Консультация для родителей "Что нужно знать родителям гиперактивного ребёнка"
консультация

Петриченко Янина Наумовна

В последнее время всё чаще и чаще появляются дети с проявлениями гиперактивности. Такие дети находятся в постоянном движении, а внимание их , как правило, неустойчиво. Гиперактивный ребёнок не только страдает сам, но и создаёт  сложности для всего его окружения: педагогов, сверстников и, особенно, родителей, ведь с ними ребёнок проводит большую часть времени. Данная консультация поможет родителям понять суть  проблемы гиперактивности и  предложит  рекомендации по воспитанию  детей с этой проблемой .

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Консультация для родителей на тему:

     

                       https://fsd.multiurok.ru/html/2021/01/12/s_5ffd51fc3d9bd/1610903_3.png

В последнее время все больше и больше родителей сталкиваются с термином «гиперактивность». Что же под этим подразумевается? Гиперактивность (далее – СДВГ) представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Гиперактивный ребёнок находятся в постоянном движении, он ёрзает, мечется, бегает; ему очень сложно контролировать себя, даже если ребёнок устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Для него характерны резкие смены настроения. Часто бросается на пол, у него так называемая "сухая" истерика – только крик, без слез. Успокоить ребенка в этот момент практически невозможно. Основная жалоба родителей гиперактивного ребёнка – это то, что он - неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения взрослых, хотя и слышит их.  И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. Ему свойственна импульсивность и некоторая взбалмошность.

Наблюдается и вербальная сверхактивность: ребенок быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них, часто убегает или отвлекается.

Ребёнок с СДВГ не способен концентрировать внимание на чем-то одном, он всё время отвлекается и не может доводить начатое им дело до конца, даже если оно ему интересно.

Гиперактивный ребёнок часто провоцирует конфликты и не контролирует свою агрессию.

СДВГ часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребёнок сильно устаёт, гиперактивность усугубляется.

Важно понимать, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. И наличие в анамнезе у ребёнка диагноза СДВГ не делает его плохим.

При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как правило, испытывают большие трудности. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком, избегая двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и постановки завышенных требований, которые ребёнок с СДВГ не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней жёсткостью и наказаниями, с другой.

Шпаргалка для родителей, или правила

воспитания гиперактивных детей

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребёнку взрослых людей.

• Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребёнка. Хвалите его в каждом случае, когда он того заслужил, подчёркивайте успехи, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребёнка.

• Избегайте категоричных слов и выражений, жёстких оценок, упрёков, угроз, которые могут вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати», а лучше попробуйте переключить внимание малыша и если удастся, сделайте это, легко, с юмором.

• Следите за своей речью, старайтесь говорить мягким спокойным голосом, избегая эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

• Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную территорию). Простота, ясные, спокойные цвета и порядок помогают сконцентрировать внимание. На столе и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов.

• Старайтесь поддерживать дома чёткий распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

 Определите для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением контролем, но не слишком жёстко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

• Дозируйте время, проводимое ребёнком у телевизора и компьютера.

• Избегайте по возможности скопления людей. Пребывания в крупных магазинах, на рынках и т. д.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребёнка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребёнка почувствовать друг друга, сблизится эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность  - игра, поскольку она близка и понятна ребёнку.

• Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большее двумя детьми одновременно, из-за того, что ребёнок слишком легко возбуждается. Избегайте беспокойных, шумных приятелей. Лучше всего приглашать детей к себе в дом, так как здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией и влиять на направление игры или занятий. Объясните маленьким гостям правила, действующие в вашем доме.

• Предлагайте ребёнку не больше одного дела одновременно; давайте ему только одну-единственную игрушку; прежде чем он займётся раскрашиванием, уберите со стола всё лишнее;

• Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

• Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе.

• Учите ребёнка выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Для закрепления различных навыков и умений ребёнку с повышенной активностью требуется больше времени, чем здоровым детям. Проявляйте терпение, не раздражайтесь, повторяйте обучение снова и снова.

• Старайтесь расшифровывать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении ребёнка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. В этих случаях полезно увести ребёнка на несколько минут из зоны конфликта в «священную рощу» - его комнату.

• Отличайте формы поведения, которые вам не нравятся, от личностных качеств  своего ребёнка. Стоит говорить, например, так: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому».

• Старайтесь не проявлять к ребёнку излишней жалостливости, не надоедайте ему расспросами, не обнаруживайте своих страхов за него, но не допускайте и всепрощения. Помните, что его нервная система находится в особом состоянии, но она поддаётся улучшению и управлению.

Неоценимую помощь гиперактивному ребенку оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, очень полезен массаж. Они помогают ребенку лучше осознавать свое тело, а также контролировать двигательную активность.

Хорошо зарекомендовал себя при коррекции гиперактивности метод песочной терапии (sandplay).

Важно знать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются исправлению, но процесс улучшения состояний ребёнка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Поэтому от Вас потребуются большие усилия и огромное терпение.

Улучшение состояния  гиперактивного ребёнка  зависит не только от назначаемого специального лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему родителей. Гиперактивным детям особенно необходима уверенность в безусловной родительской любви и приятии. Ребенку жизненно важно знать и чувствовать, что мама и папа любят его таким, какой он есть, независимо от его поведения и поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям о правах ребёнка.

Статьи  Конвенции ООН о правах ребёнка:...

Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребёнку с речевой патологией

Консультация о том, какое медицинское обследование может пройти ребёнок с ТНР....

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

"Что нужно знать родителям о правах ребёнка" (консультация для родителей)

quot;Что нужно знать родителям о правах ребёнка" (консультация для родителей)...

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям при поступлении ребёнка в детский сад". 28.09.2022

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям при поступлении ребёнка в детский сад". 28.09.2022...

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям будущего первоклассника, занимаясь с ребёнком дома?"

Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломн...