Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР.
статья по психологии (старшая группа)

 Никитенко Анна Андреевна

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников  с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников  с ОНР.

В настоящее время дошкольники с проблемами речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ.

Достаточно хорошо изучены особенности мышления, восприятия, памяти, речи и психического развития этой группы дошкольников (Е.М. Мастюкова, 1997; Г.В. Чиркина, 1996 и др.), но остаются мало изученными личностные особенности этих детей, что отмечает в своих работах В.И. Лубовский (1972, 1978, 1989).

Наряду со специфичным развитием детей с ОНР психики происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы (Г.В. Грибанова, 1980; В.В. Ковалев, 1979; К.С. Лебединская, 1982; А.Е. Личко, 1980 и др.). Симптомами нарушения эмоционально-волевой сферы являются: раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Также ребенку с речевой патологией присущи: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживание контакта с ними.

Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития являются нарушения в формировании  личности. Трудности социальной адаптации, нарушение взаимодействия с социальной средой отмечал еще Л.С. Выготский. Ж.И. Шиф (1965) подчеркивала, что одними из общих закономерностей аномального развития являются изменения в развитии личности ребенка в целом,его  особенностями являются: пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страхов.

Такие нарушения чаще возникают при неправильном семейном воспитании и в случаях неадекватного обучения.

Наблюдения практиков и анализ теоретических работ ведущих специалистов в области логопедии указывают, что существуют особенности личностного развития этих дошкольников, но описания носят фрагментарный характер (O.A. Слинько, 1990; Г.В. Чиркина и Л. Г. Соловьева, 1996).

Анализ научных исследований показал, что изучения личностных особенностей не проводилось, это подчеркивает важность работы педагога-психолога с данной группой дошкольников, так как  нарушения речевого развития влекут за собой нарушения общения. Причем с полным основанием можно говорить о нарушении всех трех сторон данного процесса, выделяемых психологами:

•        коммуникативной (P.E. Левина, 1968),;

•        интерактивной (А.И. Захаров. 1988);

• перцептивной (В .П. Добридень, 1999).

В отечественной психологии одним из ведущих принципов психологического исследования является качественный системный анализ результатов изучения особенностей психики. Этот принцип обусловлен теоретическими положениями отечественной психологии, согласно которым психические процессы формируются прижизненно в процессе деятельности человека, его общения с другими людьми (Л.С. Выготский, 1935; А.Н. Леонтьев, 1974). Поэтому психологические исследования должны быть направлены не на измерение отдельных психических процессов, а на исследование ребенка, совершающего реальную деятельность, на анализ механизмов нарушения деятельности и возможности ее восстановления.

В нашем исследовании участвовало 60 детей дошкольного возраста, которые составили 2 группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальной группе было 30 детей. Они посещали старшую группу детского сада  компенсирующего вида для детей с нарушением речи      г.Москвы. В контрольной группе — 30 детей того же возраста. Они посещали массовый детский сад г. Москвы. Возраст всех участников исследования составил 5-6 лет.

В экспериментальной группе все обследованные дети имели педагогический диагноз "ОНР I, II и III уровня».

На основании наблюдения и анализа педагогической документации всех детей экспериментальной группы мы разделили на три подгруппы: «А», «Б», «В». Критериями отнесения детей к той или иной группе явились особенности установления речевого контакта с взрослыми и детьми.

К подгруппе «А» мы отнесли детей, которые стремились к установлению речевого контакта с окружающими, хотя и испытывали затруднения из-за недостатков речевого развития. Эту группу составило 5 (17%)детей.

Вторую подгруппу «Б» составили дети, испытывающие трудности в установлении речевого контакта,. Эти дети избегали использовать речевые высказывания, а предпочитали паралингвистические средства общения, но негативного отношения к установлению речевого контакта не демонстрировали. В этой группе оказалось 13(43%) детей.

Подгруппу «В» составили дети, демонстрирующие негативное отношение к речевому общению. При попытках установить с ними продуктивный речевой контакт, они демонстрировали реакции пассивного, а иногда активного протеста. Эту группу составило 12(40%) детей.

