Семинар – практикум для родителей в младшей группе «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»
методическая разработка (младшая группа)

Кучер Мария Ивановна

Материал является авторской разработкой и предназначен для работы с родителями на собрании. Данный материал призван познакомить родителей с пальчиковыми играми, с методикой пальцевого массажа. Привлечь родителей к изготовлению пособия для развития речи. Обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре; повторение звукосочетаний; проведение логоритмических упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей в младшей группе
«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

Задачи:
1. Познакомить родителей с пальчиковыми играми.
2. Познакомить с методикой пальцевого массажа.
3. Привлечь к изготовлению пособия для развития речи.
4. Обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре; повторение звукосочетаний; проведение логоритмических упражнений.

Повестка семинара.

1. Сообщение темы семинара – практикума.
2. Рассказ о развитии мелкой моторики.
3. Задание: придумай игру с предметами.
4. Показ пальчиковых игр (стихи, иллюстрации к ним).
5. Задание: рассказать с помощью пальчиков сказку.
6. Игры на бумаге: рисование, наклеивание (практическое задание).
7. Знакомство с методикой пальцевого массажа.
8. Итог встречи.

Ход семинара.

- Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас на нашей встрече. Тема нашей встречи «Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие»

Послушайте рассказ о развитии мелкой моторики.
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Почему же развитие мелкой моторики так важно?
В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.
На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей . Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст. Сейчас я с вами хочу провести пальчиковую игру. приготовили пальчики.

Практика     Пальчиковая игра «Буду маме помогать…»

Буду маме помогать

Буду сам белье стирать.

Мылом мылю я носки

Крепко трутся кулачки

Сполосну носки я ловко

И повешу на веревку.

Практика.    А теперь задание для всех родителей «Придумай игру с предметом».

Одной команде предложить цветные веревочки; второй команде – пробки от пластиковых бутылок.
Веревочки: завязывать узелки, прятать в руке, выкладывать рисунки, заплетать косички…
Пробки: выкладывать узоры, строить башню, ходить «на лыжах»…

Практика. А теперь следующее выполнение задания пальчиковые игры проводят родители

(Родители выбирают из картотеки любую игру проводят игру со всеми родителями.)

А, теперь с нами пальчиковую игру проведет Ангелина («Вышли мыши», «Кошка», «Дождик»)

Практика.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома. Все необходимое для игр у вас на столах.

1.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу либо песок. Проведите пальчиком ребенка по крупе, песку. Получится яркая контрастная линия. Позвольте вашему ребенку творить самому нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».

4. Возьмите решетку для раковины. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».

5. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

6. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

7. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

8. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
НО я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

9. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

А, теперь мы расскажем всем известную сказку «Курочка ряба» пальчиками.

-Жили-были дед
(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
и баба
(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
И была у них курочка Ряба
(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),
Спеша курочка яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики).
Да не простое а золотое, Дед бил, бил
(постучите кулаком по «яичку»)
— не разбил. Баба била, била
(стучите кулаком по «яичку»)
— не разбила.
Мышка бежала
(для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),
Хвостиком махнула
(помашите указательным пальцем)
— яичко упало и разбилось
(уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет
(закройте лицо руками).
Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики)
другое, не золотое, а простое.

Игры на бумаге.

Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое времяпрепровождение пойдет малышу на пользу, а от родителей не потребует особых материальных затрат.

Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. Ваш ребенок вполне может самостоятельно сделать из них бумажную скульптуру — забавного снеговика.

Полезное занятие — «отщипывание - отрывание» пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки пусть малыш сложит пальчиками в пластиковый стаканчик из-под йогурта — получится бумажное мороженое.

Покажите ребенку, как скатывать рулончики из бумажных полосок — это будут рулетики или улиточки, кому что нравится! Все эти развивающие игры способствуют развитию детских пальчиков не хуже дорогих игрушек.

- Я предлагаю вам сделать основу для игры со своим ребенком. У вас на столе картинки, листы А4, клей. Подумайте, пофантазируйте и создайте какой-нибудь сюжет.
(Родители выполняют задание.)

А теперь ваши красивые аппликации мы вложим в файл, на котором ваш ребенок сможет рисовать фломастером дорожки, дождик, цветочки и т.д.игр

Игра «Соединялки».

Это рисование полосочек разной длины. Сюжет придумать можно самим. Это могут быть зверюшки, у которых улетели воздушные шарики, которые надо соединить «привязать» ниточками. В нашем случае у ослика Иа в день рождение улетели все шарики и мы должны ему помочь. Поймать шарики и привязать ниточки.

Можно соединять бусины одну за другой, вагончики в поезде друг с другом, верблюдов в караване и так далее. Можно дорисовывать «сломавшиеся» ступеньки у лесенки, стебельки к цветочкам. Можно рисовать дождик, который льется из тучки, чтобы выросли эти цветочки.

Игра «Прятки»

Можно в этом случае нарисовать зайчика, который убегает от волка. Волк бежит за зайчиком, зайчик спрячется за елочку. А когда он спрячется его будет не видно. Действия ребенка:

От волка до зайчика проводит линию, от зайчика до елочки то же линию, а потом заштриховывает зайчика.

А теперь давайте мы с вами познакомимся с методикой пальцевого массажа.

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом
- работа рук способствует психическому успокоению
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах
- способствует возникновению успокаивающего эффекта

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа, с которой я хочу вас познакомить.

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем и весь палец
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорее
Пальчики-удальчики.

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками  их нужно
• вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять».
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.

3. Массаж шестигранными карандашами:
• Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

4. Массаж «четками». Перебирание «четок» пальчиками:

Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.

5. Массаж грецкими орехами:
• Катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между двумя пальцами

Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.

Итог встречи.

Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу и прошу вас с помощью жетончиков оценить нашу встречу. Красный жетончик означает что вы остались довольны и считаете нетрадиционные собрания должны проводится регулярно, ну а зеленый, что вы предпочитаете обычные рядовые собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара – практикума для родителей второй младшей группы «Играем с пальчиками – развиваем речь»

Данный конспект позволяет легко и просто познакомить родителей с пальчиковыми и речевыми играми для развития речи малышей....

Семинар-практикум для родителей первой младшей группы "Играем пальчиками и развиваем речь"

middot;                     повышение педагогической культуры родителей;·...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком дома....

Семинар – практикум для родителей по теме «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

Для знакомства родителей с пальчиковыми играми, развития умений по изготовлению пособий для развития речи, обучения игровым приёмам был проведён семинар-практикум "Развиваем пальчики - стимулируе...

Семинар – практикум для родителей в 1 младшей группе «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

      Тема сегодняшнего семинара-практикума «Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие». Взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития известна у...