Консультация для родителей "Подготовка к школе"
консультация

Консультация для родителей "Подготовка к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsulatsiya_may.doc641.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей к школе

Подготовка детей к школе актуальная проблема для родителей. Этот вопрос встает перед всеми родителями, чьи дети посещают группы детского сада, учреждения дополнительного образования, и те, кто воспитывает детей дома, и те кто в силу ряда заболеваний не может посещать ни детский сад и учреждения дополнительного образования. Какой должен быть ребенок, идущий в первый класс, что скрывается за понятием школьная готовность. Все дети с разными индивидуальными возможностями и способностями, поэтому встает вопрос, что развивать и как подготовить ребенка

Подготовить ребенка к школе – научить читать, считать ребенка, приготовить школьные принадлежности. Не стоит перекладывать ответственность на воспитателей или учителей первого класса! Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, совсем не обязательно иметь педагогическое образование! Но подготовку к школе лучше  начать за год или даже за два до школы.

Педагоги-психологи выделяют несколько показателей готовности детей к школьному обучению - это мотивационная готовность, личностная, умственная, эмоционально-волевая и физическая готовность. Вся работа должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.

Мотивационная готовность.

Важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.

Личностная готовность.

Личностная готовности включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность самооценки и представлений о себе, а также определенную эмоциональную зрелость. Так же сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Умение или неумение взаимодействовать с окружающими прививается каждому ребенку – здоровому или больному – еще в раннем детстве. Конечно, что-то зависит от индивидуальных психологических особенностей малыша, что-то от стадии и выраженности основного заболевания.

Умственная готовность

Включает сформированность речи, мышления, восприятия, памяти, внимания и воображения. Она выступает центральным компонентом школьной готовности. Под интеллектуальной готовностью понимается целый комплекс черт умственного развития дошкольника, неразрывно связанный с познавательной и будущей учебной деятельностью.

Эмоционально-волевая готовность

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Наряду с этим учитывается и эмоциональная напряженность, которая оказывает сильное влияние на внутренние изменения в самих психических процессах. Наибольшие изменения происходят (по мере убывания) в памяти, психомоторике, речи, скорости мышления и внимании. Таким образом, эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей. Готовый к обучению ребенок с устойчивой эмоциональностью и позитивным эмоциональным настроем по отношению к себе и окружающим.

Физическая готовность

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей (мозаики, пазлы), конструировать, раскрашивать карандашами, рисовать красками. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Детей дошкольного возраста с ДЦП особенно важно подготовить к обучению к письму, так как это наиболее сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Это длительный трудоемкий процесс, который детям с ДЦП достается нелегко. При работе по формированию навыка письма необходимо помнить о соблюдении следующих условий:

Правильная посадка при письме.

Постановка руки.

Правильное движение руки по строке.

Ориентировка на странице тетради и строке.

Штриховка.

Обведение лекал, шаблонов.

Графические упражнения.

А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления. Огромная роль в развитии мелкой моторики принадлежит семье. Ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен реабилитационного центра. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности. С ребенком нужно заниматься каждый день.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р из группы «одежда» убрать цветок).

Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.

Уметь доброжелательно общаться с другими детьми

Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

Уметь обслуживать себя.

Советы родителям по подготовке ребенка к школе:

1.Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Это правило универсально для всех детей - и больных, и здоровых.

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.

Не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую руку.

Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и прочее.

Учите схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать  буквы.

Следующий необходимый навык - штриховка. Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски.  Воспитание аккуратности при штриховании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.

Для того чтобы, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода, транспорта, животных, вплоть до более сложных игр. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ, с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки.

Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров, альбомов должно быть своё место.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите и выделяйте только получившееся у ребенка и он научится делать хорошо. Помогайте ребенку преодолевать ошибки Вы самый главный и верный помощник вашему ребенку.