Советы психолога
материал

Долбиева Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми.

Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

Главный совет – любовь и доверие

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

Совет №1

Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

Совет №2

Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

Совет №3

Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

Реклама 07

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
  • В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.

Совет №4

Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
  • Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.

Совет №5

  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Совет №6

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор  – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Похвала ребенка – как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.



Предварительный просмотр:

                            Что делать когда неизбежна ссора?

Очень часто на улице, на детской площадке и возле песочниц можно услышать одни и те же фразы мам: «Миша, дай Пете покатать машинку! Что ты жадничаешь?» Реакция ребенка в этих случаях, как правило, совершенно предсказуемая — малыш дуется на маму, которая его не защитила и не поняла, и обижен на ребенка, который забрал у него любимую игрушку.

 Не ругайте и порицайте своего ребенка прилюдно. Тем самым вы только унижаете собственного малыша, обижаете и предаете его. Будет лучше, если вы отведете ребенка в сторону и спокойно, миролюбиво поговорите с ним.

Совершенно не обязательно добиваться того, чтобы ваш ребенок предоставил возможность другому ребенку «завладеть» игрушками вашего малыша. Но в этом случае снова отведите ребенка в сторону, уточните у него мотивы его отказа и попросите, чтобы ваш малыш объяснил своему другу по песочнице причины отказа. (Например, это его любимая игрушка, которую он не дает никому, а вот другой можно спокойно поиграть)

На всякий случай можно взять с собой про запас еще несколько других игр и игрушек, которыми можно дать поиграть подошедшему ребенку или которыми можно увлечь вашего малыша, если он не на шутку расстроился от того, что его игрушки разобрали другие дети.

Каждая мама сможет найти свой подход и метод общения с собственным малышом. Главная же задача — это дать понять ребенку, что в любой спорной ситуации существует, как минимум, два варианта ее решения. Удачи вам и живите в гармонии со своими детьми!



Предварительный просмотр:

                                                                  Я НЕ УМЕЮ...

Каждый новый навык отдаляет ребенка от родителей.Поначалу такая самостоятельность в радость, но праздничные достижения быстро превращаются в будничные обязанности. Понятно, что многим детям хочется опять стать маленькими, спрятаться за множеством «я не умею». И единственное, что тут можно сделать, -это постоянно напоминать, успокаивать, убеждать, что родительские любовь и забота никуда не денутся.

                                                   ЧТО ДЕЛАТЬ?

 1. “Давай подумаем, где этому можно научиться?» В Интернете посмотреть, спросить у кого-то, в библиотеку за книжкой сходить.

2. «Хочешь расскажу, как я этому научилась? Ребенок часто чувствует себя неумейкой среди всемогущих взрослых, и хорошо ему показать, что не всегда так было и не всегда так будет.            

3. «Может быть, есть способ обойтись тем, что умеешь?» Не получается нарисовать барашка — рисуй барашка в коробке. Это даст уверенность в своих силах, и когда-нибудь барашек выглянет из коробки.

4. «Попробуем это сделать вместе?» Часто за словами о неумении стоит нежелание ребенка оставаться наедине с трудным или скучным делом.

5. «Давай я покажу тебе хитрый способ». Понятно, что ребенку хочется не учиться чему-то, а уже уметь это делать. И иногда есть способ научиться быстро.            

6. «Хочешь научиться или хочешь, что бы кто-то сделал вместе тебя?» Скорее всего, сначало ребенок выберет второй вариант, но рано или поздно дойдет дело и до первого.

7. «Давай разберем это большое дело на маленькие и выяснить, с какими кусочками ты сможешь справиться, а с какими нужно тебе помочь».

8. «Ничего страшного, зато у тебя хорошо получается...(список успехов)». Ведь и правда, если подумать — какое колоссальное число сложнейших навыков ребенок освоил за последние несколько лет!

9. «Как думаеш, придется этому когда-нибудь учиться или можно обойтись?» Не нужно  рассказывать о необходимости некоторых навыков, пусть ребенок сам разберется.          



