак не влияет на отношение к нему. Не оставлять его одного даже в критических ситуациях, когда поступок ребенка требует серьезного осуждения. (Договоритесь с родными и близкими о том, кто будет в семье «защитником» и даже в трудных жизненных ситуациях найдет слова утешения для малыша.) Не накапливать в ребенке отрицательные эмоциональные впечатления, груз безотчетных, неосознанных обид (лучше регулярно обсуждать «критические» ситуации: кто был не прав и почему)

Понимать самоценность каждого ребенка, его неповторимость в этом мире. Рассердившись на малыша, никогда не говорить ему, что его больше не любят. Даже в трудные минуты общения не допускать безапелляционного тона, атмосферы казарменной дисциплины в группе

Признавать право ребенка на некоторую неумелость. Обсуждать вместе с ним забавные истории, которые происходили раньше, а теперь вызывают улыбку

Не критиковать результаты деятельности, но в игровой или шутливой форме высказывать замечания и помогать добиваться результата

Категорически запрещать детям бить и обижать других ребят, животных, уничтожать насекомых, бездумно рвать траву, ломать деревья и кустарники

Не допускать бездумного и жестокого отношения детей к другим ребятам, животным и растениям

Отмечать и поддерживать любые успехи детей, их стремление научиться делать что-то, помогать оценивать достигнутые результаты

Помогать детям осознавать свои даже самые незначительные достижений и открыто выражать радость по этому поводу. Чаще рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в игре, во взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике, музыке и т.п.

Никогда не выдавать детских тайн, не подшучивать над ними, в присутствии ребенка не обсуждать с педагогами и другими взрослыми и детьми его поведение

Обсуждать с родителями личные качества малыша и особенности поведения только при его отсутствии

Уважать интересы и привязанности детей. По мере возможности предоставлять им право выбора

Уважать вкусы, привычки детей и их родных и близких. С пониманием и уважением относиться к религиозным проявлениям

Рекомендации по взаимодействию педагога с детьми

в адаптационный период

Вводите новое постепенно.

Ребенку потребуется время для того, чтобы привыкнуть к новым условиям. Поэтому в первые дни время пребывания  ребенка в группе должно быть минимальным. Для некоторых детей оптимальным будет поначалу приходить только на прогулку. Утром кормить ребенка лучше дома, спать ребенка можно оставлять не раньше второй недели посещения. Постепенно следует знакомить малыша с правилами поведения и взаимодействия в группе.

Создавайте положительную установку на предстоящие режимные процессы.

На первых порах количество требований должно быть минимальным, не нужно заставлять ребенка делать что-либо против его воли. Ищите компромиссные варианты. Сопровождайте умывание, кормление, одевание стихами, потешками, играми, используйте «живую» игрушку. Предупреждайте малыша о возможных трудностях: «Я знаю, что ты не любишь спать днем, но в детском саду все детки днем спят. Ты можешь просто полежать с закрытыми глазами».

Рассказывайте сказки, пойте колыбельные перед сном.

Перед сном читайте детям сказки, пойте колыбельные, используйте аудиоподборку классики и колыбельных. Станьте доброй феей, которая поет колыбельную, а потом дотрагивается «волшебной палочкой» до каждого ребенка, и он засыпает. Можно вырезать из цветной бумаги разные предметы: игрушки, цветы, различных животных, принцесс и т.д. Приготовьте также разноцветные воздушные шарики. И пусть каждый ребенок перед сном выберет картинку и шарик для себя и положит рядом со своей кроватью, чтобы желанный сон прилетел к нему на воздушном шарике. Кроме того, дети могут брать с собой  в кровать мягкую игрушку, специально принесенную из дома.

Используйте игровые методы взаимодействия с ребенком.

В игре ребенку легче устанавливать связь с миром, социализация при этом протекает легче и успешнее. Кроме того, игра позволяет ребенку открыто выразить свои эмоции, принять на себя любую роль и проиграть различные способы поведения.

Игры, облегчающие адаптацию и вхождение ребенка в новый коллектив

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем:

«А меня зовут ...»

Каждый ребенок, стоя в кругу, обращается (поочередно) к своему соседу справа, передает ему цветок или мяч, называет свое имя.

