Общее родительское собрание «Детский сад – дом эмоционального благополучия»
материал

Жабина Альбина Сергеевна

Общее родительское собрание

 «Детский сад – дом эмоционального благополучия»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общее родительское собрание

 «Детский сад – дом эмоционального благополучия»

Старший воспитатель А.С.Жабина

      Добрый вечер, уважаемые родители!

Поступая в детский сад, ребёнок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В дошкольном возрасте эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность, значит, при эмоциональном неблагополучии ребенок не может полноценно развиваться, поэтому дошкольное учреждение должно помочь ситуации.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, инициативен и легок в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.

Рассмотрим причины, которые могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка:

1.Нарушение режима дня

2.Несогласованность требований к ребенку

3.Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту

4.Изобилие информации

5.Неблагополучное состояние в семье

6.Желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей. Это означает то, что для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.

7.Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.

8. Эмоциональное благополучие может нарушить и то, что ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца» открытый ещё Л.С.Выготским. Под этим термином понимается чёрствость, обеднённость или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит в том, что «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребёнок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, дети стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомлёнными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребёнка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

В нашем дошкольном учреждении разработана система комплексного подхода по созданию эмоционального благополучия детей.

Система комплексного подхода по созданию эмоционального благополучия детей в Детском саду состоит из 3х этапов:

1.Создание условий предметно-развивающей среды;

2.Педагогические технологии, направленные на формирование положительного эмоционального отношения дошкольников к сверстникам;

3.Взаимодействие с семьями воспитанников.

Рассмотрим первый этап системы комплексного подхода:

Создание условий Предметно-развивающей среды

Развивающая среда Детского сада  обогащена различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые помогают:

1.Преодолеть стресс поступления,

2. Успешно адаптироваться в дошкольном учреждении,

3.Развивают эмоционально-чувственную сферу.

  • В группах созданы «уголки уединения». Для малышей – это «Домотека», где в специально отведённом пространстве группы дети размещают предметы, принесённые из дома. Это по настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации.

  • Для детей постарше используются мобильные «Домики-трансформеры», дающие возможность ребёнку уединиться в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить эмоциональное равновесие. В таких «домиках» размещены подушечки – «думки», подушки – «плакушки», мягкие игрушки. Обняв такую подушечку или игрушку, ребёнок может поделиться с ней своим настроением.

  • «Уголки уединения» в детском саду – это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть, рассмотреть книгу или просто помечтать. Такие моменты позволяют предупредить чрезмерное возбуждение ребёнка, ведущее, к утомлению его нервной системы.

  • В группах оформлены  «Уголок настроения» или «Уголок эмоций», где дети в течение дня могут подходить и менять своё настроение фишками.

  • Педагогами используются различные игры, игры-упражнения, дидактические игры: «Скажи доброе слово», «Зеркало», «Я радуюсь, когда…», «Рассмеши царевну Несмеяну», «Отгадай настроение», «Обида и Грустишка», и другие. Упражнения способствуют обогащению эмоциональной сферы, дают возможность детям понимать и разделять положительные и отрицательные эмоции.

  • Также используется Сказкотерапия, театрализованная деятельность, игры-драматизации; арттерапия, песочная терапия, игры с водой, релаксационная гимнастика, «сухой» бассейн, упражнения-манипуляции с предметами, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, поднятию эмоционального тонуса. Это мячик для снятия стрессового состояния, цветные «головоломки», «вертушки-крутушки», мелкие игрушки.

II. Педагогические технологии, направленные на формирование положительного эмоционального отношения дошкольников к сверстникам.

В педагогической практике в нашем Детском саду применяют специальную группу «эмоциональных стимуляторов»: игру, средства литературы, психологические приемы.

Методы работы следующие:

  • Использование произведений художественной литературы с определёнными нравственными ситуациями. При работе со сказкой или рассказами ставятся конкретные задачи:

-учить детей выделять и оценивать нравственные поступки (ситуации);

-нацеливать детей на самостоятельное разрешение описанной неблагополучной ситуации;

-Учить оценивать поступки персонажей, объясняя при этом причины их положительного или отрицательного поведения; выделять мотивы поступков персонажей, причины их различного эмоционального состояния;

-предлагать детям соотносить эмоциональное настроение героев произведений с цветом, т.е. учить вникать в ситуацию, оценивать эмоциональное настроение, переживание героев и подбирать подходящую к ним цветовую гамму для обозначения этого настроения.