Предварительный просмотр:

Должен ли ребёнок делиться игрушками?

Почему-то родители считают, что ребенок должен делиться своими игрушками, не жадничать. Вроде бы это правильно, но рассмотрим этот вопрос глубже. Мамы восхищенно говорят, например, о дочери: «Она никогда не жадничает». Или: «Ты ведь хороший мальчик, а хорошие мальчики не жадничают». А представьте, если я, ваша подруга или кто-то другой, попросят ваш телефон (машину, квартиру, платья и пр. ) на неделю, месяц или даже всего на один день, вы тоже не пожадничаете? Вы тоже скажете себе: я же хорошая девочка/мальчик, я не жадная, поэтому дам все, что попросят?

Да, машина, телефон и даже платья это не одно и тоже, что и детские игрушки. Но только для нас, взрослых, а для ребенка его игрушка представляет огромную ценность. Она его и он имеет право полностью единолично ею обладать и никому не давать столько, сколько угодно. На игрушках он учится защищать свою собственность, свои границы, свое право на свое мнение, учится говорить нет и отказывать тогда, когда считает нужным. Это очень важный навык во взрослой жизни. Для нас, взрослых, игрушки – мелочь, мы не видим ничего плохого в том, чтобы ими делиться, а для ребенка это важная часть его жизни, не менее важная, как для вас телефон или телевизор.

К сожалению, взрослые, которые так и не научились сами отстаивать экологично свои права, называют это детской жадностью.

Учите ребенка защищать свои вещи, игрушки, свое желание что-то делать или не делать для других. Объясните дочери или сыну, что нормально, что ее/его не пускают на горку или отказывают чем-то поиграть. Объясните, что другие люди могут отказать, не согласиться, не дать и это нормально. И он тоже может так сделать, не боясь при этом быть отвергнутым, брошенным, нелюбимым и ненужным. Его могут любить и дружить с ним просто так. Ему не нужно для этого всегда что-то давать, делиться игрушками. То есть чем-то расплачиваться. Он ценен сам по себе. Он может отказать. Сказать нет. Его будут уважать и ценить все равно. Кто-то может уйти и это его право. И он сам может уйти и перестать с кем-то дружить, не боясь остаться одному. Это называется уверенностью в себе и хорошей самооценкой.

А когда ребенок со слезами на глазах придет к вам и скажет, что ее подружка или его друг не дал игрушку, не хочет прощать за что-то, скажите: «Понимаю тебя, тебе обидно, неприятно, ты расстроился, из-за того, что... , ты почувствовал, что с тобой обошлись несправедливо, ты боишься, что он/она перестанет с тобой дружить». Часто просто озвучивания чувств ребенка бывает достаточно, чтобы он успокоился, разобрался в себе, получил от вас поддержку, утешение и расслабился. А потом спросите: «Что будет, если он/она перестанет с тобой дружить? ». В ответ вы услышите его страхи и тревоги. После этого скажите то, что я описала абзацем выше.

Далеко не всегда нужно разбираться с другими детьми-обидчиками и их родителями, не надо отстраняться от них, отдайте им ответственность и возможность постоять за себя самим, ведь впереди школа и там вы не будете выгонять из класса всех обидевших одноклассников. Кидая злостные взгляды на других детей, забирая ребенка из песочницы, говоря: "Не дружи с ней", вы не решаете проблему, а даете ребенку понять, что ему все должны. А когда он в будущем будет сталкиваться со «взрослыми» проблемами в личной жизни, в учебе, работе, в коммуникациях с людьми, ему будет еще больнее, ведь он будет считать, что если ему в чем-то отказали, значит с ним что-то не так, а он сам будет заслуживать любовь, дружбу и просто бесконфликтное общение жертвуя собой, своими потребностями, стараясь быть удобным для всех, боясь быть непонятым и нелюбимым.

