Нравственно патриотическое воспитание через любовь к родному краю.
статья (средняя группа)

Подругина Наталья Геннадьевна

Патриотическое воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно патриотическое воспитание

через любовь к родному краю.

Воспитатель: Подругина Н.Г.

«Не может быть настоящим сыном Отечества тот,

кто не стал истинным сыном матери и отца».

В.А.Сухомлинский

    Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к семье, родному дому, городу, краю, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику, гордость за вой народ, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике. Все это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.

    В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой.

    Воспитание начинается с дошкольного возраста. И мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.

    Воспитание патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие эго был принят указ Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» от 20 октября 2012 г. № 1416.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой, большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

    Актуальность данной проблемы прослеживается и сейчас. Проблемой формирования любви к Родине занимались следующие ученые: С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие.

Цель:

Заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

Задачи:

   Формировать гражданско-патриотические отношения к своему дому, городу, к природе; чувство гордости и ответственности за свою Родину.

    Развивать познавательный интерес к традициям семьи, города, Края.

    Воспитывать любовь к своей семье, городу, ценностное отношение к природе своего родного края.

     Дошкольное детство – важнейший период становления личности  человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств,
формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе. В дошкольном возрасте ребенок переживает то, что с ним происходит, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляют сферу чувств и эмоций ребенка.

    Чувство патриотизма многогранное понятие по своей структуре и
содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться, беречь и умножать богатства Родины. Все эти качества берут свое начало в дошкольном детстве.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране. Это касается и нравственных ценностей.

     У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

     В содержании ФГОС ДО отмечается необходимость воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процесс социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни является благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

    Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как на этой основе воспитывается патриотизм. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного   отношения к окружающему миру, любовь к семье, родному краю, родной стране.

    Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, формируют у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине.

    Патриотическое воспитание дошкольников — очень широкая тема. Сегодня воспитатель имеет возможность использовать в работе, как опыт прошлых поколений, так и вносить собственные творческие идеи.

    Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство воздействия на чувства и эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо в формировании человека, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, Родине.

    При раскрытии понятия патриотизм надо пояснить, что патриот не просто любит и уважает свою малую Родину, но является ее активным защитником.

Невозможно отделить защиту родной земли от заботы о природе. Образ Родины, имеет природный характер: великие реки, привольные степи, могучие леса, высокие горы, обильные сады и богатые пашни. Здесь возможен переход на экологические ценности.

    Через понятное детям утверждение «мы хотим, чтобы на нашей лужайке и в нашем сквере всегда было красиво и чисто» можно сделать обобщающее суждение о улице, городе, крае и стране.

    Наличие в ДОУ своей игровой площадки с деревьями и растениями, сквера или садика, живого уголка или комнатных растений позволяет ввести элементы экологического воспитания в практическую деятельность детей. Например: уборка игрушек в игровой комнате, помощь старшим в уборке по дому, работа в саду или огороде могут быть перенесены на примеры помощи природе, борьбы с загрязнением и уничтожением. Дети привлекаются к посильной и безопасной работе по уходу за уличными и комнатными растениями.

    При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе необходимо учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение). Приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует формированию чувства гордости за свою Родину.

    Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно - правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края можно провести экологические развлечения. Обычные детские развлечения легко совмещаются с патриотическим воспитанием.

    Нравственно-патриотическое воспитание является одним из элементов общественного сознания, именно в этом основа любого общества и государства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если сформировать у ребенка умение видеть красоту вокруг себя. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке нравственных качеств личности, приобщение к источникам культуры, природе родного края, воспитание эмоционального отношения к окружающему.

Список литературы:

1. Сурина, Н. М. Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] / Н. М. Сурина. − Электрон. ст. − URL:

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373: [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. − URL: http://base.garant.ru/197127/. − (дата обращения 14.08.2018).

3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез,
2005. – 208 с.

4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено): утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.: [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://refdb.ru/look/2588604.html. - (дата обращения 14.08.2018).

5. Антонюк, Е. А. Сотрудничество образовательных организаций по преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс] / Е. А. Антонюк. − Электрон. ст. − 2014. − URL:

6. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и
страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина.
– М.: Перспектива, 2011. – 296 с.

7. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / А.Я. Ветохи-
на, З.С. Дмитренко, Е.Н. Жигналь, Г.В. Краснощекова, С.П. Подопригора,
В.К. Полынова, О.В. Савельева. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 192 с.

8. Пакулова, О. А. Патриотическое воспитание в ДОУ / О. А. Пакулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 674-676. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35976/ (дата обращения: 04.12.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственно- патриотических чувств через любовь к родному краю"

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личнойсвязи с Родиной, не зная, как любили её нашипредки, наши отцы и деды…»Зацепина М.Б.    Исторически сложилось так, что любовь к Р...

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю

    Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю

В данном материале рассматриваются пути и способы нравственно-патриотического воспитания у дошкольников через воспитание любви к родному краю....

Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию через экологию родного края для средней группы.

Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию через экологию родного края для средней группы. Тема: «Путешествие по лесам родного края»Цель: ф...

План по самообразованию по теме: «Моя малая Родина-часть Родины большой. Нравственно патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края», по средствам нетрадиционной аппликации»

Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Конце...