Методы, формы, средства и способы воспитания маленького гражданина большой страны.
консультация

Торовец Елена Анатольевна

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через воспитание любви к родному городу.

Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма.

Н. Г. Чернышевский

Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план.

 Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. На сегодняшний день вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, так как их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy_patrioticheskogo_vospitaniya.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы, средства и способы воспитания маленького гражданина большой страны.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через воспитание любви к родному городу.

Историческое значение каждого русского человека 

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма.

Н. Г. Чернышевский

Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план.

 Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. На сегодняшний день вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, так как их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию подрастающего поколения.

Патриотизм – это нравственный фундамент жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению Отечеству. Патриотизм как социальное явление – объединяющая основа существования и развития любых наций и государственности.

На современном этапе, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. В настоящий период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как родство, Родина, как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость.

Педагоги должны донести это детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к нашей Родине. Очень важно, чтобы дошкольники на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, так как это период по своим психологическим характеристикам является наиболее благоприятным для воспитания патриотизма. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

К концу дошкольного периода дети должны знать нашу страну, в которой живут люди разных национальностей, знать, что у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, что каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.

Чувство Родины, воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, самым близким людям, матери, отцу, бабушкам и дедушкам. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружающим.

Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство родительского дома становится основой любви к Родине, Отчизне. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал для того, чтобы дошкольная организация помогала воспитанию патриотических чувств. Жизнь детей должна быть в нем интересной, насыщенной и запоминающейся.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрастуВоспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких,есть много общего:Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; Повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д., так же живут люди разных национальностей; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для детей дошкольного возраста, но и для общества в целом, но на данном этапе мы остановимся только на дошкольный возраст.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка

      1.Содержание работы во второй младшей группе.

В младшей группе детям еще трудно себе представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников или каких-либо общественных событий. Поэтому воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы, оформляет группу к праздникам, а после них беседует с детьми, спрашивает, где они были с родителями, что видели.

Вся работа по знакомству малышей с родным городом и страной проходит вне занятий. Во время прогулок воспитатель знакомит детей с близлежащими улицами, обращает их внимание на то, что улиц много, у каждой улицы свое название, добивается, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес.

Большая работа проходит в книжном уголке, куда воспитатель помещает иллюстрации о природе России, о главной достопримечательности родного города. Рассматривая иллюстрации, воспитатель повторяет с детьми название города, страны.

В младшей группе детей начинают приобщать к русской культуре: рассказывают им русские народные сказки, читают потешки, слушают русские народные песни, играют в народные игры, рассматривают предметы народно прикладного искусства (матрешки, пирамидки) и играют с ними. Воспитатель инсценирует с детьми некоторые русские народные сказки.

На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют шары, флажки, разноцветные огоньки, которыми украшают город к празднику.

Постепенно воспитатель подводит детей к пони манию того, что лети, хоть и маленькие, но тоже жители города и страны.

2.Содержание работы в средней группе.

В средней группе продолжается работа, начатая с малышами. Углубление представлений о родной стране происходит в процессе ознакомления с родным городомВоспитатель рассказывает детям о том, что наша страна большая, в ней много городов, закрепляет название родного города и страны.

Основная работа проводится вне занятий: целевые прогулки, работа в книжном уголке, беседы с детьми и т. д. Но, начиная со средней группы, можно проводить занятия о родном городеродной стране. Занятия проводятся один раз в месяц, их основная задача — показать детям красоту родного города и страны, приобщить к ее истории. На занятиях дети знакомятся с главной достопримечательностью родного города, с тем, как давали названия улицам, с природой страны, с праздниками, которые отмечают в нашей стране — День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы.

Продолжается работа по знакомству детей с русской культуройВоспитатель рассказывает детям сказки, заучивает с ними потешки, предлагает послушать русские народные песни, поиграть в народные игры. Усложняется работа по знакомству с народно-прикладным искусством.

Детей знакомят с русским национальным костюмом, вносят в группу одетых в эти костюмы кукол.

В работе по воспитанию патриотических чувств у детей средней группы широко используется художественная литература. Детям читают много стихов, рассказов о русской природе, о жизни в городе и деревне.

Постепенно у детей формируются первичные представления о своей стране, о своем городе, о своем народе. Дети учатся восхищаться талантом и трудолюбием русского народа, гордиться своей страной.

3.Содержание работы в старшей группе.

В старшей группе содержание работы по воспитанию патриотических чувств усложняется. Задача воспитателя заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городомродной страной, но и чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Детей знакомят с историей возникновения родного города, с его достопримечательностями, памятниками известным людям; дают знания о некоторых событиях из истории России.

Большая работа проводится по знакомству детей с трудом народа на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление народа сделать свою страну, свой город еще краше и богаче.

Много внимания уделяется знакомству детей с русской культурой: устному народному творчествународно-прикладному искусству, русским народным песням, играм.

Основная работа проходит вне занятий. Занятия проводятся один-два раза в месяц. Информация, которую дети получaют на занятиях, закрепляется во время бесед с детьми, в дидактических играх и упражнениях. Один раз в неделю проводятся целевые прогулки.

Работая с детьми по воспитанию патриотических чувстввоспитатель должен помнить, что только положительная информация о своем народе, о своей стране, о своем городе может вызвать в детях чувство любви и гордости за свою страну.

4.Содержание работы в подготовительной группе.

В подготовительной группе даются новые знания и закрепляются, и расширяются знания, полученные детьми в старшей группе. Увеличивается число занятий – два раза в неделю. Информацию, которую дети получают в подготовительной группе, можно разделить на следующие темы.