Таким образом, мы навешиваем на детей ярлыки «хороших девочек» и «хороших мальчиков». Потом эти хорошие девочки, например, боятся отказать мужчине в близости, боясь почувствовать себя отвергнутой, или становятся жертвами в отношениях; хорошему мальчику будет трудно отказать ровесникам в сигарете или алкоголе, будет всем угождать, бояться отказать друзьям в ущерб семье.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок всегда уступал, даже в ущерб себе, не мог в чем-то отказать, без чувства вины, пренебрегая собственными интересами и жертвуя собой? Если нет, то дайте ему возможность отстаивать то, что принадлежит ему. Потому что на игрушках он репетирует свою будущую взрослую жизнь.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей дошкольников от психолога

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

Самая важная задача взрослых, воспитывающих детей, — не только сохранить их физическое и психическое здоровье, но и научиться правильно общаться с ними. Проблемы «трудных» детей вполне разрешимы, если общение основано на понимании ребёнка, его нужд и потребностей, на знании закономерностей развития его личности.

Памятка для родителей дошкольников от психолога

Что же нужно делать родителям, как правильно вести себя?

1. Активно слушайте ребёнка. «Возвращайте» ему в беседе то, что он сам поведал, при этом обозначив его чувство. Это путь установления лучшего контакта с ним, способ показать, что вы безусловно его принимаете, со всеми его отказами, бедами, переживаниями.

2. Старайтесь, чтобы ребенок самостоятельно справлялся в ситуациях, когда ваша помощь будет излишней. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам; по мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте ему их.

3. Недопустимо негативно оценивать деятельность ребёнка. В этом случае ребёнок теряет побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность. Это блокирует его развитие и формирует комплекс неполноценности.

4. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращённого к ребёнку. Дети реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на его эмоциональную окраску, в которой закладывается отношение к ребёнку.

5. Недопустимо сравнивать ребёнка, его дела и поступки с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются психотравмирующими и формируют негативизм, эгоизм и зависть.

6. В отношениях к ребёнку недопустим резкий переход от только положительных оценок к отрицательным, от наказующего тона к ласковому.

ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ,

НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ

  1. Расширяйте сферу информированности ребенка об окружающем мире, чаще разговаривайте с ним, читайте ему книги, посещайте культурные мероприятия. Ограничьте просмотр мультфильмов и компьютерных игр в пользу хороших книг, музыки, стихов, живописи. Ребенок будет учиться улавливать нюансы, полутона, постигать чувство меры. С помощью искусства взрослые могут помочь активизировать и раскрыть то, что, возможно, есть в ребенке, его скрытые таланты и способности.
  2. Развивайте словарный запас ребенка; в общении раскрывайте смысл слова, объясняйте функцию предмета, учите ребенка выражать свои мысли. Можно предложить поиграть в игру-загадку «Что за предмет?». Не называя предмет, нужно рассказать ребенку, с какой целью он может быть использован, как он выглядит. Когда ребенок отгадает предмет, меняйтесь ролями. В этом случае также активизируется мозг ребенка. Он подыскивает новые слова, эпитеты, определения, глаголы. Меняться ролями нужно еще и для того, чтобы игра не наскучила ребенку.
  3. Постепенно знакомьте ребенка с числами. Для этих целей хороши кубики с цифрами, математическое лото, домино.
  4. Также необходимо развивать ассоциативную, образную и тактильную память, рассматривая вместе с ребенком иллюстрации, запоминая тактильные ощущения от разных предметов, прослушивая разные звуки и мелодии.
  5. Важнейший психический процесс и фон, на котором протекает развитие всех психических процессов – внимание. Если у ребенка недостаточный объем внимания или слабая переключаемость, если он не может сконцентрироваться или правильно распределить свое внимание, страдать будет вся интеллектуальная сфера. Для развития внимания полезно учить ребенка подмечать перемены, происходящие в природе, на улице, возле дома или детского сада. Можно предложить ребенку игру «Прятки с игрушками». Перед ребенком выкладываются игрушки или картинки, затем он закрывает глаза, а в это время взрослый прячет какую-либо игрушку, добавляет новую или меняет игрушки местами. Когда ребенок откроет глаза, ему нужно назвать, что изменилось.
  6. Развивайте логическое мышление ребенка. Для этого можно использовать разнообразные конструкторы и головоломки. Способность классифицировать и обобщать хорошо развивает игра «Четвертый - лишний». Что лишнее в ряду предметов, будет зависеть от признака, на основе которого вы будете обобщать. Интенсивность развития мышления состоит в последовательности и постепенном усложнении задачи. Чтобы ребенку понравился какой-либо вид деятельности, необходимо, чтобы возникла ситуация успеха. А успех возможен, если у ребенка получилось то или иное задание. Значит, сначала ему следует предлагать более легкий материал, затем, спустя какое-то время, более сложный.
  7. Развитие мелкой ручной моторики, тонких движений пальцев рук напрямую связано с речью. Центр мозга, отвечающий за двигательную активность пальцев рук, непосредственно связан с центром, отвечающим за артикуляционный аппарат. Кроме того, доказано, что чем лучше человек владеет руками, и в частности пальцами, тем он менее тревожен и более самодостаточен. Поэтому предлагайте ребенку занятия по лепке из пластилина, пособия со шнуровкой.

