КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация

Кузьменко Наталья Викторовна

В консультации рассказано с какого возраста прививать ребенку любовь к природе, какими знаниями должны обладать родители об охране природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Аленушка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:

«ФОРМИРОВАНИЕ  КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                                Воспитатель Кузьменко Н.В.

                                     

г. Константиновск

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность, - это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьёзные сбои, и приходится многое перестраивать в отношении человека  к природе, отражающем уровень его культурно – интеллектуального  развития.   В данном случае действует золотое правило экологии «Относись  к природе так, как  ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Культура природолюбия -  личностное  качество, включающее духовный и материальный опыт,  трансформирующееся в субъективное, чувственно – целостное, созидательное отношение к природе.

С какого возраста надо формировать любовь к природе?  С самого рождения ребёнка!  Всё начинается со средств народной педагогики -  сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. Но в настоящее время ценные традиции народной педагогики практически утрачены. Многие родители экологически неграмотны. Они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения.

Печально, но развитие культуры подрастающего поколения тормозится низкой культурой взрослых. В раннем возрасте важен их авторитет. Но дети часто видят, как  взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе и учат их прагматизму : «Костёр сам погаснет. Воды в реке хватит на всех . Не нужно жалеть цветы, их ведь много».  Такие фразы воспринимаются детьми с самого раннего детства, и переучивать их в дальнейшем сложно.

Готова ли современная семья дать ребёнку первоначальные  умения и навыки природоохранительной работы, сформировать основы культуры природолюбия?  Как показывает практика,  далеко не всегда. Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного  отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:

- этим должны заниматься воспитатели;

- нет необходимых  знаний;

- нет времени заниматься воспитанием.

Одна из особенностей нашего времени заключается в том, что окружающая среда даёт в подавляющем большинстве  опыт негативного содержания, образцы экологической безграмотности , бескультурья. В поле зрения детей постоянно находятся мусорные  свалки, загрязнённые водоёмы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным и т.д. Экологическое бескультурье становится «нормой», ребёнок воспринимает его как привычную картину окружающего мира.

Мы обращаем внимание всех и прежде всего родителей, что формирование  культуры природолюбия  необходимо начинать с себя. Важно быть авторитетом и образцом для подражания. Совершая определённые действия по отношению к природе нужно думать не только о себе, но и о будущих поколениях – детях, внуках. Нужно подарить им радость общения с Природой!

Известный географ и общественный деятель в области охраны природы Д.Л. Арманд  в своей книге «Нам и внукам» отмечал: «Приходя в гости  к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях».  Существуют  определённые правила и для посетителей природы. Важно при составлении и  объяснении правил  делать акцент на  отсутствие в них частицы «не» : вместо правил «Не рви цветы», «Не убивай животных» - «Сохраняй цветы», «Береги животных!».

Несмотря на то, что большинство родителей знают, как нужно относиться к растениям и животным, в реальных жизненных ситуациях они действуют по привычке, оставаясь равнодушными к живым существ. У иностранных авторов встречается выражение  - Экология или эгология? Среди причин эгоистичного отношения к объектам природы можно выделить следующие :

- недостаток или отсутствие представлений о растениях и животных как живых существах;

- низкий уровень наблюдательности;

- неумение видеть последствия негативных поступков;

- плохой пример окружающих.

Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют  продемонстрировать детям приспособленность растений и животных к среде обитания, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу. К таким методам относятся: наблюдения, направленное общение, труд в природе. Игровая и изобразительная деятельности позволяют отразить эмоциональные переживания ребёнка, связанные с восприятием природы и её познанием. Критерием сформированности осознанно- правильного отношения к природе, результатом экологической воспитанности является действенная готовность детей участвовать в создании необходимых условий для живых существ, готовность предотвратить их гибель или разрушение условий их жизни.

                ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию.  Минск, 2004г.
  2. Тюмасова З.И., Аменд А.Ф.Экологическое строительство детской души. Челябинск, 1994г.
  3. Научно практический журнал «Управление ДОУ» Москва, 2009г,№5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Подсказка для родителей по организации развивающего досуга для дошкольников во время летнего отдыха"

Консультация для всех взрослых, кто хочет занимательно проводить время с детьми во время летнего отдыха в кругу  своей семьи и вместе с гостями.Благодаря разнообразным играм дети научатся более э...

«Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников»

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность-это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серь...

Консультация родителей о возрастном процессе развития мышления дошкольников.

Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы развития мышления в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Н.Н. Поддьякова...

Консультация родителей о важности слухового внимания у дошкольников.

Хорошо развитое слуховое внимание это успешное усвоение любого материала и успех любой коммуникации....

"Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников"

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны не только все звенья, но и фундамент, на котором формируется личность....