Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников
консультация (старшая группа)

Якунина Ирина Геннадьенва

Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников изучались такими известными учеными, как Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, З.И. Истоминой, А.В. Запорожцем и др. Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Еще в XVIII в. Жан-Жак  Руссо очень верно подметил, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения – это игровая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников изучались такими известными учеными, как Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, З.И. Истоминой, А.В. Запорожцем и др.

Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Еще в XVIII в. Жан-Жак  Руссо очень верно подметил, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения – это игровая деятельность[27, С.25].

Игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности детей. Именно в ней формируются основные психологические новообразования, подготавливающие переход ребенка к следующему возрастному этапу – младшему школьнику.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи - К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др [48,С. 45].

А.Н.Леонтьев выделяет три признака ведущей деятельности:

        1. Внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности;

        2. В процессе ведущей деятельности формируются или перестраиваются отдельные психические процессы;

        3.От ведущей деятельности зависят основные личностные новообразования ребенка [41, С.128].

        Д.Б.Эльконин добавляет еще два признака ведущей деятельности, в которых дано отношение ведущей деятельности к внешнему миру:

        1. В ведущей деятельности наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка с взрослым;

        2. Ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источником его психического развития [70, С.164].

В игре как ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, как показывает, например, Т.В.Ендовицкой, острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях[56,С. 342].

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка».Л.С.Выготский  писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе  увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [30,С. 233].

          Согласно позиции Д.Б.Эльконин, ребенок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности усваивает смыслы человеческой деятельности. В дошкольном возрасте формируется мотивационно-потребностная сфера ребенка. Он в этом возрасте ищет, пока может  быть неосознанно, ответа на вопросы: ради чего стоит делать нечто, совершать нечто, учить нечто. Поиск ответа на эти вопросы – одна из ценностей данного возраста[48,С.67].

         Самоценностью дошкольного возраста является необходимость пройти все те особенности восприятия мира, мышления, которыми ребенок обладает на данном возрастном этапе[77, С.158].

         Позиция взрослых при этом может состоять в неспешности и ожидании момента, когда ребенок сполна возьмет все то, что он должен впитать в себя на данном этапе. В качестве оптимальных психолого-педагогических условий для реализации потенциальных возможностей ребенка, для его гармоничного развития называются не форсированное обучение, направленное на сокращение периода детства, на преждевременное превращение дошкольника в школьника, а, напротив, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и с взрослыми.  

           Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Но мы ограничимся рассмотрением лишь того значения, которое игра имеет для развития памяти ребенка. С этой точки зрения наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире [17, С.14].

З.И. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также, что специальное упражнение памяти гораздо эффективнее, если оно включено в игру, чем если проводится в виде специально организованных занятий [67,С.245].

 З.В.Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

А.В.Запорожцем и Я.З.Неверович велись исследования развития движений, показывающие, что игра ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста.

Г.Трошин указывал на то ,что чем ниже уровень интеллектуального развития, тем на более низком уровне находится игра. Ярсульская  подвергла этот вопросспециальному исследованию и убедилась в том, что дело не только в низком уровне интеллектуального развития, но и в общем уровне развития личности ребенка [58, С. 276].

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что она является наиболее свободной деятельностью ребенка.  

   Существует много определений игры, высказанных крупнейшими учеными, показавшими ее неисчерпаемость, исключительную ценность для дошкольного детства: игра - ведущая деятельность; игра - средство всестороннего воспитания; игра-средство интеграции знаний; игра-средство подготовки к школе; игра-путь развития мышления и др.[71,С.27].

         У многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. В результате, игры недостаточно используются в педагогическом процессе. Итог весьма печален: в образовательном пространстве игра все больше вытесняется занятиями. Дошкольников учат, учат и учат... Забыв о том, что А. В. Запорожец называл игру специфически детской деятельностью, а Л. С. Выготский считал игру «девятым валом» в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше себя). Без конца повторяют, что игра — ведущая деятельность дошкольника, забывая, что она именно потому ведущая, что в ней, как отмечал А. Н. Леонтьев, развиваются новые прогрессивные психические образования и возникает мощный познавательный мотив[37,С.16].

        Нет игры у дошкольника — нет интереса к учебе у школьника. Эта истина известна всем, но на практике она игнорируется. И это понятно: хочется быстрее  «выучить», показать родителям, что ребенок уже «все знает» и к школе готов. Дело доходит до того, что некоторые родители выступают против игр в дошкольном учреждении, считая их пустой тратой времени [5,С.30].

   Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу учебы. Более того, появляются призывы к тому, что и самой игре следует учить. Игра фактически сводится к игровым приемам, «обыгрыванию» учебного материала, подчас используется как сплошное «поле» обучения.

   Нет сомнений: знания нужны дошкольнику, и было бы ошибкой противопоставлять игру процессу получения жизненного опыта и знаний. Но дело в том, что именно игра выполняет в этом процессе наиважнейшую роль. Достаточно вспомнить, что такая функция человеческого мышления, как символизм, формируется в игре (Ж. Пиаже) и является важнейшей основой обогащения познавательного развития[74,С.230].

   Итак, знание и игра не противоречат друг другу. Наоборот: нет знаний — нет игры, нет игры — нет знаний. Это обеспечивается различными функциями (и содержанием) игр, сложившимися исторически и представляющими систему, охватывающую практически все потребности развития ребенка. Отечественные психологи (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития[59,С.39].

     По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым[53,С.273].

