РАЗВИТИЕ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК
занимательные факты

Маслова Татьяна Владимировна

Речь-рассуждение является неотъемлемой стороной мыслительной деятельности ребенка, как необходимое условие осознанного усвоения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznyh_vyskazyvaniy.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК

Проблема развития связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка. Сущность связной речи и механизмы ее развития раскрыты в трудах многих исследователей, таких как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн,         Д.Б. Эльконин и др. Дискуссионными остаются вопросы обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточное внимание, и, по существу, отсутствует система работы по развитию высказываний такого типа.

Анализ теоретических основ проблемы и практики работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста связной речи позволил выявить существующее противоречие между возможностью развития у детей связных высказываний-рассуждений и недостаточным использованием в процессе решения данной задачи загадок, в частности.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи является типизированной, структурно оформленной в языковом плане разновидностью монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Речь-рассуждение отличается от других типов монолога специфическими функциями, структурой и языковыми средствами.

В рассуждении содержится разъяснение какого-либо факта, обосновывается конкретная точка зрения, выявляющая отношения и причинно-следственные связи. Рассуждение строится по ходу логической последовательности ответов на вопросы: «В чем смысл? Зачем? Почему?» Две смысловые части предложения неотъемлемы в рассуждении и взаимообусловлены.

Первая часть – это то, что поясняется, обосновывается, а вторая – это само пояснение, обоснование. Изложение того, что поясняется и обосновывается, требует в рассуждении непременное наличие объяснения и обоснования.

Проблема развития связных высказываний-рассуждений у ребенка старшего дошкольного возраста сложный и многоплановый процесс и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Знания детей об особенностях рассуждения в традиционной методике обучения родному языку закрепляются на различном материале:

− природоведческом – т.е. объяснение явлений природы; труда детей в природе или в уголке природы, наблюдения за сезонными изменениями в природе, при этом объяснение зависимостей в природе;

− исследовательской деятельности – обследование и экспериментирование;

− литературном – чтение произведений с объяснением морали произведения; анализ поступков героев, противопоставлений и т.д.;

− этическом – объяснение основных понятий (например - дружба, почему надо быть честным?) и т.д.;

− игровом – для этого необходимо использовать: схемы и инструкции при выполнении конструктивно-строительных заданий, объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу; объяснить, какие детали и зачем отобрал; классификация иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;

− объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр.

Наиболее интересна работа с разрезанной картинкой:

- ребёнок должен справиться с комбинированием;

- соотносить части и целое;

- применить метод пробы и ошибок.

Для этого широко используются различные дидактические игры, а также эффективны художественные произведения (сказки, рассказы, загадки и т.д.) – это упражнения детей в анализе, сравнении, сопоставлении.

Речь-рассуждение является неотъемлемой стороной мыслительной деятельности ребенка, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, целевых).

Если педагог базирует общение с дошкольниками на дисциплинарных указаниях, отдельных репликах, не формирует проблемных обстоятельств в ходе деятельности, то в этом случае, естественно, у детей не возникает надобности рассуждать. Если же определена задача, обосновать какое-то определение, дошкольники высказываются более развернуто. Их рассуждения, чаще всего, заключаются в положении и объяснении доказательств, конкретизирующих общее положение, высказанное в тезисе. В рассуждениях дошкольники чаще всего базируются на отображении объектов. Так, в повествовании о любимой игрушке, в угадывании загадки, дети в своих утверждениях свободно употребляют описание.

Для связи частей рассуждения дошкольники используют союзы «за то, что», «потому что», «поэтому». Следовательно, даже без особого обучения дошкольники применяют при необходимости высказывания типа рассуждений. Трудности в создании подобных высказываний определены их структурной схематичностью и неумением пользоваться специальными языковыми средствами связи смысловых частей.

Максимальные трудности у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются при стремлении сделать выводы. Так некоторые дошкольники совсем забывают закончить рассуждение, при этом опуская часть, в которой должен звучать соответствующий вывод. Однако значительная часть дошкольников стремится сделать вывод, только он, как правило, мало и нечетко формулирован.

Анализируя изученную литературу, можно сделать вывод, что базой для рассуждения у детей, является накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения. Для осуществления диагностики уровня овладения старшими дошкольниками связных высказываний-рассуждений были определены критерии оценки: понимание предмета рассуждения; структурирование собственного высказывания; полнота использования доказательной лексики; грамматика речи; самостоятельность высказываний; доказательность, логичность, обоснованность суждений.

Действенным методом развития логичности и доказательности речи является  загадка. Если ребенок разгадывает загадку, а не просто пытается угадать ее отгадку, он совершает довольно сложную мыслительную операцию, сравнивая и сопоставляя признаки объекта, описанного в загадке, с признаками предполагаемых им объектов. А чтобы доказать правильность отгадки, объяснить ее, необходимо подробное, последовательное и развернутое логическое рассуждение. Анализ материала загадки является основой для доказательства.

В технологии И.А. Лащеновой по обучению детей отгадыванию загадок подчеркивается необходимость побуждения детей к мотивации объяснению отгадки [2].

Для обучения детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям-рассуждениям на примере загадок была использована технология, включающая в себя задания на отгадывание загадок с использованием наводящих вопросов, способствующих умению рассуждать. Кроме отгадывания уже готовых загадок можно предложить детям сочинить собственные загадки, используя доказательства.

При правильном понимании большинством детей основной мысли задания, последовательно и точно построить рассуждение на предложенную тему, дети не затрудняются, лексика их богата, они не затрудняются в правильном построении предложений, речь не прерывиста, никто из детей не нуждается в подсказках взрослого по ходу рассуждения.

В работе с загадками речь старшего дошкольника насыщается разнообразными синтаксическими конфигурациями, возникают сложносочиненные предложения, придаточные предложения и предложения с однородными членами. Дети старшего дошкольного возраста, повествуя, подвергают материал анализу, оценивают, учатся рассматривать детально и рассуждают.

Таким образом, следует отметить, что работа по развитию умений у детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям-рассуждениям на примере загадок доказала свою эффективность. Развитие речи-рассуждения должно осуществляться планомерно, систематически, с учетом индивидуальных возможностей старших дошкольников.

Список литературы

  1. Бизикова О.А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста: учебное пособие. – изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 55 с.
  2. Лащенова И.А. Методика организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с использованием художественного слова // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. – 2017. – № 2 (7). – С. 99-104.
  3. Семенова, Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни / Н.В. Семенова. – М.: Академия, 2018. – 97 с.
  4. Шатрова С.А. Обучение старших дошкольников связным высказываниям-рассуждениям на примере загадок // В сборнике: Перекресток идей и гипотез. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 137-146.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Развитие связной устной речи у старших дошкольников ДОУ

В настоящее время развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.•Снижается уровень бытовой культуры•Бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров•Насаждение телевиз...

Консультация для педагогов:" Развитие связной монологической речи у старших дошкольников"

Раскрывается значение развитой связной монологической речи для формирования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...

Модифицированная программа "Развитие связной речи у детей старшего возраста посредством использования мнемотехники"

Хорошая речь - важнейшее условие всесторонненго полноценного развития детей....

РАЗВИТИЕ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК

Проблема развития связной речи детей занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в ...