Влияние компьютера и интернета на психическое и физическое здоровье дошкольников
консультация (старшая группа)

Крылова Ольга Александровна

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. А компьютер воспринимается нами как ее неотъемлемая часть. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние компьютера и интернета на физическое и психическое здоровье»

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. А компьютер воспринимается нами как ее неотъемлемая часть. Большое количество родителей с раннего возраста приучают детей к компьютеру, возможно и не осознавая того. Очень удобно, что ребенок чем-то занят, и у родителей при этом высвобождается какое-то время для собственных дел. Родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. Как показывают многочисленные исследования, даже непродолжительное время, проведенное за компьютером, дает значительную нагрузку, как на психику ребенка, так и на его зрительную систему. В случае, если усталость, возникшую в результате занятий, ребенок заметит сразу, то переутомление, вызванное злоупотреблением компьютером, практически всегда остается незамеченным. Ребенок, увлекшийся интернетом или компьютерными играми, находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. И именно данное эмоциональное возбуждение и не позволяет им вовремя заметить наступившую усталость, и работа с компьютером продолжается дальше. А если за компьютером сидят абсолютно маленькие дети, о вреде бесконтрольного доступа к компьютеру не приходится даже и говорить. Зачастую, если родители заняты, ребенок проводит за экраном компьютера практически весь день. А вечером мамы удивляются, почему ребенок становится настолько возбужденным, нервным и неуправляемым. Ребенок может подолгу не засыпать, а заснув, постоянно просыпаться, или же даже просто кричать во сне.

Существуют четыре основных вредных фактора воздействия компьютера на ребенка: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение.

1. Нагрузка на зрение.

Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения и развитию близорукости. При соблюдении некоторых правил, нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

- Ребёнок младшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, 3-4 раза в неделю, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз.

- Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

 - Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.

2. Стеснённая поза.

Вторым по вредности фактором, влияющим на физическое здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы могут возникнуть следующие нарушения:

-Заболевания суставов кистей рук.

-Затрудненное дыхание.

-Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника.

3. Психическая нагрузка

Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. В чем же проявляется влияние компьютерных игр на несформированную детскую психику.

Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире.

Дети, которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими.

Игры, особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к тому, что дети перестают фантазировать. Они с трудом обобщают и анализируют информацию. В своей работе мне приходится сталкиваться с очень искаженным поведением детей. Это могут быть скованность, недостаточное развитие речи, повышенная агрессивность, демонстративность поведения. Ребенок не может ответить на простейший вопрос (стесняется, но при этом не боится кривляться при чужих, посторонних людях и может вести себя абсолютно неуправляемо)

Результатом чрезмерного увлечения детей компьютерными играми может быть :

Агрессивность;

Недостаточное развитие речи;

Чрезмерная возбудимость;

Расстройство сна;

Нарушение контакта с окружающими;

Тревожность;

Нарушения эмоциональной сферы;

Проблемы с социализацией;

Нарушения концентрации внимания.

4. Излучение.

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны, монитор вообще не производит. Существует такое понятие, как электростатическое излучение, которое довольно вредное. Оно действует на расстоянии полуметра от экрана. Суть его заключается в том, что оно разгоняет пыль, которая осела на монитор и негативно влияет на глаза и кожу человека, который сидит за компьютером.

На современных мониторах есть защитные фильтры, которые уменьшают излучение. Но также нужно проводить влажную уборку, проветривать помещение, а также рекомендуют умывать холодной водой лицо после работы за компьютером.

И подводя итоги, хотелось бы обратиться с большой просьбой к родителям. Пожалуйста, обращайте внимание на игры ваших детей. Помните: не все компьютерные игры рассчитаны на них. Не оставляйте ребенка одного в этом сложном мире информации. Интересуйтесь, какие игры ему нравятся, какие книги, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, почему? Если не Вы, то кто поможет вашему ребенку разобраться во всем этом окружающем многообразии, в своих эмоциях? Помните, что предупредить эмоциональные нарушения ребенка гораздо легче, чем их потом исправить! Любите своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в сохранении психического и физического здоровья дошкольников в период адаптации.

В дошкольном учреждении с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Этот период адаптации детей давно является предметом и...

Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного ...

Сохранение психического и физического здоровья дошкольников

Приведен  разбор возможных стрессовых ситуации в жизни ребёнка...

Консультация для педагогов «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развит...

Взаимодействие педагогов и родителей по сохранению психического и физического здоровья дошкольников.

Задача модернизации  взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья»....

Музыкально-оздоровительная работа для укрепления психического и физического здоровья дошкольников в семье

родители и музыкальный руководитель, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедрять технологии здоровьесбережения....

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: "Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников"...