«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация (подготовительная группа)

Игонина Татьяна Алексеевна

Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_konsultatsiya.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78 комбинированного вида»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила: воспитатель

Игонина Татьяна Алексеевна

Саранск, 2022

Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

Дошкольное детство крайне важный период формирования личности. Именно в эти годы закладываются основы, первичные представления об окружающем мире, о самом себе, о людях. У детей формируется определенное поведение, навыки и привычки, определенное отношение ко всему вокруг: к людям, к природе, к поступкам, к труду и так далее. Так формируется характер! И то, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявится в его будущей жизни, и, непременно отразится на нас в том числе, отразится в социуме.

Основа духовно-нравственного воспитания – культура семьи, образовательного учреждения, общества – то есть той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его развитие и становление.

Уже в дошкольном периоде, и даже ранее, необходимо прививать навыки вежливого поведения, бережного отношения к игрушкам, к вещам, к природе, ко всему. Все это прививается в процессе игр, труда по самообслуживанию, наблюдения и пр.

Суть нравственного воспитания заключается не в банальном заучивании правил и привычек поведения, это процесс самоопределения, самоуправления в соответствии с нормами морали, это общение и взаимодействие, процесс деятельности, принятия тех или иных решений, преодоление противоречий! Старший дошкольный возраст – ответственный этап становления личности и поведения человека.

Нравственные ценности тесно связаны с нравственными качествами: доброжелательность, человеколюбие, уважение к людям, к их индивидуальности, к их мнению; патриотизм, гуманизм, стремление совершать добрые поступки, не отвечать злом на зло, просить прощение и прощать в ответ, проявление терпимости, толерантности; дисциплинированность, забота, сострадание, совестливость, ответственность, трудолюбие, честность, справедливость.

Семья – как первичный институт воспитания главным образом влияет на формирование нравственности. В первую очередь именно родители – объект для подражания, и они, как никто другой, формируют у ребенка определенные ценностные ориентации, а затем уже влияет социальное окружение, в особенности детский сад и пр. Чем младше дети, тем больше можно повлиять на его чувства и поведение. Сначала формируется алгоритм социального поведения, а осознание критериев морали происходит намного позднее. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении к окружающему миру, поэтому нужна практика: ежедневно включать ребенка в бытовые ситуации – забота о братике/сестричке, о домашних питомцах, о комнатных растениях, помощь родителям, бабушке, дедушке и т. п. – то есть посильные ребенку дела, соблюдая при этом все меры безопасности.

Очень важно приобщать детей к народной культуре, народным традициям и обычаям. Это способствует развитию познавательного интереса у детей, осознанию себя частью своего народа, привитию гуманных и патриотических чувств. Накопленные веками различные наблюдения – за погодой, за поведением птиц, животных и насекомых отражаются в приметах и обычаях – это огромный источник информации о жизни людей, об их культуре, о труде, заботах, условиях и пр.

Мощнейшее влияние на сознание, чувства и разум ребенка оказывает художественная литература. Детям необходимо регулярно читать сказки! И не просто читать, но и обсуждать прочитанное. Вследствие небольшого жизненного опыта, ребенок зачастую не может извлечь главное из произведения, правильно оценить и объяснить поступок того или иного персонажа. Беседы о литературе способны раскрыть ребенку многообразие человеческих характеров, сложность взаимоотношений между людьми, особенностями поведения в различных ситуациях. Словом можно «окрылить» ребенка, сподвигнуть на добрые поступки.

Успех в духовно-нравственном воспитании дошкольников зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Расхождений во мнении быть не должно: к примеру, бережное отношение к игрушкам должно быть не только дома к своим собственным, но и к имуществу детского сада, или к игрушкам друзей, сверстников; или элементарные навыки поведения за столом во время принятия пищи должны соблюдаться и дома тоже. В противном случае все старания привить ребенку определенные качества окажутся тщетными.

Будьте внимательны к своим детям, к их жизни в детском саду, внутренним переживаниям!

Будьте опорой для них, другом, авторитетом!

Будьте примером для подражания!

Читайте детям сказки!

И беседуйте! Беседуйте обо всем на свете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...