   Франк подчёркивал, что игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования организаций в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах и людях.

    В этой связи представляется необходимым подчеркнуть различие между понятиями: «обучающая функция игры» и «обучающие (развивающее-направленные) игры». Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, не преследуя каких-то определённых целей. И научение, т. е. приобретение разнообразного опыта, происходит постепенно и незаметно в процессе игры[72,С.142].

   Используя эту особенность детской психики, и опираясь на ведущий вид деятельности - игру, работа по развитию памяти старших дошкольников может проводиться не только на занятиях, в которых используются элементы игры, но и во время самостоятельной игровой деятельности детей, в подвижных, дидактических, настольно-печатных играх, в продуктивной деятельности детей.

   Еще одним непременным психолого-педагогическим условием развития памяти старших дошкольников является полноценное общение с взрослыми (родителями и педагогами). Слова воспитателя, его объяснения, дополнительные пояснения, вопросы — углубляют познание, направляют, регулируют деятельность и поведение детей. Дети руководствуются указаниями взрослого, его объяснениями при выполнении какой-либо работы. И в самостоятельной деятельности они тоже начинают вначале мысленно составлять план, а потом уже выполнять свою работу, т. е. детям этого возраста уже доступны элементы планирования своей деятельности [18,С.70]. На развитие памяти влияет формирование речи и способность выполнять указания взрослых.

     Для развития памяти важно создать некоторые внешние условия и устранить то, что может отвлечь ребенка.

     Проявить  сосредоточенность, внимание ребенок может только в том, что его захватило, увлекло. Он любит мастерить, ухаживать за растениями и животными, следить за своим аквариумом и т.д. Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку, что растения, если их не поливать, или рыбки, если их не кормить, могут погибнуть. Так у ребенка появляется чувство ответственности. Постепенно ребенок усваивает, что не все дела только приятны и увлекательны, что необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно семье и ему самому, что для достижения цели нужно приложить усилия. Но нельзя перегружать детей длительными, монотонными занятиями [11,С.123].

     Память развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку в этом помощь. Развитие процесса памяти тесно связано с развитием ответственности, волевых качеств, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного ребенку, так и неинтересного[24,С.5].

    В работе по развитию памяти старших дошкольников, взрослым необходимо соблюдать следующее:  

   1. Дать ребенку отчётливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности;

   2. Привычные условия работы: если ребёнок выполняет деятельность на постоянном месте, в определённое время, если его рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создаёт установку и условия для развития памяти;

   3. Возникновение косвенных интересов: сама деятельность может не вызывать у ребёнка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;

    4.Создание благоприятных условий для деятельности: исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие запахи, звуки). Лёгкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки, не только не нарушают внимание, но даже усиливают его;

   5. Тренировка памяти (путём повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.

    По мнению Запорожца, при организации развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо учитывать особенности организации развивающей среды:

   1. Структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более лёгкому восприятию);

   2. Организация занятия (чёткое начало и окончание, наличие необходимых условий для работы);

   3. Темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном - занятие не захватывает ребёнка);

   4. Последовательность и систематичность требований взрослого;

   5. Смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

6. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития памяти ребёнка [48, С.142].

  Под влиянием различных видов деятельности (игра и занятия, развивающая работа) память старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность успешного обучения в школе[34, С.14].

    Успешность тренировки памяти в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями, в частности, свойствами высшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик памяти. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребёнка позволяют тренировать его память лишь в определённых пределах [31, С.79].

Таким образом, особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста позволили нам выделить ряд психолого-педагогических условий, соблюдение которых повысит эффективность формирования данного психического процесса:

1. Ведущая деятельность – игра - обусловливает главнейшие изменения в развитии психических процессов и личностных особенностей ребенка на конкретной возрастной стадии и является одним из психолого-педагогических условий развития памяти старших дошкольников.   Еще одним непременным психолого-педагогическим условием развития памяти старших дошкольников является полноценное общение с взрослыми (родителями и педагогами).

2. Изучение индивидуальных психологических особенностей памяти старших дошкольников.

3.  Обеспечение восприятия материала:  активный анализ;  установление соотношений между выполненными частями, компонентами ситуации.

4. Включение материала для запоминания в целенаправленную предметную и познавательную деятельность (во время игр, беседы, рассматривания картинок и т.п.) с постановкой цели: «Вспомни!».

5. Создание эмоционального состояния и устойчивого интереса. Поскольку память ребенка – это его интерес, то такие чувства как удивление, восхищение, сомнение, удовлетворение от сделанного открытия обеспечивают запоминание.

6. Обучение логическим приемам запоминания.

7. Организация самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Упражнения для коррекции и развития памяти старших дошкольников

Примерные задания для работ дома по коррекции и развитию памяти детей подготовительных групп....

Программа занятий по развитию памяти старших дошкольников

Программа занятий по развитию памяти  старших дошкольников Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы...

Особенности развития памяти старших дошкольников с ОНР 3 уровня

Исследование по развитию памяти детей с ОВЗ...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности старших дошкольников с речевыми нарушениями

В статье рассматривается понятие социальной компетентности, анализируются структурные компоненты социальной компетентности у старших дошкольников при нарушении речи и нормативном развитии, рассматрива...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие эмоциональной сферы ребенка – главная задача, решение которой возможно только общими усилиями психологов, педагогов, родителей. Ознакомление детей с эмоциональным миром человека должно ...

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР.

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников  с ОНР....