  • Постановка, просмотр и обсуждение театрализованных сценок.

-дети учатся с помощью эмоционального разнообразия интонаций выражать положительный или отрицательный характер героев, показывают в игре своё эмоциональное отношение к персонажу;  

-дети вживаются в эмоциональное состояние героев, выражают его средствами мимики, пантомимы.

  • Работа с произведениями художественной литературы с использованием следующих приемов:

- «нравственной лесенки» - разложить картинки с изображением героев так, чтобы вверху оказались те, кто больше понравился, а внизу – те, кто понравился меньше;  

- выбор персонажа, которому ребёнок хочет подарить подарок;

- разыгрывание отрывка сказки с наиболее выраженным нравственным содержанием.

  • Разыгрывание сценок по заданным сюжетам с целью обучения детей мимически выражать определённые эмоциональные состояния, после показа сценок спросить у детей, что чувствуют персонажи этой сценки.

  • Использование сюжетно-ролевых игр, в которых педагог специально создаёт ситуацию неблагополучия.

Специалисты Детского сада реализуют в данном направлении следующие методики:

  • Инструктор по физической культуре использует в своей работе песочную арт-терапию, которая даёт возможность для самовыражения, развития творческих способностей, умения выражать чувства, эмоции, переживания. Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка,  возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение; манипулируя сыпучими материалами, ребёнок избавляется от негативных эмоций, обретает внутреннюю свободу и уверенность.

  • Музыкальный руководитель Детского сада использует в своей работе музыкотерапию. Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психо-эмоциональной сферы ребёнка. В работе муз.руководителя она позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между педагогом и ребёнком. Музыкотерапия включает: прослушивания музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, сочетание музыки и изобразительной деятельности, музыкальные упражнения.
  • На базе детского сада создана комната психологической разгрузки, где в рамках коррекционно-развивающей работы с детьми педагогом-психологом проводятся занятия для развития и обогащения эмоциональной сферы. Дети учатся понимать эмоциональное состояние другого человека  во всем его многообразии и адекватно выражать свое настроение в соответствии с нравственными нормами; приемам саморегуляции поведения и настроения; приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

3 этап: Взаимодействие с педагогами и с семьями воспитанников

  • Для воспитателей проводятся мастер-классы, тренинги, консультации, семинары.

  • Для родителей в Детском саду проводятся семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы, анкетирование, оформляется стендовая информация по проблемам развития эмоциональной сферы детей.

Таким образом, Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум и пребывание в нем, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду.

  • Сейчас вашему вниманию предлагается Психогимнастический этюд на релаксацию «Волшебный Цветок», который для вас проведёт педагог-психолог.

  • Психогимнастический этюд на релаксацию «Волшебный Цветок».

«В волшебном лесу растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют красиво и грациозно двигаться. Представим себе, что мы один большой волшебный цветок. Возьмёмся за руки и будем двигаться под музыку.

(Друг за другом участники начинают двигаться. Происходит смена рисунка несколько раз, ведущий сопровождает показ речью).

В круг – сошлись, разошлись. «А сейчас мы подарим друг другу самую добрую улыбку. Это улыбка в вашем теле, в самой глубине вашего сознания, вашей души. Пошлем эту улыбку своему имени, своим желаниям, людям стоящим рядом. Обращаем её к своему прошлому, настоящему и будущему. Улыбаемся тому, на что имеем право. Улыбаемся и своим обязанностям. Эта улыбка проходит не только через ваши уста. Эта улыбка вашего существа и существования, она распускается изнутри. Мягкая, деликатная, тонкая, как расцветающая роза, раскрывающаяся внутри вас и распространяющая аромат всем окружающим. Улыбаемся себе, своей жизни, своим чувствам, и всем окружающим. И с ощущением внутренней улыбки возвращаемся на свои места».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....

Сообщение на родительское собрание на тему «Создание эмоционального благополучия в детском саду и дома»

Материал для родительского собрания отражает то, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы в детском саду принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его пов...

Родительское собрание на тему «Сохранение эмоционального благополучия ребенка в семье»

ЗАДАЧИ: Создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Помочь родителям понять своих детей,...

Родительское собрание в средней группе «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Профилактика насилия жестокого обращения с ребеном в семье...

Родительское собрание “Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста”

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.Эмоцион...

Выступление на общем родительском собрании детского сада «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на общем родительском собрании старших групп. Знакомство  родителей с мини проектом "О правах играя", который реализуется в детском саду №12 "Звездный" г. Тамбова...