«Луна»

Дети сидят по кругу на ковре. Ребенок, который сидит справа от воспитателя, говорит свое имя и хлопает в ладоши так: «Ма-ри-на», а дети всей группы повторяют за ним это имя, как эхо. Суть игры заключается в многократном повторении имени каждого ребенка, что способствует точному запоминанию его всеми детьми.

 

«Давай познакомимся!»

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (надувной), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названый ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, т.к. дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не знает.

 «Раздувайся пузырь!»

Дети с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми:

 «Иди ко мне»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребенка) пришел!»

«Игра с собачкой»

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест»«лает», и говорит ребенку «спасибо».

«Выдувание мыльных пузырей»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми)

Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красива).

 «Поезд»

Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего ребенка. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом, замедляя ход, объявляет: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Отгадай, кто тебя позвал»

Играют по двое детей, третий ребенок - ведущий. Дети, каждый по очереди, называют ведущего по имени. Задача ведущего, который стоит к ним спиной - отгадать, кто его позвал.

Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком:

«Солнышко и дождик».

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены игровой комнаты, и смотрят  в «окошко» (в отверстие спинки стула).

Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять».

Дети бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя: «Дождик! Скорее домой!» бегут на свое место и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

«Найди игрушку»

Ведущий (сначала воспитатель, потом дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например: «Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке». Затем – сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Наташиной кровати». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала («Собиралась на прогулку», «спала» и т.д.). Можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду»), через ее действия («Лежит  тихо, закрыв глаза») и т.д. Освоив группу, можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его работниками. Начинать лучше с экскурсии по саду (целесообразнее организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т.д.), знакомиться с людьми, работающими там.

«Чьи это вещи?»

Для игры необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник – медсестра, половник – повар, стиральный порошок – прачка, гармошка – музыкальный работник и т.д.). Воспитатель говорит ребятам, что к ним в группу приходили разные люди, и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться. Дети должны не просто назвать профессию, но со временем и назвать имя хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра». Когда все вещи будут опознаны, можно их раздавать детям (или вещь берет тот, кто правильно назвал ее хозяина). Детям предлагается исполнить роль: медсестра измерит детям температуру, прачка – постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т.д.

«Собирание «сокровищ»

На прогулке воспитатель собирает вместе с детьми «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья) и складывают их в корзину. Выясняет какие «сокровища» вызывают у детей наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

Рекомендации для родителей

 Для того, чтобы процесс адаптации прошел наиболее успешно, начните готовить ребенка заранее.

  • Зачастую сам родитель морально и психологически не готов к тому, чтобы отдать своего ребенка в детский сад. Постарайтесь преодолеть собственные сомнения и страхи, связанные с посещением ребенком детского сада. Обратитесь за консультацией к психологу ДОУ.
  • Избегайте обсуждения при ребенку своих тревог, связанных с детским садом.
  • Познакомьтесь с воспитателями  заранее.  Расскажите им об особенностях своего ребенка, задайте все волнующие Вас вопросы. Не спешите, придите несколько раз.
  • Обсуждайте с ребенком, комментируйте увиденное. Это процесс длительный и может занять пару недель.
  • При возможности, гуляйте на территории или радом с территорией детского сада.
  • Играйте с малышом в «садик».
  • Перейдите на режим жизни детского сада (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи и пр.).
  • Общайтесь с другими детьми и людьми (например, на детской площадке). Постарайтесь научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей и т.п.).
  • Попробуйте оставлять ребенка с другими взрослыми - без родителей.
  • Развивайте самостоятельность (одеваться, пользоваться туалетом, кушать). Ребенку не придется тратить силы на то, чтобы учиться этому в непривычных условиях.
  • Приобретите удобную сезонную (и сменную) одежду и обувь. Главный принцип - чем проще, тем лучше. Обувь лучше выбирать на липучках, шапка-шлем, комбинезон.
  • Познакомьтесь с меню детского сада, если ребенок видит на тарелке привычную еду – он не будет голодным весь долгий день. Ведь еда и питье – залог более уравновешенного состояния.
  • Приводите и забирайте ребенка своевременно.
  • Спланируйте свое время так, чтобы в первое время не оставлять ребенка в саду на целый день.

