"Роль речи в психологическом развитии ребенка"
консультация

Мурихина Елена Рудольфовна

Правильность и успешность усвоения речевых умений во многом зависит от окружающей среды и особенностей воспитания в семье и образовательных учреждениях.В этой статье мы рассмотрим основные этапы  развития речи и  возрастные  особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roiteley_ot_16.05.22.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

       Роль речи в психологическом

                развитии  ребенка.

В раннем и особенно в дошкольном возрасте происходит активное развитие речи у детей, которое влияет на совершенствование всех психологических процессов.

Овладение речевыми навыками – сложный процесс, который протекает по-своему у каждого малыша. Он включает в себя формирование разговорной речи, понимание обращенных слов, выражение собственных мыслей, эмоций, желаний средствами языка.

Правильность и успешность усвоения речевых умений зависит во многом от окружающей среды и особенностей в семье и образовательных учреждениях.

Вот почему явные речевые нарушения приводят к ряду негативных последствий:

*у малыша замедляется формирование познавательных процессов

*развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими ( замкнутость, нерешительность, низкая самооценка)

*появляются сложности в усвоении школьных умений- письма, чтения, что снижает детскую успеваемость.

Чтобы снизить риск появления подобных нарушений, важно знать последовательность усвоения правил родного языка и нормы формирования речевых умений.

      Основные этапы развития речи

Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш.

1.Подготовительный  этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:

2.Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов ( обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.

3.Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. К концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.

В 3 года дети:

*Обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;

*Начинают применять множественное число существительных;

*Знают основные части тела и могут их показать и назвать

*используют союзы « если», « когда», «потому что»

*называют свой пол, имя и возраст

*понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи

*понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно

В 4 года малыши:

*Используют в речи до 2000 слов

*меньше сокращают, переставляют и пропускают слова

*отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки

*иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки

*задают множество вопросов - как простых, так и довольно сложных

*говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями- « Я стукнул Васю, потому что он забрал машинку»

В 5 лет ребенок:

*Расширяет свой словарь до 2500-3000 слов

*может составить рассказ по картинке

*применяет обобщенные понятия : цветы, дикие животные, обувь, транспорт

*использует в предложениях все части речи-прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и др.

*разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных

*чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.

В 6-7 лет дошкольники:

*используют в речи от 3500 слов

*разговаривают образными выражениями, метафорами ( «Радужная улыбка», « мамино счастье»)

* склоняют все члены предложения по роду, падежу, числу

*любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевой игры в психологическом развитии ребенка

Сюжетно-ролевая игра и возникает, по мнению Д. Б. Эль-конина (1996), только на определенном этапе исторического развития общества как особый институт социализации, позволяющий ребенку осуществить орие...

Роль речи в психическом развитии ребенка

Крнсультация для родителей, содержит краткую информацию о функции речи и о влиянии речевых нарушений на психическое развитие ребенка...

Роль речи в общем развитии ребенка

В материале содержится информация о том, какую роль играет речь в развитии личности  ребенка....

«Роль игры в психологическом развитии ребёнка»

laquo;Роль игры в психологическом развитии ребёнка»...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....

Консультация для воспитателей и родителей «Значение речи в психологическом развитии ребенка»

Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Речь различают двух видов: внутренняя и внешняя. Внутренняя речь - то, что мы произноси...

Статья "Роль речи воспитателя в развитии роли речи детей"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь....