Общее родительское собрание «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала ребенка»
материал

Жабина Альбина Сергеевна

Общее родительское собрание

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала ребенка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Общее родительское собрание

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала ребенка»

Старший воспитатель

А.С.Жабина

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач Детского сада. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

      Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Она характеризуется познавательной активностью ребенка и заключается:

- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

- намечать план действий;

- отбирать способы решения поставленной задачи-

- добиваться результата и анализировать его.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанный с положительными эмоциями и порождающий познавательную активность ребенка.

В процессе познавательной деятельности происходит  развитие  познавательной сферы  ребенка – наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при

решении разнообразных умственных задач.

     Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:

1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Рассмотрим современные технологии в развитии познавательного интереса и интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что

формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста

возможно посредством современных образовательных технологий:

 -экспериментирования,

- проектной деятельности,

-проблемно-игровыми технологиями,

-методами ТРИЗ,

-знаково-символическими средствами – моделирование.

Рассмотрим, как педагоги Детского сада, реализуют данные технологии в целях развития познавательного интереса детей.

Игровые технологии

Игра с водой «Мельница». Педагог показывает детям необычную игрушку – мельницу. Дети становятся вокруг Центра воды, воспитатель ставит мельницу в деление, где нет воды, набирает ковшом воду из другого деления и начинает потихоньку вливать воду в отверстие. Колесо мельницы начинает крутиться. Воспитатель предлагает каждому малышу попробовать, помогает тем, у кого не получилось. После того, как воспитатель научит детей действовать ковшом: набирать в него воду и приводить в действие жернова мельницы, можно давать детям играть самостоятельно.

В играх дети учатся  сравнивать предметы по размеру, форме, цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, они должны затем самостоятельно, в свободное от занятий время складывать пирамидку, собирать матрешку, собирать иголки ёжику по цвету.

Дети с удовольствием играют в настольный и пальчиковый театр. Сначала они были зрителями, слушателями, а сейчас активно принимают участие в обыгрывании сказки.

Игры помогают детям развивать внимание, речь, память, творческое воображение.

Рисование  пальчиками  приобщает  детей к художественному творчеству,  развивает эстетическое восприятие, творческие способности, фантазию. Это процесс, заставляющий детей мыслить, воспринимать и чувствовать цвет, форму предметов.  

Таким образом, мы формируем познавательный интерес к окружающему миру, через сенсорное развитие воспитываем интерес к собственному творчеству и познанию.

Моделирование

Моделирование — наглядно-практический прием включающий создание

моделей и их использование для познания окружающей действительности,

В организации познавательной деятельности дошкольников используются

в основном предметные, предметно-схематические, графические модели.

Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность.

В старшей группе  дети выполняли аппликацию в технике «Ниткография».  На фланелеграфе  с помощью шерстяных ниток дети выполняли аппликацию. Они сами придумывали композицию и выполняли её.  Мальчики и девочки работали отдельно. Работа была коллективной. Работая в данной технике, мы   учим  детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы. Развиваем творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление. Прививаем художественные навыки и эстетический вкус.

ТРИЗ

Рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Пример "Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем –нибудь тяжелым прижимать.

Проектная деятельность

Проект «Царство рыб» (старшая группа)

Проблема: Дети редко бывают возле водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Надо помочь детям узнать, увидеть «Царство» рыб.

Актуальность: Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного отношения к природе.

Цель проекта: Обобщить и расширить знание о рыбах.

Задачи:

  • Обобщать и систематизировать представление детей о рыбах  как о живых существах, живущих в воде.
  • Расширять знания детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры, хвост.
  • Развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность  через экспериментальную деятельность.
  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Закрепить навыки работы с кистью, ножницами, бумагой.
  • Воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира, желание бережно относится к богатствам природы.

Проект: краткосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Проведение занятий по проблеме проекта.

  • Беседы на тему: Обитатели водоемов, Жизнь рыб, Зачем рыбке плавники и хвост?
  • Рассматривание альбома «Рыбы».
  • Изучение строения и Среды обитания,
  • Рисование «Волшебный мир рыб»,
  • Конструирование из бумаги «Оригами-Рыбка»,
  • Аппликация из природного материала «Золотая Рыбка»,
  • Лепка «Разноцветные рыбки».

  • Сбор интересных фактов о рыбках, изготовление альбома, сочинение рассказов и сказок о рыбках.

Анализ проделанной работы. Выставка детских работ «Волшебный мир рыб».

Таким образом, в основе проектной технологии лежит активная познавательная деятельность ребенка; содержание проекта отражает различные стороны жизни pебёнка и включает основные виды деятельности детей. Проблема исследования выделяется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей.

Экспериментальная деятельность

Среди способов познания, необходимых дошкольникам можно назвать

экспериментирование как непосредственное с предметами, так и с их образами, моделями.

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление

познавательного развития детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия.

Педагогами проводятся разнообразные эксперименты, например, с водой.

Цель опытов: Закрепление знаний о свойствах воды.

Вода не имеет формы, цвета, она принимает форму сосуда, которого принимает. Она приобретает вкус и цвет вещества которые добавляются в воду. Предметы из бумаги и дерева не тонут, так как они легче воды. Если в воду добавить соль она притягивает дерево, так как соль тяжелее воды.

Если в воду добавить мыло, то мыльный раствор отталкивает дерево, так как вода тяжелее мыльного раствора.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности.  (показ слайдов)

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями.

На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.

Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

В процессе экспериментирования дети получают возможность почувствовать себя ученым, исследователем.

Дети учатся ставить цель, решать проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения

Знакомимся с физическим явлением «магнетизм»

Исследования - огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Педагоги проводят опыты с предметами неживой природы, растениями. Несложные опыты используют в играх детей; они связаны с трудом в уголке природы, с наблюдениями во время прогулок.  Наблюдают за жизнью растений. Экспериментируют с песком, глиной, ракушками, водой.

Воспитателями проводятся эксперименты со льдом.

Знакомство детей со свойствами воды и льда. Происходит развитие наблюдательности и интереса к экспериментированию. Дети сопоставляют факты и делают простейшие выводы.

В старшей группе педагоги проводили  с детьми опыт « По  выращиванию кристаллов соды показывающий как образуются сосульки». Дети сами засыпали в стакан с водой соду и уже на следующий день увидели, что на шерстяной нитке образовались кристаллики соды. (Вода по нитке поднимается вверх и при высыхании сода кристаллизуется).

Воспитатели осуществляют наблюдения с детьми с использованием микроскопа: рассматривание листиков растений, пёрышек и т.д.

Организован долгосрочный проект в старшей группе – выращивание голубого кристалла, с использованием вещества медного купороса, а затем рассматривание выращенного кристалла через лупу.

Эксперименты с воздухом – воздух невидим, но его можно показать разными способами (через воду) с помощью дыхания.

Опыты с тяжелыми и легкими предметами с использованием воды. Предметы поочерёдно опускаем в прозрачный сосуд с водой, и через стенки сосуда видно какой предмет легкий, а какой - тяжелый.

Эксперимент с моделью земли (глобусом) – освещение в разное время суток (день – ночь). Эксперименты с объемом воды – разные виды сосудов измерялись одной меркой.

20 марта дети наблюдали редкое явление  - солнечное затмение.

Таким образом, познавательная деятельность тесно связана с практикой и определяется ею, с развитием мышления и воображения.

  1. Необходимо использовать различные средства в развитии познавательных способностей.
  2. Развитие познавательных способностей проявляется в возможности самостоятельно анализировать ситуацию, в умении менять свою точку отсчета при решении различных задач, в умение создавать идею будущего продукта и плана её реализации, в высоком уровне развития логического мышления, в легкости ассоциирования, в высокой концентрации внимания.

Важно понимать, что главная цель любого  воспитания и развития – это научить ребенка и показать ему, насколько разнообразен мир вокруг него, чтобы у него постоянно рос интерес к окружающему миру и всему происходящему. Если научить ребенка смотреть на мир широко открытыми глазами, то его познавательный интерес с каждым годом будет расти, и тем самым  мы получим всесторонне развитую, гармоничную, счастливую личность.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС»

В данном материале представлен педсовет по теме  «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка  через игровую деятельность в формате ФГОС». ...

Педагогический совет «Развитие познавательного интереса, интеллектуально- творческого потенциала каждого ребёнка через игровую деятельность в формате ФГОС»

Педагогический совет «Развитие познавательного интереса, интеллектуально- творческого потенциала каждого ребёнка через игровую деятельность в формате ФГОС»...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

Общее родительское собрание "Развитие творческого потенциала детей в художественно-творческих видах деятельности"

Родительское собрание тематическое, не только дает рекомендации, но и показывает итоги работы в данном направлении....

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....