Формирование предпосылок универсальных учебных действий
статья
Понятие «Универсальные учебные действия».
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как комплекс действий учащегося (ребенка), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок универсальных учебных действий
Понятие «Универсальные учебные действия».
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как комплекс действий учащегося (ребенка), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять процесс учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей ребенка.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Виды универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) коммуникативный; 4) познавательный.
Личностные УУД:
1) Самоопределение
- осознает свои умения, возможности, нравственные качества, способности;
- осознает свою роль в семье;
- адекватно и критично оценивает свои достижения и личностные качества.
2) Смыслообразование
- проявляет осознанные познавательные интересы;
- устанавливает для себя личностно-значимые цели учения («Я хочу знать, потому что…» «Мне интересно учиться, потому что…»;
- имеет мотивацию к социально-значимой и оцениваемой деятельности (Я хочу научиться, чтобы…».
3) Нравственно-этическая ориентация
- соотносит события и собственные поступки с принятыми моральными принципами;
- самостоятельно выделяет нравственный аспект поведения;
- проявляет эмпатию, сопереживание, внимательное и доброжелательное отношение к людям, их чувствам;
- Способен к моральной самооценке («Я поступил хорошо (плохо), потому что…»)
Регулятивные УУД
1) Целеполагание
- ставит перед собой учебную задачу;
- сохраняет заданную цель;
- выделяет и соотносит известное и неизвестное.
2) Планирование
- составляет план и последовательность своих действий для достижения поставленной цели, результата.
3) Прогнозирование
- предвосхищает результат своих действий.
4) Контроль
- осуществляет действие по образцу и заданному правилу;
- сравнивает свой результат с образцом;
находит ошибку, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
5) Коррекция
- вносит изменения в свой план и способ действия, как по указанию взрослого, так и самостоятельно.
6) Оценка
- оценивает свои возможности, интересы, трудности;
- осознает качество своего усвоения;
- адекватно принимает оценку своего результата взрослым и сверстником.
7) Саморегуляция
- проявляет волевые усилия;
- преодолевает препятствия;
- доводит начатое до конца.
Коммуникативные УУД
1) Продуктивное взаимодействие
- интегрируется в группу сверстников;
- позитивно относится к процессу учебного сотрудничества;
- определяет и выбирает способы взаимодействия.
2) Разрешение конфликтов
- выявляет и осознает разногласия, несовпадения интересов;
- учитывает и уважает позицию партнера
- отстаивает свою позицию.
3) Управление поведением партнера
- оценивает, контролирует и корректирует действия партнера.
4) Владение монологической и диалогической речью
- слушает собеседника и вступает в диалог;
- участвует в коллективном обсуждении проблемы;
- полно и точно выражает свои мысли.
Познавательные УУД
1) Общеучебные
- самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель;
- выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- контролирует и оценивает результаты своей деятельности;
- использует наглядные модели (схемы, чертежи, планы);
- понимает смысл прочитанного.
2) Логические УУД
- анализирует – выделяет существенные признаки;
- синтезирует – составляет целое из частей;
- способен к проведению сравнения, классификации, обобщения объектов;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- логически рассуждает, выстраивает доказательства.
3) УУД по постановке и решению проблемы
- формулирует проблему;
- самостоятельно создает способы решения проблем творческого и поискового характера.
Критерий оценки сформированности универсальных учебных действий
- соответствие возрастно – психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и логикой возрастного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/15/picture-299496-1487148160.jpg)
Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий
Презентация "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных действий"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-578800-1518689639.jpg)
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ
презентация по теме: Универсальные учебные действия...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-696753-1491825023.jpg)
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.
Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-702238-1446982838.jpg)
Доклад на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на методическом объединении...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как основа их дальнейшего успешного обучения
Содержание психолого - педагогичекой роботы со старшими дошкольниками по формированию УУД...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-812377-1473145544.jpg)
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-607558-1705425404.jpg)
Механизмы формирования предпосылок универсальных учебных действий на основе системно- деятельностного подхода
Концептуальная идея формирования УУД ,принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения и проходят сл...