Консультации для родителей Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.
учебно-методический материал (старшая группа)

Китусева Юлия Андреевна

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx29.74 КБ
Файл konsultatsiya_2.docx24.52 КБ
Файл konsultatsiya_3.docx16.28 КБ
Файл konsultatsiya_4.docx16.94 КБ
Файл konsultatsiya_5.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

 «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.

       Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи: Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике, Гармонизация развития творческой личности, Формирование национальной идеологии, Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества; Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике.

        Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовнонравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века. Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.

     Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств.              Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

       В то же время здесь существует ряд противоречий, которые не позволяют достигать многим из них прогнозируемых и планируемых результатов: 1.Стихийность создания и работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы мини- музеев в мировой образовательной практике. 2.Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих деятельность мини- музеев: в результате не учитывается специфика отдельного мини- музея и его возможностей для оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. 3. Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания, образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности музея на достойном профессиональном уровне. Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи мини-музеи зачастую являются любительским делом отдельных энтузиастов. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет. Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в истории страны. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, в связи с этими переменами? Поэтому центральной в музейной педагогике стала культура посетителя. Во вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии. Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач. Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются: Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции: - позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов; - позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы; - позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем. Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации. Это взаимодействие строится на следующих принципах: Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование. Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам. Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать автором, понять авторские позиции других людей и групп. Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества При разработке инновационных проектов по внедрению программ воспитания детей средствами музейной педагогики администрации учебных общеобразовательных учреждений и авторы-разработчики, составители проектов встречаются с определёнными трудностями. Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, предлагаем модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования . Итак, в первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя: цель, задачи, направления, принципы, музейные педагогические технологии. По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать её результативность. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Задачи музейной педагогики: Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. .Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Формирование у дошкольников представления о музее. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Развитие речи и расширения словарного запаса. Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению. Воспитание культуры поведения. Направления деятельности музея: - Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини- музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты. - Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов: Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции; Разработка архитектурно - художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно- художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. - Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования: Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы; Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов; Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ. Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение. - Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения. При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы: Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает; Комплексность – включение всех типов восприятия; Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ. Проведение занятий требует дифференцированного подхода к детям, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка. Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа? В садах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются: - научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; - формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; - формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; - развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению; - формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие. Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у воспитанников позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки. Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Если музейное занятие сохраняет преемственность с традиционными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейное занятие, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное. К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся: - интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; - занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; - занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж; - занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урокпрезентация; - занятия с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз; - занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте. Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: - каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; - учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; - посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию; - следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.). Музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов. Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит воспитателя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал воспитателя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современного образования, выполняющей социальный заказ общества. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Праздники в нашем музее особенные, они сопровождаются интересными событиями, которые поучительны для детей и заканчиваются как правило совместным с родителями чаепитием. На таких праздниках дети узнали о разных видов хлеба у разных народов, о правильной сервировке и о правильном употреблении некоторых видов продуктов, о значении пословиц и поговорок о хлебе у разных народов, и многое другое

Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром. Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах. Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития. В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду созданы мини-музеи: «Русская изба», «Музей, посвященный Великой Отечественной Войне», «Югорский край», «Музей воздуха», картинная галерея. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников. Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев. Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Список литературы. 1.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007 г. 2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДетствоПресс,1998 г. 3.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005 г. 4.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006 г. 5. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 200410.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: ЛинкаПресс, 2008 г. 6. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002 г. 7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: ЛинкаПресс, 2004 г.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЕЙНОЙ  ПЕДАГОГИКИ В НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении могут сыграть образовательные учреждения, в рамках, деятельности которых обеспечивается духовно- нравственное становление подрастающего поколения.

В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования и его познания. Гуманистическая психология и педагогика понимает воспитание как создание условий для развития ребенка и его максимальной самореализации. Воспитание призвано помогать ребенку, устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития. «Воспитывать – это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей», включающих отношение к природе, рукотворному миру, явлений общественной жизни, к самому себе. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, развивать эстетическое к ней отношение, подготовить его – не столько информационно, сколько эмоционально - к восприятию произведения искусства.

Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающего ребенка вещей. Радость познания и удовольствие от рассматривания – это, по существу, явления сходные и синхронные. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, очень восприимчивы к конкретике и проявляют большой интерес к действительному разглядыванию предмета. Иными словами, способность к зрительному переживанию у них развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. В пространстве музея возникает уникальная возможность предъявить ребенку не просто предмет, а предмет музейного значения, обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых вещей, которые ребенок никогда не встречал, да и не может встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире.

Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка. Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.

Музейная информация может быть активно освоена в процессе игровой деятельности.

Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение (хакасские хороводные игры: «Смирный котик», «Вокруг веревки», «Рукавичка», «Медведь и пень»; хакасские подвижные игры: «Пробеги мимо «Аба» (медведь), «Медведь и пни», «Козлята и волк» и т.д.). В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.

Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению. Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер, каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или поодиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное: он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знания (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и, что более важно побуждает к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.

Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрированных предметов следует ограничивать, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

Вообще методика рассматриваемой работы предполагает постоянную организацию аудитории. Решая такие вопросы, как на что обратить внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы, экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель – воспитание музейной культуры маленького посетителя. Для того чтобы ребенок обогатился новыми знаниями и впечатлениями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возвращение к уже увиденному и услышанному.

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.

В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

План реализации проекта

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музеев».

  • Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
  • Интерактивность и поли функциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения, различных воспитательно - образовательных задач (в том числе комплексно).
  • Психологическая комфортность и безопасность деятельности.

Второй этап, поисковый - «Создание мини-музеев».

  • Планирование системы работы по блокам: «Мои корни», «Любимый город, в котором я живу», «Культура и традиции», «Не забыть нам даты этой» (экспозиции в течение года могут изменяться).
  • Определение места размещения мини-музея: месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и поли функциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности.
  • Планирование экспозиций мини-музея в ДОУ: могут располагать постоянными и сменными экспозициями.
  • Выбор дизайна оформления мини-музея.
  • Подбор экспонатов: размещение экспонатов в разной плоскости, размещение материала на настенных полочках, использование ширм, стендов, размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
  • Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность.
  • Составление каталога экспонатов и плана работы в мини-музее.

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музея».

На этом этапе проходит презентации мини-музеев и организация смотра - конкурса на лучший мини - музей.

Четвертый этап, деятельности - «Функционирование мини-музеев».

Мини-музей нашей группы

  • «Мои корни»

Экспозиция «Игрушки наших родителей»

Замечательным украшением экспозиции были игрушки наших мам и бабушек. Рассматривая их, дети поняли, что и мамы, и бабушки тоже были маленькими, тоже играли такими добрыми и красивыми игрушками.

Но работа началась с того, что детям дали задание спросить у родителей, чем они играли в детстве?

«Такие разные куклы»

После экспозиции «Игрушки наших родителей» последовала экспозиция «Такие разные куклы». Дети выяснили историю возникновения куклы, ее жизненный путь, какие бывают виды кукол. Принося новую куклу, наперебой рассказывали своим товарищам о ней.

«Имя с большой буквы»

Для развития социального партнерства у воспитанников был организован проект «Что в имени моем.» Семья искала значение имени ребенка, красиво оформляли сообщение, альбом или открытку. В итоге работы наш мини-музей пополнил альбом под названием «Презентация имени»

«Герб семьи»

В продолжении проекта «Что в имени моем.» последовал проект «Герб семьи». Воспитанники узнали о значении своего имени и решили на этом не останавливаться. Каждая семья узнала о значении своей фамилии и, исходя из этого создала свой герб семьи. Герб отображает профессии родителей, значение фамилии, хобби семьи и т. д. каждый ребенок с гордостью рассказывал о своей семье, делился подробностями. Все это служит большему сплочению не только семьи, но и воспитанников нашей группы.

  • «Любимый город, в котором я живу».

Экспозиция «С Днем рождения любимый город»

В связи с празднованием дня рождения города в мини-музее оформили экспозицию «С Днем рождения любимый город». В экспозицию вошли: дидактические игры, альбомы, наборы открыток, сувенирная продукция с символикой города.

Семейная экскурсия «Достопримечательности города Абакана»

Оформляя стенд «Достопримечательности города» мы воспользовались фотографиями наших воспитанников. Дети с удовольствием показывали и рассказывали об истории своего города.