Приложение 1

АНКЕТА для родителей

«Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?»*

 

ФИО ребенка _________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________

Сколько полных лет____________________________________________________

  1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

Неустойчивое — 2 балла

Подавленное — 1 балл

2.  Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 балла

 Долго не засыпает — 2 балла

 Неспокойно — 1 балл

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да — 1 балл

Нет — 3 балла

  1. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч — 3 балла

1 ч — 1 балл

5.Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший — 4 балла

Избирательный — 3 балла

Неустойчивый — 2 балла

Плохой — 1 балл

6.Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно — 3 балла

Отрицательно — 1 балл

7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да — 3 балла

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет и ходит мокрый — 1 балл

8.Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) — 1 балл

Нет — 3 балла

9.Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дом и в новой обстановке?

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

   

10.Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да — 3 балла        

Иногда — 2 балла        

Нет — 1 балл

11. Как Ваш ребенок играет?

         

Умеет играть самостоятельно — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Не играет сам — 1 балл

 

12.Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть – 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко — 3 балла

Тяжело — 1 балл

Не было

17.Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть — 1 балл

Нет — 3 балла.

Прогноз адаптации: 

Ребенок готов к поступлению в ДОУ — 55—40 баллов;

условно готов — 39—24 балла;

 не готов — 23—16 баллов.

* (разработана психологической службой ГОУ – ЦРР д/с №183 Москвы)

Приложение 2

Тест "Какой вы родитель"

 

Уважаемые мамы и папы! Мы предлагаем Вам тест, который поможет ответить на вопрос: «какой вы родитель?». Ответьте: какие из выражений вы чаще употребляете при общении с детьми:

№ п/п

Вопросы и фразы

Баллы

1

Сколько раз тебе повторять!

2

2

Посоветуй мне, пожалуйста!

1

3

Не знаю, что бы я без тебя делал(а)!

1

4

И в кого ты такой уродился!

2

5

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6

Ну на кого ты похож(а)!

2

7

Я в твои годы…!

2

8

Ты моя опора и помощник (ца)!

1

9

Ну что за друзья у тебя!

2

10

О чем ты только думаешь!

2

11

Какая(ой) ты у меня умница!

1

12

А ты как считаешь, сынок (доченька)?

1

13

У всех дети, как дети, а ты!

2

14

Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и сверьте с ключом:

5-7 баллов - Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 – свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим уже сейчас.

Приложение 3

Памятка для родителей

  • Утром, когда детей приводят в сад, помогите воспитателю поприветствовать ребенка, поинтересуйтесь, как другие малыши провели утро перед садиком. Ваш малыш будет учиться вести себя доброжелательно, быть приветливым и внимательным к другим людям.
  • Если у вас есть немного времени, не спешите уходить, побудьте в группе. Вы станете участником нашего дня, нашим желанным гостем.
  • Понаблюдайте за игрой детей. Вы лучше поймете, какие потребности испытывают дети этого возраста.
  • Читайте материалы на информационных стендах. Там вы найдете много интересной и полезной информации по проблемам воспитания и развития детей, узнаете о наших перспективных планах, достижениях Вашего ребенка и других ребят.
  • Поделитесь своими идеями об организации жизни детей в дошкольном учреждении. Мы рады сотрудничать с Вами.
  • Задавайте вопросы по интересующим Вас темам. Мы вместе найдем решение!

Литература:

  1. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006.
  2. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. М., 2006г.
  3. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду/Л.В.Чернецкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»

Важным событием в системе дошкольного образования стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду

Как создать комфортные условия для успешной адаптпции к детскому саду....

Доклад «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога в создании условий для успешной адаптации воспитанников в детском саду»

Первый опыт ребенка в коллективном общении со сверстниками и взрослыми людьми происходит при поступлении его в детский сад. Новый период в жизни малыша сопряжен с тяжелыми переживаниями, изменениями п...

Презентация к докладу «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога в создании условий для успешной адаптации воспитанников в детском саду»

Первый опыт ребенка в коллективном общении со сверстниками и взрослыми людьми происходит при поступлении его в детский сад. Новый период в жизни малыша сопряжен с тяжелыми переживаниями, изменениями п...