• История возникновения родного города и его достопримечательностями

• Знакомство с округом, районом, в котором живут дети. Ориентировка в близлежащих улицах.

• История России и ее символика. Народы России. Города России.

• Защитники Отечества – А. В. Суворов, М. И Кутузов, К. Минин и Д. Пожарский, Г. К. Жуков.

• Люди, прославившие Россию: М. В. Ломоносов, П. И. Чайковский, Ю. А. Гагарин, челюскинцы.

• Богатство России- хлеб, лес, сен.

• Русская культура – устное народное творчествонародные игрынародно - прикладное искусство, музей родного города, традиции русского народа, архитектура родного города.

Давая знания об истории города, о его памятниках, необходимо связать их с историей России, чтобы дети осознали, что история их родного города неразрывно связанна с историей страны.

Большая часть работы по-прежнему проводится вне занятий. Во время целевых прогулок необходимо уделить особое внимание обучению детей умению ориентироваться в своем микрорайоне, объяснить детям, что это им пригодится, когда они пойдут в школу.

Усложняются формы работы с детьмидетей учат работать со схемами, картой, знакомят с глобусом, учат придумывать герб семьи и группы и др. Воспитатель чаще привлекает к работе родителей, советует им посетить те места в родном городе, о которых он рассказывал детям на занятиях. Убеждает родителей в том, что детям необходимо показывать свой город, свою страну с привлекательной стороны. Только в этом случае мы сможем вырастить настоящих патриотов, любящих свою страну, свой народ, свой город.

Организация образовательного процесса по воспитанию включает: создание развивающей среды, специально организованную образовательную деятельность, совместную деятельность вне занятий взрослых и детей, самостоятельную деятельность детей (игровая, продуктивная).

Формы и методы работы с детьми по патриотическому воспитанию: целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений показ детям фильмов, рассматривание иллюстраций, картин, проведение тематических праздников и развлечений, подготовка тематических выставок.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном должна проходить в не занятий. На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; не ссорить, не грубить, и т. д. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.

Особенности игровых ситуаций

Игровой сюжет выбирается в зависимости от склонностей детей, т.е. детям предлагают занять разные активные ролевые позиции:

-Изобретателей новых автомобилей, предметов, правил, законов, приспособлений и т.д.

-Исследователей, которые делятся с присутствующими результатами своих исследований, изысканий.

-Интервьюеров, которые задают всем разные вопросы по теме, выясняя их точку зрения (уточняя знания)

-Актёров, которые играют ту или иную роль

-Экскурсоводов, проводящих для всех экскурсию по группе или по мини – музею, выставке

     - Волшебников, отменяющих или дающих всем предметам, явлениям новые свойства

-Писателей, дрессировщиков или представителей разных профессий

-Школьников, изучающих предметов

Чтение – профилактика агрессии и страха.

Агрессия.

Зощенко М.М. “Ёлка”, “Избранные рассказы”

Осеева В.А. “Рыжий кот”, “Волшебное слово”

Панфилова М.А. “Грубые слова”, “Лесная школа”

Пермяк Е. “Самое страшное”

Страх.

Биссет Дональд. “Про малютку автобус, который боялся темноты”, “Умные сказки”

Зощенко М.М. “Трусишка Вася”, “Самое главное”, “Избранные рассказы”

Пантелеева Л. “Трус”, “Честное слово”

Ушинский К.Д. “Трусливый Ваня”

Панфилова М.А. ”Смешные страхи“, “ Лесная школа”

Бианки В. “Аришка – трусишка”

РНС “У страха глаза велики”

Существует 4 вида прогулки:

1.Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов)

2.Комбинированная: состоящая из двух частей:

- первая часть – целевая прогулка

- вторая часть – свободная деятельность

3.Прогулка – экскурсия: прогулка – поход, трудовая акция

4.Спортивная: соревнования, эстафеты

                       

                     План тематического дня “День мыльных пузырей”

Ранний – младший возраст

Средний – старший возраст

Трудовые поручения:

Сервировка стола

Чтение рнс “Пузырь, соломинка и лапоть”

Речевые задачи:

Внимательно слушать текст.

Расширять словарный запас за счёт прилагательных

Прогулка:

Наблюдение за мыльными пузырями

П/И “Пузырь”

Вечерняя прогулка:

Рисование на песке “Дорогой мыльный пузырь”

Приём детей на участке: п/и с воздушными шарами

Развлечение в группе:

-загадки о мыле, воде, воздухе

-рассматривание предметов на столах (таз, лейка, шампунь, трубочки и пр.)

-игра “Да – нет” (на что похож мыльный пузырь)

-игры на дыхание (мыльная пена), подвижная игра “Пузырь”

-подарки-флакончики с шампунем, игра “У кого пузырь больше?”

Речевые задачи:

-развивать дыхание

-расширять словарь за счёт прилагательных, грамматический строй речи (однокоренные слова)

Рисование:

Мыльными пузырями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Духовно-нравственное воспитание маленького гражданина большой страны."

«Детство  - важнейший период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни,а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство,кто вёл ребёнка за руку в детс...

модифицированная программа по нравственно- патриотическому воспитанию "Маленький гражданин большой страны!"

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантног...

Модифицированная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина....

"Воспитание маленького гражданина большой страны"

В настоящее время в педагогике все чаще звучат мнения о феномене «засушенного сердца». «Потеря чувств» в значительной мере предопределяется технологизацию жизни, что не обходит...

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...

"Воспитание маленького гражданина большой страны"

quot;Воспитание маленького гражданина большой страны"Цель. Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры. Задачи патриотического воспитания: Ф...

Методическая разработка: программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...