Экспозиция «Куклы в национальных костюмах»

Работу по поликультурному воспитанию надо проводить обязательно и начинать надо с детей и их родителей. К сожалению, уровень знаний по данному вопросу очень низкий, нет достаточного количества пособий, литературы. Работу приходится начинать почти с нуля, но это не пугает. Мы на первом родительском собрании решили, что создадим в нашей группе экспозицию «Куклы в национальных костюмах»

Экспозиция «Профессии родного края»

Воспитание уважения к труду и людям, честно и ответственно выполняющим свои трудовые обязанности, надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у воспитанников возникло понимание важности и необходимости профессионального труда. Вместе с тем именно в этом возрасте важно активизировать у воспитанников стремление развивать свои способности и умения для увеличения потенциала возможностей профессиональной реализации в будущем. Чтобы сформировать у воспитанников эмоциональное отношение к профессиональному миру, познакомить воспитанников с профессиями области в нашем мини-музее появилась экспозиция «Профессии родного края»

  • «Культура и традиции»

Экспозиция: «Бабушкин чуланчик»

«Бабушкин чуланчик» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят детского дома с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.

Экспозиция «Обереги»

Музей тряпичных кукол, созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа

Экспозиции «Народные приметы».

Здесь размещены разнообразные экспонаты: игрушки, картинки, детские поделки, изображения растений и животных, по поведению которых можно предсказать погоду, т.е. живые организмы-барометры (в отсутствии солнца перед пасмурной погодой и вечером одуванчик плотно закрывает цветки; перед дождливой погодой шишки сосны и ели плотно смыкают чешую; пчелы перед дождем не вылетают из улья; муравейник перед дождем выглядит опустевшим, муравьи прячутся и закрывают свои ходы; паук не плетет паутину).

  • «Мы всегда помним о Победе»

Экспозиция «Мы всегда помним о Победе»

Для понимания важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека, сохранения интереса к истории своей страны, осознанного проявления уважения к заслугам и подвигам участников Великой Отечественной войны. Нами совместно с родителями воспитанников группы, была проведена поисковая работа по изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, подбору экспонатов и созданию экспозиции «Мы всегда помним о Победе».

Таким образом, мини – музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую и большую Родину. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей взрослых.

Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива: детского сада, класса, школы, а затем и всей станы. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

Дошкольное детство – пора ежедневных открытий. И главная задача педагогов в том, чтобы ежедневно дарить детям радость этих открытий, наполнив их воспитательным содержанием, зароняя в детские сердца искорки любви к родному краю, к великой нашей Родине.



Предварительный просмотр:

Консультация «Значение музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей»

 «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно- педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.

Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?

В последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Поэтому мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: в современном обществе в формировании и воспитании нравственности и патриотизма среди дошкольников, музеи и мини- музеи играют важную роль, так как особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинность музейных предметов



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль музея в патриотическом воспитании дошкольника»

"Роль музея в патриотическом воспитании дошкольника в условиях реализации ФГТ".

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В. А. Сухомлинский.

Изучение родного края, патриотическое воспитание представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон, деревня, город. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу группы, детскому саду, народу.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма, патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка проектов, методических рекомендаций. Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные проекты, является музейная педагогика.

Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей. Музейная педагогика дает возможность ребенку целостную картину мира, позволяет раскрыть и развивать свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду. Интерес к окружающему миру, к культуре пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения. Средства музейной педагогики, взаимное партнерство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно – образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, мышление т. д.). Поэтому в нашем детском саду разработаны планы работы с музеями города и мы посещаем: Музей народной культуры, историко- краеведческий музей, Музей – диораму «Курская битва», где работники музеев проводят с детьми беседы, экскурсии по истории нашего края. Дети проживают определенную тематическую, историческую ситуацию или исторический период, расширяют свои знания об особенностях природы нашего края, совершают «путешествия» в далекое прошлое края.

Наши музеи ждут посетителей.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в детском саду создаются «мини – музеи». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, и истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Важная особенность мини – музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.

В нашем детском саду существуют такие мини – музеи как : «Мир вокруг нас» (коллекция тарелок с символами наших городов, «Игрушки»«Колосок»; Микро – лаборатории «Почемучки», «Коллекции кукол в народных костюмах, пуговиц, злаков, бабушкиных новогодних игрушек» и т. д.

Содержание, оформление и назначение мини – музеев отражают специфику возраста детей. Мини – музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.

Старинная мудрость напоминает нам«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Формирование исторических знаний по истории родного края – это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогов различных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольного учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет музейная педагогика.

Воспитание отношения детей к родному краю для формирования их морального облика, представлений о моральных ценностях, способствует осознанию и развитию таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение.

Литература:

1. Музеи Онлайн.

2. «Мини – музей в детском саду», Рыжова Н., Логинова Л., Данимок А., «Линка – пресс», М. ,- 2008г.

