Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Ватомская Оксана Николаевна

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста.

Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее синзитивным  для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Однако если педагог сведёт работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству. Эти задачи можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, "только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное - открывать глаза на дорогое и родное".

Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.

Сухомлинский В.А., раскрывая понятие «Родина», увязывает его с понятиями «человек», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «природная среда», «красота», «любовь», «верность», «традиции» и др..    Отсюда    можно сформировать цель и задачи гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними .

Достижение общей цели – формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста – предполагает последовательное решение ряда задач:

– воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– развития интереса к русским традициям и промыслам;

– формирования элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;

– знакомства с государственной символикой России;

– расширения представлений о городах и регионах России;

– формирования чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;

– формирования уважения к другим пародам и их культуре.

Как показывает анализ практических наработок отечественных педагогов, существенную роль в грамотном решении данных задач играет учет следующих принципов:

– принципа от близкого к далекому;

– принципа учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.

Таким образом, наиболее оптимальным сценарием построения работы по патриотическому воспитанию дошкольников видится следующая модель:

«семья → детский сад → родная улица → родной город → родная страна».

Для решения задач патриотического воспитания в детском саду необходимо также охватывать как можно более широкий круг форм работы. Это могут быть беседы, викторины, игры, праздники, чтение, труд на природе и т.п. Большое значение в формировании патриотических чувств у детей может иметь грамотно организованная экскурсионная и музейная деятельность, главное при ее осуществлении – избежать формализма.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо.  Мы педагоги   находим для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для  этого нам  нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

ИГРЫ, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игру, начиная с  детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования,   перерастает  в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача наша  - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

В процессе реализации задач   можно получить следующие результаты:

- повысить уровень развития дошкольников;

- обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;

- повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;

- повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.

 Уясняя  сущность  и  содержание  патриотизма   и   его огромное значение в развитии и формировании  личности,  нельзя  не  привести полные глубочайшего смысла слова К. Д.  Ушинского.  «Как  нет  человека  без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,-  так  нет  человека  без  любви  к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный  ключ  к  сердцу  человека  и могущественную  опору  для  борьбы  с  его  дурными   природными,   личными, семейными и родовыми наклонностями»

В заключение отметим, что педагогическая теория и практика убедительно показывают, что формирование такого социально значимого качества личности как патриотизм, не просто возможно, но и необходимо начинать с самых ранних лет жизни. Существующая в нашей стране система дошкольного образования располагает достаточными ресурсами (кадровыми, материальными, научно-методическими) для решения данной актуальной задачи, а изменения в государственной политике в этой области, выразившиеся в разработке и принятии ряда правительственных документов, обеспечивают этому жизненно важному для нашей Родины процессу необходимую правовую основу.

Список используемой литературы:

1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина  Издат. Радяньска школа 1989г

2 freepapers.ru/16/vospitanie-patriotizma.../197627.1191457.list5.html

3. В.Д. Сиповский «Родная старина». – М./ Современник, 1993.

4. Харламов И. Ф. Педагогика

5. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Сказка» города Котовска Тамбовской области

Доклад на тему

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

                                                                     

                                                                Выполнила воспитатель

                                                 Ватомская О.Н.

Котовск 2022

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста.

Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее синзитивным  для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Однако если педагог сведёт работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству. Эти задачи можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, "только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное - открывать глаза на дорогое и родное".

Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.

Сухомлинский В.А., раскрывая понятие «Родина», увязывает его с понятиями «человек», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «природная среда», «красота», «любовь», «верность», «традиции» и др..    Отсюда    можно сформировать цель и задачи гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними .

Достижение общей цели – формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста – предполагает последовательное решение ряда задач:

– воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– развития интереса к русским традициям и промыслам;

– формирования элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;

– знакомства с государственной символикой России;

– расширения представлений о городах и регионах России;

– формирования чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;

– формирования уважения к другим пародам и их культуре.

Как показывает анализ практических наработок отечественных педагогов, существенную роль в грамотном решении данных задач играет учет следующих принципов:

– принципа от близкого к далекому;

– принципа учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.

Таким образом, наиболее оптимальным сценарием построения работы по патриотическому воспитанию дошкольников видится следующая модель:

«семья → детский сад → родная улица → родной город → родная страна».

Для решения задач патриотического воспитания в детском саду необходимо также охватывать как можно более широкий круг форм работы. Это могут быть беседы, викторины, игры, праздники, чтение, труд на природе и т.п. Большое значение в формировании патриотических чувств у детей может иметь грамотно организованная экскурсионная и музейная деятельность, главное при ее осуществлении – избежать формализма.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо.  Мы педагоги   находим для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для  этого нам  нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

ИГРЫ, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игру, начиная с  детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования,   перерастает  в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача наша  - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

В процессе реализации задач   можно получить следующие результаты:

- повысить уровень развития дошкольников;

- обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;

- повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;

- повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.

 Уясняя  сущность  и  содержание  патриотизма   и   его огромное значение в развитии и формировании  личности,  нельзя  не  привести полные глубочайшего смысла слова К. Д.  Ушинского.  «Как  нет  человека  без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,-  так  нет  человека  без  любви  к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный  ключ  к  сердцу  человека  и могущественную  опору  для  борьбы  с  его  дурными   природными,   личными, семейными и родовыми наклонностями»

В заключение отметим, что педагогическая теория и практика убедительно показывают, что формирование такого социально значимого качества личности как патриотизм, не просто возможно, но и необходимо начинать с самых ранних лет жизни. Существующая в нашей стране система дошкольного образования располагает достаточными ресурсами (кадровыми, материальными, научно-методическими) для решения данной актуальной задачи, а изменения в государственной политике в этой области, выразившиеся в разработке и принятии ряда правительственных документов, обеспечивают этому жизненно важному для нашей Родины процессу необходимую правовую основу.

Список используемой литературы:

1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина  Издат. Радяньска школа 1989г

2 freepapers.ru/16/vospitanie-patriotizma.../197627.1191457.list5.html

3. В.Д. Сиповский «Родная старина». – М./ Современник, 1993.

4. Харламов И. Ф. Педагогика

5. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864.

 

         

         

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему :«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её б...

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста с ОНР (из опыта работы)...

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста.

 В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность  и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитать любовь к Родине....

Мозговой штурм "Необходимость формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"

Данный мозговой штурм поможет старшему воспитателю в работе с педагогами по повышению профессиональной компетентности....

Консультация для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание для детей дошкольного возраста"

детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других наро...

Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе. Тема: День Победы.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе по теме "День Победы". Обобщение мат...

Нравственно-патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

Нравственно -патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В ...