Консультация для родителей на тему "Речевые и коммуникативные особенности детей с аутизмом"
консультация

Крошка Алина Александровна

В данном материале представлена разработка конспекта консультации для родителей на тему "Речевые и коммуникативные особенности детей с аутизмом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект107.63 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Описание: C:\Users\Марина\Desktop\Эмблема Теремок.bmpМуниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребёнка – детский сад №110 «Теремок»  

Консультация для родителей:

«Речевые и коммуникативные особенности детей с аутизмом»

Подготовила учитель-дефектолог

Крошка А.А.

Выделяют три функции речи, которые выступают в тесном единстве и имеют важное значение в формировании психики и интеллекта ребенка.

I.Коммуникативная функция речи. Эта функция речи является одной из наиболее ранних. Специальными исследованиями было установлено, что у детей  в возрасте 2-х лет речь выполняет функцию общения. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений об окружающем, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально – волевой сферы и личности ребенка.

II. Познавательная функция речи тесно связана с возможностью общения ребенка с окружающими, т.е. коммуникативная и познавательная стороны речи формируются в тесном единстве. Ребенок при помощи речи не только получает новою информацию, но и приобретает возможность её по-новому усваивать.

Благодаря речи развиваются представления (память о предметах и явлениях окружающего мира).

Большая роль придается речи и в развитии памяти, особенно вербальной, которая необходима для формирования обобщенного мышления.

III. Регулирующая форма речи складывается у нормального ребенка уже на ранних этапах его развития. Однако лишь к 4-5 годам, когда у ребенка значительно развита уже смысловая сторона речи, слово взрослого становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной деятельности.

Аутизм – это нарушения психического развития, связанное с отсутствием потребности в общение. Аутичный ребенок не стремился к общению с людьми, не умеет общаться (не смотрит в глаза, не отвечает на улыбку); часто не выполняет просьбы и не реагирует на общение; выглядит непослушным; мало использует речь и жесты для общения; в основном, не обращает внимание на то, что обычно интересно детям.  

Одним из основных признаков синдрома детского аутизма (ДА) является нарушение речевого развития. Это самая частая причина, в связи с которой родители аутичных детей впервые обращаются к специалистам.

 По мнению большинства исследователей, прогноз при ДА в значительно мере определяется уровнем речевого развития: отсутствие речи до пятилетнего возраста является неблагоприятным, а по мнению многих даже наихудшем прогностическим признаком и поэтому диагностика речевого развития и формирование речи – одно из центральных задач в коррекции ДА.

Многие авторы полагают, что не достаточность речи аутичных детей связана прежде всего с недоразвитием её коммуникативной функции, вследствие чего возникают другие речевые расстройства, хотя в некоторых случаях они бывают сочетанными.

В связи с этим представляется правомерной постановка вопроса о специфичности речевых нарушений при ДА, и Т.И. Морозова (1995) выделяет несколько аспектов такой специфичности:

1. Не отрицая, что у детей с ДА встречаются речевые нарушения органического и функционального (в традиционном понимании) генеза, большинство отклонений в речевом развитии при ДА обусловлено недоразвитием коммуникативной функции речи и коммуникации в целом, т.е. типичные для ДА речевые нарушения опосредованы свойствами аутизму особенностями психики.

2. Отдельные компоненты речи развиваются при ДА дискоординированно: номинативная функция речи формируется в отрыве от коммуникативной, повышенное внимание к акустической стороне речи может сочетаться с глубоким недоразвитием понимая обращенной речи или нарушениями её воспроизведения.

3. В большинстве случаев нарушений речи при ДА имеются особенности, отличающие их от сходных нарушений при других формах патологии, поскольку эти нарушения в значительной степени обусловлены искажением, а не задержкой речевого развития.

4. Глубокие нарушения речевого развития (прежде всего мутизм) неоднородны по своей природе: в значительной части случаев мутизм связан с различными видами алалий, тогда как в других случаях – с эндогенными причинами.

Специфические нарушения при разных типах дизонтогенеза

- мутизм

- неспособность устанавливать контакт посредством взгляда и мимики

- резкое ограничение речевого контакта

- необычная жестикуляция

- склонность к эхолалии

- реверсии местоимений

- речевые штампы

- несформированности мимики и жестов

- нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова.

Собственные высказывания строит из 3-5 слов, не употребляет сложных конструкций. На вопросы отвечает однословно или при помощи речевых штампов. Отмечаются множественные ошибки при:

-        употреблении грамматических конструкций: в употреблении числа и рода существительных, глаголов, прилагательных, смешения падежных форм, нарушения в согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными, ошибки в предложных конструкциях

-        определении пола людей на картинном материале

-        использовании и понимании местоимений различных значений (особенно личных: я, ты, он, она …, притяжательных: мой, твой, его, её …, определительных: весь, сам, самый, каждый …)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет"

Основные особенности возраста 6-7 лет:  какие изменения происходят в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии будущего первоклассника...

Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года»

Публикуемый материал консультации  для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года» содержит информацию об этих особенностях, а также даются рекомендации по...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 5-6 лет»

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание...

Консультация для родителей На тему: «Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет»

Группа: младшая (2-3 года) общеразвивающей направленностиПроблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится...

Консультация для родителей. Воспитываем вместе. Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста (2-3 года). Воспитатель Зудина Г.В.

Критерии помогут родителям детей раннего возраста развить социально-коммуникативные качества ребенка...

Консультация для родителей на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет»

Консультация для родителейна тему: «Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет»...