3. «Музейная педагогика», под ред. Морозовой А. Н., Мельниковой О. В., Тв. Центр, М., 2008г.

4. «Музей и дети», Пантелеева Л. В., Изд. Дом «Карапуз», М., 2000г.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001-2015 годах реализованы три государственные программы патриотического воспитания, что говорит об актуальности проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня. Подписанным постановлением утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей, педагогов школ и дошкольных образовательных организаций, стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания.

Всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике, так как интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Музейная педагогика интегрируется в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).

Важную роль в развитии музейной педагогики сыграли труды М.С. Страховой, М.Ю. Юхневича . Исследованы и разработаны методологические аспекты взаимодействия музея и образовательной организации, и организационно-педагогические основы отечественной музейной педагогики в трудах Б.А. Столярова и М.Ю. Юхневич. Анализ существующих научных исследований по данной теме позволяет выделить музейные средства как основу нравственно-патриотической воспитательной работы в ДОУ.

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место  в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах XX столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.

Термин «музейная педагогика» определяется как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, а её предметом являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея

Интерактивность – основной  методологический приём в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:

  • расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;
  • гармонизация развития творческой личности;
  • формирование национальной идеологии;
  • сохранение традиций, возвращение к исконно нравственным ценностям;
  • патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
  • создание новой музейной аудитории;
  • расширение пространства влияния музея.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.    Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала

Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации ребёнка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться  местом хранения реликвий, раритетов, музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом  повышения культурно-образовательного процесса

В то же время  здесь существует ряд противоречий:

  • стихийность создания и работы мини-музеев;
  • отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы мини-музеев в мировой образовательной практике;
  • отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику  или обеспечивающих деятельность мини-музеев: в результате не учитывается специфика отдельного мини-музея и его возможностей для оптимизации  образовательно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

  Во многих дошкольных образовательных организациях сегодня создаются различные мини-музеи. Слово «музей» происходит от греческого и латинского слов – храм, муза, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.

При разработке инновационных проектов по внедрению программ воспитания детей средствами музейной педагогики предлагается  модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования
Итак,  в первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя:

  • цель;
  • задачи;
  • направления;
  • принципы;
  • музейные педагогические технологии.

По данному алгоритму можно составить модель  музейной педагогики.
Цель музейной педагогики – создание условий для всестороннего развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:

  • нравственно-патриотическое воспитание детей, воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению;
  • обогащение развивающей предметно пространственной среды ДОУ;
  • формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности;
  • развитие речи и расширения словарного запаса.

Направления деятельности музея:

Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини-музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее

–Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

Создание экспозиции – сложный  процесс, проходящий несколько этапов:

1. Разработка концепции будущей экспозиции, т.е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции.

2. Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции.

– Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии  является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
[Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога .]2

Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы  музея является  разнообразие форм массовой и образовательно-воспитательной работы: проведение экскурсий и занятий по экспозиции, встреч с участниками войн, выдающимися деятелями  науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Музей должен органично вписываться в план работы образовательной организации

Особенности мини-музея в детском саду:

 участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;

 ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;

 мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики обоснованно можно считать мини-музей «тематического содержания».

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй). Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение

Работа с использованием технологии музейной педагогики предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, но и пробуждения творческой активности детей. Поэтому необходимо продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры- упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр необходимо использовать такие виды деятельности как: изготовление технологических карт опытов и экспериментов, рисунки, коллажи, аппликации, схемы, модели

  Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем,  насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит воспитателя в  коммуникативные ситуации, требуя проявления  качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал воспитателя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность  педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование нравственно-патриотических чувств у детей

       Таким образом, использование технологии музейной педагогики в детском саду актуально и эффективно. Музейная педагогика даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Именно в деятельности мини-музея, моделируя разнообразные ситуации, ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребёнку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Музейная педагогика является эффективным средством нравственно-патриотического воспитания детей, в том числе и в условиях дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...

Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

Приобщение детей к народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности....

индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средством музейной педагогики»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГАМБДОУ ЦРР –детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск РС(Я)     Воспитатель: Матвеева Валентина ВладимировнаПериод...

Опыт работы «Воспитание духовно-нравственной культуры дошкольников средствами музейной педагогики »

Одним из направлений в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является ознакомление с родным краем: его культурой, историей, традициями.Однако, в ходе работы с детьми, мы пришли...