Чтобы понять, хорошо ли ваш ребенок усвоил полученные знания, спрашивайте его о том, как надо поступить в той или иной ситуации.

На развитие и формирование личности ребенка влияет, прежде всего, его семья. Ее жизненный уклад, приоритеты и ценности усваиваются ребенком с раннего детства. Поэтому очень важно, чтобы родители дошкольников понимали: их действия и поведение значат намного больше, чем усилия педагогов. Чем младше ребенок, тем ответственнее должна быть роль взрослого во взаимодействии с ним.



Предварительный просмотр:

               Как родителям реагировать на детскую истерику в магазине

Каждому, наверное, приходилось видеть у прилавка кричащего и топающего ногами ребенка, а рядом растерянных нервных родителей. Детские капризы – это способ ребенка манипулировать окружающими, в частности, родителями. В случае, если вы не даете сыну или дочери желаемого, каприз может перерасти в истерику. Истерика возникает, когда ребенок перестает контролировать эмоции и практически не реагирует на окружающих.  

В случае с магазином игрушек это обычно каприз, даже если эмоции выражаются громко и красноречиво. Если вас хоть раз таким способом «взяли», это повторится, как работающий прием. С первого раза покажите, что таким способом от вас капризуля ничего не добьется. Обычно после нескольких неудачных попыток юные вымогатели усваивают, что все безрезультатно и больше так себя не ведут.

Если вы не планируете покупку, лучше не заходите с детьми в магазин игрушек. Если же малыша что-то привлекло, постарайтесь, если позволяет ситуация, «не услышать», или  отвлечь внимание ребенка чем-то другим, не менее интересным для него, например, напомните о любимом мультике. Лучше всего сделать это, задав искренний вопрос, например: «А напомни-ка мне, как звали кота из мультика про Шрека?»

Как поступить, если ребенок столь настойчиво требует игрушку? Нельзя кричать на ребенка и бить его. Это значит, что вы не контролируете себя: ответ истерикой на истерику. Нельзя оставлять ребенка одного. Мнимая истерика может перерасти в настоящую, что может иметь глубокие последствия.

Уговоры обычно не срабатывают. Попробуйте прошептать на ушко те слова, которые действуют, когда ребенок непослушен. Если малыш по-прежнему кричит, соберитесь внутренне, отойдите на несколько шагов в сторону, и молча, со спокойно-выжидающим выражением лица наблюдайте за поведением ребенка. Не показывайте ему, что вы растеряны. Вы ведь взрослый. Вы сильнее. Выдержите взгляды окружающих и их реплики – вряд ли они будут единого мнения.

Иногда отцу или матери удается взять ребенка на руки и молча унести. Пока вы уходите, ребенок может продолжать кричать, пытаться вырваться. Но если ребенок не страдает психическим заболеванием, он через минуту-две сам успокоится. Любые попытки воздействовать силой, скорее всего,  усугубят ситуацию.