Следует подчеркнуть, что в каждую из групп вошли дети с разным уровнем речевого развития.

Сравнительный анализ полученных данных экспериментальной и контрольной групп показал, что такие качества как тревожность, агрессивность, заниженная самооценка, нехватка психологического тепла

присутствовали в обеих группах. Но степень выраженности их была различна.

В экспериментальной группе уровень данных был гораздо выше, чем в контрольной. Можно предположить, что выраженность отмеченных качеств в экспериментальной группе связана с нарушением общения детей.

В контрольной группе наличие этих показателей не приводили к нарушению общения детей со сверстниками. Зато здесь был выявлен определенный уровень демонстративности.

В группе «В» оказались дети, у которых обнаружились самые высокие показатели тревожности, агрессивности, нарушения общения. Эти же показатели оказались незначительными в группе «А».

В своих исследованиях мы не обнаружили связи между уровнем речевого развития и полученными результатами. Наши данные не позволяют говорить о прямой связи между тяжестью речевой патологии и выраженностью личностных нарушений.

Результаты исследования показали, что существует прямая зависимость между особенностями родительско-детских отношений, особенностями семейного воспитания и особенностями речевого общения ребенка.

Для группы «А» было характерно наличие демократического стиля воспитания, теплое эмоционально насыщенное отношение к ребенку. Здесь взрослые не делали замечания ребенку, не смеялись над ним, а поощряли к речевому контакту.

В группе «Б» для родительско-детских отношений были характерны такие особенности, как переживания матерью речевого дефекта ребенка, ее повышенная тревожность, связанная с проблемой ребенка. В некоторых

семьях были нарушены взаимоотношения между родителями, большой процент неполных семей, в силу чего мать из-за занятости на работе не могла уделять внимание ребенку.

Самые тяжелые дети были в группе «В». Семьи, в которых эти дети воспитывались, характеризовались авторитарным стилем воспитания. Родители предъявляли ребенку повышенные требования, демонстрировали негативное отношение к имеющимся проблемам. Со слов воспитателей, в беседах с ними матери требовали повысить нагрузки на ребенка, наказывать его, если он плохо занимается.

Таким образом, эти данные со всей убедительностью свидетельствуют о связях нарушения речевого общения с особенностями семейного воспитания и родительско-детских отношений.

Итак, результаты экспериментального изучения детей с ОНР свидетельствуют, что их личность характеризуется наличием психологического дискомфорта, который вызывает ситуации серьезно ограничивающие общение. Это напряженность, тревожность, агрессивность и др.

В наибольшей степени эти особенности проявляются у детей подгруппы «В», где они сочетаются с негативным отношением к речевому контакту. Это затрудняет организацию логопедической работы по преодолению недостатков речевого развития у детей.

Анализ истоков нарушений социально-личностного развития у таких детей показывает, что источником этих нарушений является в первую очередь неправильное отношение к ребенку в семье, непонимание его проблем. А также наличие речевой патологии, препятствующей к установлению продуктивных контактов с окружающими.

Из вешесказанного можно сделать вывод , что в целях повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми ОНР, демонстрирующих коммуникативные нарушения, необходимо осуществлять психологическую помощь таким детям. Эта помощь должна реализовываться в трех направлениях:

  1. Психологическая помощь самому ребенку;
  2. Консультирование родителей по вопросам особенностей детей и оказание помощи им в нормализации родительско-детских отношений;
  3. Консультирование сотрудников, в том числе логопедов, воспитателей, помощников воспитателей, детского сада по вопросам личностных особенностей данной группы детей и выработка совместно с ними оптимального режима, направленного на профилактику нарушений социально-личностного развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Психолого-педагогическое сопровождение естественного развития и становления ребёнка на всех возрастных этапах в условиях дошкольного учреждения

.        Данная программа является вариативной моделью комплексного психолого-педагогического сопровождения одного из субъектов воспитательно-образовательного процес...

Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".

Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"

Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...

Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников

Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников изучались такими известными учеными, как Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, З.И. Истоминой, А.В. Запорожцем и др. Д...