Консультация для родителей «Первый раз в первый класс!»
консультация (подготовительная группа)

Елена Викторовна Бондарева

Что же такое готовность к школе?

Это развитие определенных качеств:

  • умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;
  • умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;
  • умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности.

Психологическая готовность содержит в себе следующие компоненты:

  • интеллектуальная
  • мотивационная готовность
  • волевая
  • коммуникативная
  • развитие мелкой моторики руки

Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления (ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, делать выводы).

Мотивационная готовность предполагает у ребенка желание принять новую социальную роль – роль ученика. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью – учёбой.

Волевая готовность предполагает, что ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определённые усилия, оценить результат своего усилия, а также уметь слушать и выполнять указания взрослого.

Коммуникативная готовность предполагает потребность ребёнка в общении, в том числе в общении с взрослым на новом уровне, умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться. Развитие мелкой моторики рук означает форсированность навыков пальцев рук осуществлению графических и механических операций, таких как лепка, рисование, письмо.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_-_pervyy_raz_v_pervyy_klass.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Первый раз в первый класс!»

Что же такое готовность к школе?

Это развитие определенных качеств:

  • умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;
  • умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;
  • умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности.

Психологическая готовность содержит в себе следующие компоненты:

  • интеллектуальная
  • мотивационная готовность
  • волевая
  • коммуникативная
  • развитие мелкой моторики руки

Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления (ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, делать выводы).

Мотивационная готовность предполагает у ребенка желание принять новую социальную роль – роль ученика. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью – учёбой.

Волевая готовность предполагает, что ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определённые усилия, оценить результат своего усилия, а также уметь слушать и выполнять указания взрослого.

Коммуникативная готовность предполагает потребность ребёнка в общении, в том числе в общении с взрослым на новом уровне, умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться. Развитие мелкой моторики рук означает форсированность навыков пальцев рук осуществлению графических и механических операций, таких как лепка, рисование, письмо.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

 Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий.

 Развивайте кругозор ребенка, водите его в театр, на экскурсии, в музеи; ходите на прогулки по окрестностям, паркам.

 Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать.

 Развивайте речь детей, познавательные процессы во время совместных игр.

 Хвалите за малые достижения.

 Создайте библиотеку познавательных книг.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ

Успешность обучения школе и социальной адаптации связана с еще одной стороной психологической готовности к школе: умением жить в коллективе, проявлять заботу о других. Как часто в школе между учеником, учителем и сверстниками создается полоса отчуждения. Одна из причин этого явления – неумение ребенка правильно общаться со взрослыми и детьми.

Что же можно сделать, чтобы научить ребенка общаться?

 Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей домой;

 Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей;

 Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его;

 Признавайте право ребенка на собственное мнение;

 Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения;

 Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми;

 Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры;

 Учите ребенка переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выдранные средства;

 Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.

 Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ

Если ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Заметить эти признаки можно задолго до поступления в школу. В этих случаях ребенок инфантилен, стремиться казаться младше своего возраста, живёт только по принципу "хочу", совершенно игнорируя "надо". Он негативно относится любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности ребенок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны.

Если Вы это замечаете в ребенке, то:

Сходите с ним на экскурсию в школу, покажите, как много там детей, посетите уроки, школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.

Нежелание идти в школу может объясняться и завуалированным страхом перед «взрослением". Такие дети неуверенно в себе, тревожны, не могут принять того, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут обидеть. Расскажите такому ребёнку, как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни.

Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.

Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, –это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех дол настать для будущего ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что все будет хорошо.

За год до поступления в школу можно потихоньку покупать ребенку необходимые для учёбы атрибуты, но не все сразу, а по одному. Сначала удобную ручку, чтобы с помощью учиться писать буквы и цифры, выполнять задания. Потом карандаши, чтобы рисовать ими только подарочные рисунки, затем несколько тетрадей, в одной из которых можно выполнять задания. Постепенно, ребенок примет роль "Буратино", у него появится желание собрать все, что у него есть в ранец и отправиться за знаниями.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ

Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности(учебной) является формирование произвольного уровня регуляции деятельности –действий (учебных и реализующих отношения с окружающей действительностью) в соответствии с заданными нормами. Недостаточное развитие волевой готовности с первых же дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний. Эти учащиеся неорганизованные, невнимательны, неусидчивы; плохо понимают объяснения учителя; допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе.

Как же это предотвратить?

Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня.

Придерживайтесь определенных правил организованного поведения. Ребенок должен:

  • вставать, есть, гулять, ложиться спать в одно и тоже время;
  • уметь занять себя интересным делом;
  • чередовать подвижные, шумные игры с умственными занятиями;
  • находить время для общих семейных дел и труда;
  • стараться не тратить много времени на режимные моменты (умывание, одевание и т. д.)

Выполнение детьми постоянных обязанностей в семье. Постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть:

  • Полив комнатных растений;
  • Мытье посуды за собой;
  • Уборка в игровом уголке;
  • Поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.
  • Выполнение трудовых поручений (сходить в магазин, подмести, накрыть на стол, вымыть посуду и т. д.);
  • Использование игр с правилами (как подвижных, так и настольных, дидактических); развивать умение подчиняться правилам;
  • Использование заданий, ориентированных на умение слушать и выполнять инструкции, умение работать по образцу.
  • Приучать к тому, чтобы любое начатое дело, ребенок доводил до конца;
  • Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство.

Список литературы

  1. Алферов А. Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 384с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Смысл, 2011. - 224 с.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Астрель, 2008. - 672 с.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Первый раз в первый класс!"

Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий...

Консультация для родителей. «Первый раз в первый класс».

Конец дошкольного детства и начало школы резко меняют жизнь ребенка: родители по-новому начинают оценивать, что и как он делает. То, к чему мама с папой относились снисходительно, вдруг оказывается за...

Консультация для родителей "Первый раз, в Первый класс!"

Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Поэтому к школе лучше подготовить ребенка заранее. Главное, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хо...

Консультация для родителей: "Первый раз в первый класс".

Начало школьного обучения меняет весь образ жизни выпускников детского сада. Данный этап очень сложный и ответственный. Именно от него зависит, как сложится учёба первоклассника в дальнейшем. Ребёнок ...

Консультация для родителей: "Первый раз в первый класс".

Школа является важным этапом взросления ребенка и переходом в режим повышенной ответственности. Дошкольник, попадая в первый класс, сталкивается с большим количеством нагрузки, информации и правил. Ем...

консультация для родителей "Первый раз в первый класс"

В собранном материале в доступной форме рассказывается о возможных сложностях при переходе от детского сада на следующую ступеньку образования - начальную школу; о кризисе семи лет, способах преодолен...