Истерика у ребенка может стать следствием ранее пережитого стресса, а может он просто не выспался или устал. Если, вопреки вашим усилиям, истерики не прекращаются, стоит проконсультироваться у педиатра и детского психолога.



Предварительный просмотр:

                                            Памятка

«Возрастные особенности психического развития детей

от двух до трех лет»

· На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

· Продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать  названия окружающих предметов, учатся выполнять  простые словесные просьбы взрослых.

· Количество понимаемых слов значительно возрастает. Ребенок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

· Интенсивно развивается активная  речь детей. К 3 годам дети пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу 3 года жизни речь становится средством общения  ребенка со сверстниками.

·Формируются новые виды  деятельности: игра, рисование,  конструирование. Главное в игре – действия с игровыми предметами, приближенными к реальности, в середине 3 года жизни появляются действия с  предметами – заместителями.

·Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.  Типичным является изображение человека  в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

·Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: выбрать 2-3 предмета по цвету, форме, величине; различать мелодии, петь.

·Совершенствуется фонематический слух. Дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

·Основная форма мышления – наглядно-действенная. Ребенок реально действует с предметами.

·Для детей характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако  начинает складываться и произвольность  поведения. У детей появляется чувство гордости и стыда. Ребенок осознает себя как отдельного человека, формируется образ Я.     
 

                                     10 правил воспитания ребёнка.

         1. Люби  своего ребенка! Принимай его таким, каков он есть, не     оскорбляй, не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, дай ему повод любить тебя.

  1. Предоставляй ребёнку  возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!
  2. Жди от ребёнка таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом!
  3. Приучай ребенка быть послушным! Родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим.
  4. Покажи ребёнку возможности и пределы человеческой свободы! Нужно показать, что любой человек должен признавать  и соблюдать известные пределы в своих поступках в семье, в коллективе и в обществе.
  5. Позволь ребёнку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно! Дай ему возможность накопить собственный опыт. Чрезмерно оберегаемый ребёнок нередко становится социальным инвалидом.
  6. Трудись со своим ребёнком! Помогай  ему, когда он пытается принять участие в работе. Приучай участвовать во всех работах по хозяйству.
  7. Играй со своим ребенком!  Уделяй ему время. Играй так, как ему нравится, игры его принимай всерьез.
  8. Будь добрым примером для своего ребёнка! Ребенок должен жить в такой семье, где бытуют честность, скромность, гармония, где семья дружна, где уважают и любят стариков.
  9. Охраняй своего ребенка! Защищай его от физических и душевных опасностей, жертвуя собственными интересами и рискуя собственной жизнью. 

 



Предварительный просмотр:

«Формирование привычек жизни  здоровому образу  у дошкольников»  

                                                       Высаживая цветы, приглашаешь бабочек,

                                                     Высаживая сосны, приглашаешь ветер,

                                                    Высаживая ивы, приглашаешь цикад.

                                                    Восточная мудрость.

                            А что же мы «высадили» в наш поток жизни?

         Конечно же, каждый может назвать примеры из своей сферы деятельности. Но главное, безусловно, что мы «высадили» и растим - это наши дети. Ведь дети - это наше будущее, будущее всей страны. Поэтому, здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди и есть крупные промышленные предприятия. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья как взрослых, так и детей. Всё больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. А это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем.

Причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:

 - падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка России,

 - ухудшение состояние здоровья матери,

 - стрессы,

 - дефицит двигательной активности,

 - недостаточная квалификация воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности,

 - массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей,

 - частичное разрушение служб врачебного контроля в ДОУ,

 - неполноценное питание,

 - перегрузки.

         В сложившейся ситуации лозунг “Сохраним здоровье детей” несколько устарел. Коль здоровье – богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. Именно поэтому, в настоящее время  мы – педагоги (равно как врачи и другие специалисты) стараемся уделять этому вопросу больше внимания, привлечь вас – родителей (непосредственных воспитателей своих детей) к этой насущной проблеме. Ведь успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении их двигательной активности можно добиться только при единстве системы  воспитания в детском саду и семье. Часто недостаточная физическая культура семьи является причиной заболеваемости детей.  Как это заложено самой природой, освоение умений и знаний малышом достигается имитацией действий и поведения взрослых, поэтому им необходимо контролировать каждый свой шаг в присутствии ребёнка. Родителям необходимо выступать перед ребёнком в роли тех идеалов, которые они хотят ему привить. Т.е. если родители хотят видеть своих детей здоровыми, то и сами должны стремиться быть здоровыми, вести здоровый образ жизни.

       Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимается такой, при котором сохраняются и расширяются резервы организма. Образ жизни зависит от многих условий (факторов):

 - (I) Всё то, что окружает человека – среда. Это стены квартиры и дома, улицы и транспорт на них. Это лес и горы, луг и река, солнце и воздух, одежда человека. Это и люди, которые окружают человека – микросоциум (семья, группа детского сада, соседи),

 - (II) Всё то, что человек “вводит” в себя. Продукты питания, лекарства, никотин, алкоголь, наркотики.

 - (III) То, что человек делает с собой в результате волевых усилий и осознания необходимости своих действий. Организация своего дня (режим дня), закаливание, отказ от дурных привычек (алкоголь, курение), занятия физ. культурой.

     Именно недостаток двигательной активности является причиной многих заболеваний и отклонений в физическом развитии детей. Физические упражнения укрепляют мускулатуру, сохраняют подвижность суставов и прочность связок, улучшают фигуру, повышают минутный выброс крови сердцем и увеличивают дыхательный объём лёгких, стимулируют обмен веществ, уменьшают вес, благотворно действуют на органы пищеварения, успокаивают нервную систему, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям. Физические упражнения являются очень эффективным средством повышения резервов всех органов и систем человеческого организма.

     Поэтому, обратите внимание на организацию своего семейного досуга. Ведь можно всем вместе отправиться в пешую или лыжную (зимой) прогулку, поход, интересно провести совместно летний отдых, сделать свой двор, дачу, квартиру любимым местом свободного времяпрепровождения посредством установления тренажёров, физ. оборудования, принять участие в спортивном празднике. Дети, принимая участие в таких мероприятиях, подражают взрослым, перенимают их настрой, активность, понимание необходимости происходящего. Главное, чтобы всем было весело, интересно, полезно и, чтобы взрослые осознавали сами и показывали ребёнку эту полезность своим примером. Это оказывает огромное влияние на развитие маленького человека. От того, как родители будут относиться ко всему этому, какое значение придавать, зависит и отношение самого ребёнка. Привычки вашего ребёнка во многом, если не во всём, повторяют ваши привычки. Поэтому привитие привычки к здоровому образу жизни в ваших руках.

    Состояние здоровья человека находится в его руках. Об этом говорят обобщённые данные Всемирной организации здравоохранения: здоровье человека зависит на 8-10% - от развития системы здравоохранения, на 20% - от окружающей среды, на 20% - от наследственности, на 50%  - от образа жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис трёх лет: как договориться с ребёнком. Советы психолога.

Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: ма...

Советы психолога «Адаптация к школе»

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов пр...

Советы психолога. Арт-терапия ."Творческие минутки" игры с песком.

Материал может быть использован родителями, воспитателями и педагогами ДОУ для благополучного творческого и психологического развития детей дошкольного возраста. Описание методики "Творческие мин...

Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Советы психолога.

Что такое адаптация, каой она бывает. Что должен знать и уметь ребенок 3 лет. Срветы психолога....

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социально -личностное развитие ребенка (взаимодействие с семьей)» Советы психолога «Упрямство и капризы» Педагог-психолог Шмакова Г.Д

Работа посвящена вопросам воспитания ребенка в семье, трудностям, с которыми могут столкнуться при этом родители. Даются рекомендации в отношениях между взрослыми и детьми, предлагаются основные напра...